Социология в Казахстане во второй половине 20 и начале 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:37, реферат

Краткое описание

Социология на этапе своего становления и развития переживает три процесса: институционализацию, академизацию и профессионализацию, которые между собой тесно взаимосвязаны. Академизацию и профессионализацию часто понимают как две стороны процесса институционализашш. Кроме них, специалисты называют еще один процесс - сциентификация социологии. Профессионализация означает повышение квалификации и формирование научных сообществ, академизация - вовлечение социологии в сферу университетской науки и завоевание социологией своего места в ряду академических дисциплин, сциентизация - превращение разрозненной суммы знаний в строгую науку, обладающую сложной внутренней структурой. Институционализация - более широкий процесс признания обществом социологии в качестве науки.

Содержание

Введение.
Социология в Казахстане во второй половине 20 и начале 21 века.
Социологические взгляды на развитие общества и личности казахстанских мыслителей. Взгляды Ч. Валиханова, Ы. Алтынсарина, А. Кунанбаева.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

социология срс1.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Согласно глубоко обоснованным представлениям казахского просветителя, два мотива лежали в основе такого подхода к этому вопросу. Первый состоял в том, чтобы сделать  местное самоуправление Восточного Туркестана послушным орудием в  руках китайских колонизаторов. «Назначение, выборы и утверждение туземных чиновников китайцы предоставили себе, и это составляет предмет особенной их заботливости. Высшие чины дают лицам, испытанным и известным своей преданностью богдахановскому правителю». Второй мотив состоял в стремлении китайской колониальной администрации превратить раздачу должностей  туземного «самоуправления» в свою частную собственность и использовать её как дополнительный источник обогащения. «Раздача должностей составляет для китайских мандаринов также источник своекорыстных выгод и дохолов». 
 
Глубокая  сущность философского осмысления политики Ч. Валихановым состояла в обосновании органической связи политики с властью и способом её устройства. Политика, согласно казахскому просветителю, это не только власть. Политика связана с властью. Он учёл то, что политика есть ещё и способ её устройства. Именно в этом заключается глубочайший смысл валихановского подхода к философским проблемам политики. Всякая политика есть власть, но не всякая власть есть политика. Только та власть может рассматриваться в качестве политики, которая заботится о способах своего производства. Однако способы устройства власти зависят  отнюдь не от желания  властвующих персон, а от независимо от них складывающихся обстоятельств. Обстоятельства же эти принудительно навязываются политикам извне. Просветитель полагал, что любая власть страдает вопиющими злоупотреблениями и  не останавливается, когда это выгодно ей, перед попранием законов, ею же принятых и ею же охраняемых. Не менее остро ставил Ч.Валиханов и проблему предметной области права. По логике его рассуждений, право представляет собой совокупность норм и правил поведения человека в процессе его общения с другими людьми, оптимального выбора способов взаимодействия с ними в конкретно сложившейся ситуации. Он был противником распространения юридических кодексов одних народов на кодексы других без учёта особенностей их жизненных обстоятельств. Он безукоризненно знал передовые политические  и правовые теории стран Запада и России и сумел убедительно доказать, что политико-правовая система азиатских стран состоит в вопиющем противоречии с принятыми в цивилизованном мире принципами демократических форм организации политической и правовой жизни общества.

 

Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин (1842-1889) – выдающийся казахский просветитель и демократ. По своим политическим убеждениям он был сторонником народного самоуправления, но решительно отказывался от идеи социализма, возможно потому, что идея социализма в его русском окружении и, тем более, в административных кругах, с которыми ему приходилось постоянно сталкиваться, была совершенно неприемлема и считалась чем-то губительным для существования общества. 
 
И.Алтынсарин внёс значительный вклад в дело борьбы против религии, особенно против ислама. Однако его антирелигиозная деятельность не носила такого боевого характера как антирелигиозная деятельность Ч.Валиханова. Критика религии как несостоятельного мировоззрения, разоблачение её реакционной сущности И. Алтынсариным порой достигала глубокой остроты и поднималась на довольно высокий уровень. Но она не была у него последовательной. Собственные взгляды и его отношение к религии носили противоречивый характер. Здесь у него выявились материалистические тенденции, прогрессивные черты. Имели место резкие отступления от материализма в сторону идеализма и даже религии. 
 
Несмотря на многочисленность, исследования творчества Ибрая Алтынсарина крайне мало затронули его публицистическую деятельность. Хотя общепризнанно, что наряду с Чоканом Валихановым и Абаем Кунанбаевым он является одним из основоположников публицистики. Основатель истории казахской журналистики Х. Н. Бекхожин обосновал данный факт, но во время господства идеологических догм подход к разностороннему творчеству Алтынсарина был минимально упрощен. 
 
И.Алтынсарин знал об ожесточённой борьбе шедшей на протяжении веков между материализмом с одной стороны, и идеализмом с другой. Симпатии его в значительной мере находились на стороне материалистического направления в философии.

 

Всю свою жизнь Алтынсарин посвятил просвещению родного народа. «Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования»,— писал он. 
 
Алтынсарин был убежденным сторонником содружества русского и казахского народов. Он пропагандировал демократическую русскую литературу, использовал опыт русских педагогов-писателей К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого.  
 
Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Современники, следившие за литературной деятельностью Ибрая Алтынсарина, уже при жизни смогли оценить, насколько она отвечает потребностям народа. В числе заслуг помимо собственного литературного творчества - составление хрестоматии на родном языке, которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879).

 

Он различает какие-то низшие и высшие ступени познания, хотя используемая им терминология не является совершенной. 
 
Таким образом, здесь ярко выражена материалистическая тенденция в мировоззрении казахского просветителя, которую, однако, не следует переоценивать. При всей своей враждебности к духовенству и религии, при всей симпатии и сочувствии знаниям и материалистическому направлению в философии, И.Алтынсарин не смог полностью освободиться от условностей своего времени, не сумел, подобно Ч.Валиханову, подняться на позиции атеизма и последовательного материализма. Он допускает идеалистические, и даже теологические отступления, которые хотя и не определяли сущность его мировоззрения в целом, но обнаружили их историческую ограниченность. И.Алтынсарин сам искренне верил в Бога, как первопричину мира, но только как в первопричину. Сотворив мир, Бог уже не вмешивается в дела мира и людей. Здесь всё идёт своим порядком без вмешательства каких-либо сверхъестественных сил. 
 
Следовательно, при решении основного мировоззренческого вопроса И.Алтынсарин встал на позиции деизма, в своё время распространенного среди борцов против феодального строя, и выступил как мыслитель, который, отстаивая материалистические взгляды на мир, в то же время, допускал непоследовательность, отклонения в сторону религии. С позиции деизма просветитель стремился преодолеть невежество и отсталость своего народа и с этих позиций он боролся против реакционных классов патриархально-феодального казахского общества. 
 
Ибрай Алтынсарин ввел в оборот целый пласт нравственно-публицистических категорий жизни казахского общества, попытался осмыслить их и дать необходимую оценку. Его эпистолярная публицистика предстает ключом к современной нравственно-педагогической публицистике страны. Изучение двух исторических формаций даст возможность нового творческого развития казахстанской журналистики, корни которой некогда были искусственно отделены от ее истоков. Наша задача - вернуть их всей нации.

 

Абай Кунанбаев –  выдающийся поэт и мыслитель, великий  зачинатель культуры, достойной бессмертия. Абай не только сумел освоить идеи устного творчества своего родного  народа, классического наследия культуры Востока, России и Европы, но и сумел переработать их в духе требований своего времени и в соответствии с окружающей его действительностью. Абай  Кунанбаев выходец из среды знатных степных феодалов, он всю жизнь провёл в борьбе за интересы казахской бедноты, народных масс, влачащих жалкое существование по воле царского самодержавия и тех социальных сил , которые поддерживали его и пользовались его поддержкой на окраинах русской империи. Абай был врагом эксплуататоров и радетелем трудящихся. 
 
Борьба за дружбу народов, которую в своё время начали прогрессивные мыслители прошлого, в их числе Абай Кунанбаев, отражала собой объектную тенденцию интеграции всех наций и народностей мира в процессе их исторического прогресса.  
 
Философия Абая, как и любого мыслящего деятеля исторического прошлого, никак не может быть подведена под заранее определённую схему. Говорили и писали, что Абай деист, рационалист,  материалист метафизического толка, материалист, допускающий теологические отступления и т.д. но на самом деле ни одно из этих определений не соответствовало действительности. 
 
Как и все прогрессивные мыслители своего времени, Абай превосходно понимал полную несостоятельность и реакционную сущность религии. Поэтому он подверг её беспощадной критике и развернул непримиримую борьбу против её проповедников и защитников. Он хорошо знал, что верой во всемогущество Аллаха пытаются прикрыть свою гнусную душу и свои коварные, грабительские цели господствующие силы общества. Ибо только слепой верой в бога можно обосновать и оправдать то, что отвергается разумом. Именно поэтому мыслитель настойчиво доказывал, что не слепая вера в Аллаха, - а только истинная вера – иман, освещённая светом разума, способна открыть путь к сердцу человека и направить его прямой дорогой к свершению добра, любви и справедливости. Особое возмущение вызвало у Абая то, что мусульманское духовенство, будучи само абсолютно невежественным даже в вопросах проповедуемой им религии пыталось сосредоточивать в своих руках дело обучения людей грамоте и приобщения их к активной духовной жизни. Но не только невежеством характеризуются отрицательные черты мусульманского духовенства. Абай прекрасно понимал, что само невежество они насаждают с целью поработить народ духовно и через духовное порабощение народа грабить его, наживаться за счёт него. Абай безжалостно вскрывал и аморализм мусульманских суфиев, называя их «лицемерной сатаной в образе человека», муллы ишанов – «лженаучными», а всё мусульманское духовенство в целом – невеждами из невежд, совратителями людей с пути истины и добра. Абай не был последователем ни одной из известных ему философских школ, но и сам не стал основателем сколько-нибудь чётко выраженного направления. Он внёс довольно существенный вклад в передовую философию своего времени, не утратившую во многих отношениях своего значения и по сию пору.

Основой положительных  нравственных качеств человека, считал он, является жажда знаний, просвещения, науки. Так как только в душу просвещённого  человека вселяется свет чисто истинной и искренней веры в Бога (иман), веры, незапятнанной религиозным лицемерием, обманом и ханжеством. 
 
    Вместе с тем следует отметить, что гуманист  Абай,  резко  бичуя  своих современников за антиобщественные, безнравственные  поступки,  винит  в  них местных правителей — волостных  и  биев,  которые  не  только  не  слушаются добрых советов и наставлений, но и сами разжигают низменные  страсти,  винит богачей, которые считают, что  «все  можно  купить  за  скот»,  что  «честь, бесчестье, разум, наука, вера, народ для них не дороже скота».

Абай пытается дать своеобразное философско-теологическое обоснование необходимости гуманизации общественных отношений. Он настойчиво доказывает, что антигуманные, антинародные деяния и то зло, которое чинят имущие социальные слои против простых народных масс, против человека труда, стоят в вопиющем противоречии с самими основами и сущностью истинной веры. Нравственная философия Абая в значительной мере носит дидактический характер и нацелена на то, чтобы освободить простого казаха от моральных пороков, аморального поведения и привить ему стремление к знаниям и культуре, к благородству, к честности, к трудолюбию, и т.п..  Он самым решительным образом оберегал веру во Всевышнего от религии и не проявил ни малейшей склонности отождествлять религию с искренней верой (иман), основанной на понимании действительной сущности Божественного духа, абсолютно чистого и возвышенного, по сравнению с духом и страстями простого смертного, каковым является любой из людей.

Познавая мир посредством  своего разума, человек постигает  не мнимую, как в религии, а действительную, как в науке, сущность Божества и таким путём приобретёт  сам подлинно человеческие черты, становится действительным человеком, способным понять, что Любовь и Справедливость, как высшие формы выражения сущности Бога, должна стать его собственной сущностью. 
Заключение 
Зарождение ядра казахской журналистики пришлось на конец XIX - начало ХХ века. Стоявшие у ее истоков просветители пытались заложить в ней лучшие качества: свободомыслие, национальное своеобразие, стремление к многообразию точек зрения. Но процесс ее формирования пошел по единому советскому типу, который нивелировал национальные подходы. И, вероятно, поэтому столь важным является возвращение к бесценным истокам, к идеям Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева, А. Байтурсынова, А. Букейханова, С. Торайгырова. В настоящее время существуют все необходимые предпосылки для развития полноценной и всесторонней национальной журналистики. Но для этого необходимо творчески переосмыслить опыт предшественников, адаптировать сформированные столетие назад идеалы к современности, осмыслить богатство их разностороннего творчества, чтобы идти дальше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Социология Казахстана является частью теории социологического знания, и исследует процесс становления и развития науки. В этом качестве она имеет свою историю, неразрывно связанную с генезисом социологической дисциплины, процессом институциализации и функционирования в обществе, сменой ее исследовательских парадигм формами структурирования, определением предметной области, взаимоотношениями с другими науками. Становлению и развитию социологии в Казахстане основной толчок дала независимость Республики. Социологи считают, что общество - это продукт человеческой мысли, которую, следовательно, можно изменить.

 

В становлении и развитии социологической науки в Республике Казахстан важную роль сыграли труды доктора философских наук, профессора Н. Аитова. Важное место в изучении проблем этнотерриториальных культурных контактов занимает монография доктора социологических наук, профессора М. Тажина. В данной работе подчеркивается, что зачастую содержание проблемы и способы ее решения сводятся к перестройке языковой политики в регионах. Разумеется, это исключительно важное направление формирования регионального равенства в культурном и политическом отношении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Слова назидания Абая
  2. А.Х. Касымжанов «Портреты штрихи к истории степи»
  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И., Социология в 3-х томах. – М.: Наука,2000.
  4. Биекенов К.У. Перспективы развития социологической науки// Перспективы развития науки. Приглашение к размышлению. Алматы: Казак университет, 1998.
  5. Кравченко А.И. Социология. М., 1997.
  6. Прокопьев М.В. Основы социологии. Учебное пособие. – М., 2001.
  7. Современные западные исследования социологической классики. - М.: Наука, 1992.
  8. Социология. Под ред. К.Габдуллиной. А., 1997.
  9. Социология: Учебник для вузов. Под ред. В.Н.Лавриненко-М.:ЮНИТИ,2001, 1998.
  10. Социология: Курс лекций/А.А.Радугин, К.А.Радугин.-3-е изд.,перераб. и доп.-М.:Центр,2000.
  11. История социологии. Под общ.ред.Елсукова А.Н. - Минск, 1993.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социология в Казахстане во второй половине 20 и начале 21 века