Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Период развития социологии как самостоятельной науки насчитывается полтора столетия. Естественно, что за это время изменились понятия о предмете данной науки, то есть представления о круге изучаемых явлений и процессов, а также о способах их изучения. Однако при всех различиях в определениях социологии сохранялась общая позиция, отраженная в названии. Социология - это наука об обществе и общностях людей.

Содержание

Введение
I. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания.
II. Система категорий, законы и основные функции социологии.
III. В левой колонке таблицы даются понятия, в правой их определения в произвольном порядке. Необходимо дать правильное определение понятиям.
Понятия
Определения
Фундаментальная социология
Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни.
Отраслевая социология
Ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания.
Эмпирическая социология
Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития.


Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная социология.docx

— 49.39 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение

I. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания.

II. Система категорий, законы и основные функции социологии.

III. В левой колонке таблицы даются понятия, в правой их определения в произвольном порядке. Необходимо дать правильное определение понятиям.

Понятия

Определения

Фундаментальная социология

Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни.

Отраслевая социология

Ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой  области знания.

Эмпирическая социология

Формирует научные основы анализа  отдельных сфер общественной жизни  и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов  и законов их функционирования и  развития.


 

Заключение

Список  используемой литературы

 

 

 

Введение

Период  развития социологии как самостоятельной  науки насчитывается полтора  столетия. Естественно, что за это  время изменились понятия о предмете данной науки, то есть представления  о круге изучаемых явлений  и процессов, а также о способах их изучения. Однако при всех различиях  в определениях социологии сохранялась  общая позиция, отраженная в названии. Социология - это наука об обществе и общностях людей.

Каждая  из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе  теорий, законов, категорий, принципов  и т. п. и выполняет особые функции  по отношению к практике, исследует  определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в  общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

Что же и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.

 

I. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания.

Социология  относится к сравнительно молодым  наукам. У нее есть конкретный родоначальник - французский ученый Огюст Конт. В 30-е гг. 19 в. естественные науки (физика, химия, зоология) находились в состоянии  бурного развития, делались крупные  открытия. Конт первым поставил перед  научной общественностью важную проблему. Познавая живой и неживой  мир с помощью научных методов, исследователи накопили множество  всесторонних фактов об эволюции живого мира, о металлах, газах, и массе  других природных явлений, но до сих  пор не было науки, которая бы бесспорно  научными методами изучала само человеческое общество. Конт предложил создать  такую науку (первоначально назвал ее социальной физикой), которая подобно  физике должна изучать общество, накапливая факты, убедительно позволяющие  делать правильные выводы. Чуть позже  Конт предложил другое название –  социология (социо – общество, логос – слово, знание, наука).

Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут  изучать общество - наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия проводимых реформ, и в целом управлять  обществом.

Предметом социологии Конт считал общество, общественную жизнь, связи между группами людей, различными учреждениями, созданными людьми для управления, для наилучшего распределения. Социология времен Конта  превратилась в ведущую науку  об обществе. Сегодня существуют десятки наук, изучающих общество, те или иные стороны жизни общества: экономика, демография, этика, философия, культурологи, история и т.д. Родственными дисциплинами являются история, философия, демография, этнология, - все они изучают общество с позиций его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс: философия раскрывает общие законы устройства, развития и функционирования общества; история дает конкретную картину реализации этих законов в их движении от прошлого к настоящему; демография и этнология изучает конкретные народы и культуры в их историческом развитии и конкретизирует эти общие законы в структуре общества. Многие разделы теоретической социологии сопоставимы с философскими реконструкциями. При анализе таких понятий социологии, как, например: общество, культура, цивилизация, класс и т.д., очень трудно провести границу между философскими и социологическими ракурсами.

Ведь  социология изучала общество, социальные отношения и социальные общности, их деятельность, а философия хотя и изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком  уровне обобщения — на уровне раскрытия  их сущности, а не в развертывании  сущности в действительности, выявлении  жизни во всем ее противоречивом существовании  как это делает социология. Постепенно, по мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность. Социология как определенный тип знаний об обществе выходя из недр социальной философии, перенимает философскую культуру, признавая особое значение теоретического обобщения, целостного концептуального осмысления социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению той ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе реальных социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм — сводивший социальное к природному, антипозитивизм — настаивающий на специфике социального.

Анализ  зарубежных источников показывает, что  чаще всего социология определяется как наука о различных социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни американские социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или  в социальных условиях. Цель такого изучения —понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты. По мнению бельгийского социолога Миха де Костра, социология изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным — это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука социология.

Современная социология — это множество течений  и научных школ, которые по-разному  объясняют ее предмет и роль, по-разному  отвечают и на вопрос что такое  социология. Существуют различные определения  социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии»  дает определение социологии как  науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рацио-нальное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук — теорией права, политической экономией, историей, психологией, фило-софией и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства — только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.

Следовательно, социология — это наука о родовых  свойствах и основных закономерностях  общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное  восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и 'новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей общество-знания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная со-циология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Что же представляют макро- и микроуровни социологии? Мокро-социологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них происходящих. Социальная общность, выступающая объектом макросоциологического анализа,— это цивилизация и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами. Макросоциологический подход к явлениям интересует общество как целостный социальный организм. В отличие от макро- микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам групповых, общностных поступков и т. п.

Социология  — наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между  общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.

Информация о работе Социология как наука