Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 14:51, реферат
Цель данной работы изучение темы: «Социальная девиации». Задачи данного реферата:
• Определить понятие девиантного поведения;
• Рассмотреть относительность отклоняющегося поведения;
• Изучить теории рассматривающие девиации, как отклонение от норм;
Введение……………………………………………………………………...........2
Глава 1. Понятие девиантного поведения…………………..……..…….............3
Глава 2.Относительность отклоняющегося поведения…………………...……5
2.1.Культурно одобряемые отклонения…………………………………………5
2.2.Культурно осуждаемые отклонения…………………………...…………….8
Глава 3.Теории рассматривающие девиации как отклонение от норм,
признаваемые всем обществом (функционалистский подход)……………….13
Глава 4.Теория стигматизации (приклеивании ярлыков)……………..……....15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников…………………...………………………20
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие девиантного
поведения…………………..……..……......
Глава 2.Относительность отклоняющегося поведения…………………...……5
2.1.Культурно одобряемые отклонения…………………………………………5
2.2.Культурно осуждаемые отклонения…………………………...…………….8
Глава 3.Теории рассматривающие девиации как отклонение от норм,
признаваемые всем обществом (функционалистский подход)……………….13
Глава 4.Теория стигматизации (приклеивании ярлыков)……………..……....15
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………...………………………
Введение
Своевременное обнаружение и разрешение психологических проблем имеет большое значение как для общего эмоционального благополучия отдельно взятой личности, так и для профилактики возникновения возможных психологических нарушений у населения в целом. С этой целью в нашей стране создаются различные психологические службы, в том числе психологические консультативные центры. Кроме того, знание основных причин формирования отклоняющегося поведения, механизмов развития и способов нивелирования нужды не только психологам, педагогам, медицинским и социальным работникам, но прежде всего родителям, поскольку именно семья является основным, если не решающим фактором, провоцирующим возникновение отклонений на психологическом и поведенческом уровнях.
К сожалению, не существует такого идеального общества, в котором все его члены соблюдали бы нормы и общепринятые правила поведения.
«Социальное отклонение» означает поведение индивида или целой социальной группы, несоответствующее нормативным требованиям, вследствие чего эти требования нарушаются. В простых обществах с небольшим числом членов это отклоняющееся поведение легко проследить и подвергнуть социальному контролю, но в обществах со сложной структурой проблема девиантного поведения может достигнуть весьма значительных размеров. Данная проблема актуальна на всем протяжении существования общества.
Цель данной работы изучение темы: «Социальная девиации». Задачи данного реферата:
1. Понятие девиантного поведения
Под девиантным (отклоняющимся) поведением в широком смысле понимают любые поступки или действия людей, не соответствующие писаным и неписаным нормам, причем как положительные, так и отрицательные. Это могут быть культурно одобряемые отклонения, например сверхгениальность, героизм, самопожертвование, альтруизм, трудоголизм и др., а также культурно неодобряемые отклонения, начиная от безбилетного проезда, кончая убийствами и другими тяжкими преступлениями.
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения от нормы (от закона), которые влекут за собой уголовное наказание. Совокупность противоправных поступков получила в социологии название - делинквентное поведение. Девиантное поведение - относительно, поскольку имеет отношение к моральным нормам, ценностям данной группы, делинквентное - абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.
Принято различать первичную и вторичную девиацию. Первичным называют такое отклонение, которое в целом соответствует принятым в обществе нормам и является настолько незначительным и терпимым, что окружение индивида не квалифицирует его девиантом, и он себя таковым не считает. Под вторичным отклонением понимают поведение, которое в значительной степени отклоняется от существующих в группе норм и потому определяется как девиантное, и личность уже идентифицируется как девиант.
Основы социологической теории девиации были положены Э. Дюркгеймом. По его мнению, основной причиной девиации является аномия - состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Все это нарушает стабильность общества, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций [1].
Дальнейшее развитие теория аномии получает у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считал разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. На основании дилеммы «цель - средства» Р. Мертон выделил пять типов поведения, четыре из которых относятся к девиации.
При использовании этой типологии необходимо помнить, что люди, живя в обществе, никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами.
В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы, но преобладает какой-то один.
2. Относительность отклоняющегося поведения
2.1. Культурно одобряемые отклонения
В зависимости от отношения культуры, принятой в данном обществе, к отклоняющемуся поведению, выделяют культурно одобряемые и культурно осуждаемые отклонения.
Как правило, люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет свои представления о понятии возвеличивания. То же можно сказать и о групповых представлениях. Кроме того, ранжирование великих людей со временем меняется. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят гениальные полководцы, в другое время самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые. Чаще всего к необходимым качествам и способам поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям, относят:
2.2. Культурно осуждаемые отклонения
Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Эти общества не строго относятся к индивидуальным неудачам в достижении одобряемых ими отклонений.
При рассмотрении этого вопроса необходимо прежде всего выделить ту часть культурно осуждаемых отклонений, которая не рассматривается в курсе социологии. Тот, кто имеет физические или психические дефекты, может быть совершенно не способен к обычным для нормальных членов общества ролевым достижениям или нормальному поведению. "Психический дефект" означает, что у данного индивида наблюдаются ограниченные способности к обучению в результате тяжелой наследственности или повреждения рассудка. Диагнозирование этих дефектов лежит вне области социологии, но социологов интересует как общественное мнение по поводу этих дефектов, так и социальная распространенность и виды социальных отклонений, встречающиеся у этих неполноценных людей. Психические дефекты могут быть врожденными и приобретенными вследствие тяжелого заболевания или внутриличностного конфликта (например, постоянного страха, ролевого несоответствия и др.). В данном случае характерно слабое восприятие существующих норм, слабое обучение этим нормам и слабая защита от внутренних бессознательных влечений. Сложность изучения этого вопроса состоит в том, что психический дефект может проявиться у индивида только в одной области жизнедеятельности, а в остальном он достаточно строго придерживается общепринятых норм поведения.
Очевидно, что психические дефекты лежат в основе ограниченной части культурно осуждаемых отклонений. Относительно определения и изучения других причин таких отклонений существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории.
Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Сама по себе эта идея так же стара, как человеческая история. В обществах давно укоренились выражения: "лицо убийцы", "порочные черты лица" и т.п. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах всех этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом [2].
Из современных теорий самой разработанной считается теория В. Шелдона (203), который выделил три основных типа человеческих черт, влияющих, по его мнению, на совершение поступков, которые характеризуются как отклоняющееся поведение: эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба). Шелдон описал определенные виды поведения, присущего каждому типу: например, преступные типы и алкоголики в основном принадлежат к мезоморфным типам. Однако практика доказала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны многочисленные случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог и муху обидеть.
Что же касается нарушения нравственных норм и законов, то оно в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось. К такому виду отклонений, как правило, относятся: