Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:15, контрольная работа
Цель работы исследовать социологию как науку, ее структуру и уровни социологического знания Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1) Выявить почему и когда возникла такая наука, как социология, для чего она необходима, в чем проявляется специфика социологического знания, дать определение понятия социология
2) Выделить объект и предмет социологии
3) Раскрыть структуру социологического знания. При этом указать три взаимосвязанных и равнозначных уровня социологического знания. Выделить макро- и микросоциологию; теоретический и эмпирический уровни социологического знания, каково отношение между ними; раскрыть содержание фундаментальной и прикладной сферы социологии.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Предмет и объект социологии, ее специфика и связь с другими науками об обществе……………………………………………………………………………...4
2. Структура, уровни, задачи и функции социологического знания…………………………………………………………………………………8
3. Соотнести предложенные понятия с их определениями, размещенными в произвольном порядке.…………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………
Контрольная работа
По социологии
На тему «Социология как наука»
Вариант 2
Липецк - 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Предмет и объект социологии, ее специфика и связь с другими науками об обществе…………………………………………………………
2. Структура, уровни, задачи и функции социологического знания………………………………………………………………
3. Соотнести предложенные понятия с их определениями, размещенными в произвольном порядке.…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………16
Введение
Социология – это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных, отношениях и общностях.
Понимание тончайших, но сложных и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта, является основой социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два века. Она остается ведущей дисциплиной, в рамках которой проводится анализ природы этих изменений. Сегодня наш мир радикальным образом отличается от прошлого; задача социологии состоит в том, чтобы помочь нам понять этот мир и его будущие возможности. Непрерывность и перемены в общественной жизни можно представить в виде “смеси” преднамеренных и непреднамеренных последствий человеческих действий. Задача социологии — исследовать полученный в результате баланс между социальным воспроизводством и трансформацией. Социальное воспроизводство показывает, каким образом общества “поддерживают свою жизнь” во времени, трансформация обозначает перемены, которым общества подвержены
Цель работы исследовать социологию как науку, ее структуру и уровни социологического знания Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1) Выявить почему и когда возникла такая наука, как социология, для чего она необходима, в чем проявляется специфика социологического знания, дать определение понятия социология
2) Выделить объект и предмет социологии
3) Раскрыть структуру социологического знания. При этом указать три взаимосвязанных и равнозначных уровня социологического знания. Выделить макро- и микросоциологию; теоретический и эмпирический уровни социологического знания, каково отношение между ними; раскрыть содержание фундаментальной и прикладной сферы социологии.
4) Выяснить: может ли существовать наука с присущей только ей определенной системой категорий и понятий; в чем проявляется сущность социологических категорий, какое содержание мы вкладываем в них; охарактеризовать три основные группы категорий, выделить ключевое понятие для социологии.
5) Раскрыть взаимосвязь социологии с другими науками и просмотреть их сходство и различия.
Предмет и объект социологии, ее специфика и связь с другими науками об обществе.
Социология как наука:
Социология (от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος
Продолжателем идеи Конта стал Эмиль Дюркгейм. Конт по Дюркгейму – отец социологии. Дюркгейм подчеркивал преемственность и связь своих идей с его теорией. Дюркгейм руководствовался тем же идеалом позитивной социологии, что и Конт. Тоже считал, что нет разницы между познанием общественной жизни и природной среды. Хотя Дюркгейм отвергал то, что его социология позитивистская.
Социология по Веберу – наука, которая занимается социальными действиями, толкуя и понимая эти действия через объяснения. Таким образом, социальные действия - это предмет изучения. Толкование, понимание метод, благодаря которому причинно объясняются явления. Тем самым понимание является средством объяснения.
Наряду с социологическими учениями О. Канта, Э. Дюркгейма и М. Вебера, других социологов широкое распространение во второй половине XIX и в XX в. получила социология марксизма. Устами своих основоположников Карла Маркса и Фридриха Энгельса она заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других науках. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой и другими видными представителями марксизма XX века.
Предмет социологии – результат научных социологических исследований. Предмет социологии можно определить как концептуальную понятийную схему социальной реальности.
В целом существует три точки зрения на проблему определения предмета социологии:
• Социология – совокупность всех общественных наук, изучающих мир социальных явлений;
• Социология – наука о социальных процессах, существующих наряду с экономическими, политическими, духовными и не изучаемых другими науками;
• Социология изучает целостность общественной жизни в системном единстве всех ее компонентов.
Предмет социологии имеет специфическими признаками:
• статическая сторона предмета изучает структуры общества, их элементы и условия существования;
• динамическая сторона предмета исследует характер и формы взаимодействия индивидов и групп, посредством которых осуществляется воспроизводство социальной структуры;
• социология познает социальные процессы и объясняет их природу путем анализа фактов, формулирования гипотезы и построения теории.
Объект социологии – совокупность явлений, свойств, связей и отношений, которые объединяются понятием социальных
Итак, объект - это живые люди, которых опрашивают или за которыми наблюдают, здания, документы, памятники культуры и т.п., которые можно видеть, осязать, измерять, пересчитывать.
Объект науки:
• Это реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира.
• Область окружающей действительности, на которую направлен исследовательский поиск.
• Поле исследовательской деятельности.
Социологическое знание включает в себя три элемента:
• социологические факты;
• гипотезы;
• теории.
Социология опирается на эмпирические факты. Социологическое исследование начинается с предположения – гипотезы. После выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели переходят к отбору инструментов познания: наблюдения, опроса, анкеты, анализа официальной статистики и т.д. Обобщение полученных данных позволяет построить научную теорию, то есть систему знаний и принципов, которая либо подтвердит, либо опровергнет выдвинутую гипотезу.
Макросоциология
Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода? Основные концепции: Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт). В макросоциологическом подходе рассматриваются теории социальных изменений — теория прогресса и циклические теории: теория социокультурной динамики Питирима Сорокина и теория бифуркации. Также в макросоциологии рассматривается социальная структура. Основные понятия теории социальной структуры:
Социальное неравенство
1. Личностное.
2. Неравенство возможностей.
3. Неравенство ресурсов.
4. Неравенство результатов.
Социальный статус. Положение индивида относительно других людей в иерархически организованной дифференциации людей.
Социальный слой. Объединение индивидов с одинаковым социальным статусом, то есть с одинаковым положением в социальном неравенстве.
Социальный институт. Комплекс норм и правил, установок, регулирующих взаимодействие между различными социальными слоями.
Социальная структура. Совокупность упорядоченных, устойчивых отношений между социальными слоями, регулируемая социальными институтами.
Микросоциология
Микросоциология – раздел социологии, объектом изучения которого являются так называемые малые группы (малочисленные по составу социальные группы, члены которых находятся в устойчивом личном общении друг с другом). К малым группам относятся семья, первичный трудовой, научный, спортивный, воинский и другие коллективы, школьный класс, религиозная секта и др. Микросоциология возникла в 30-х гг. XX в. как одно из направлений буржуазной социологии. Ее методологической основой послужили философские принципы позитивизма, теоретической основой - работы Г. Зиммеля, Ч. Кули, Дюркгейма, Ф. Тенниса и др., эмпирическим базисом стали данные исследований раза личных социальных проблем буржуазного общества (необходимость разрешения межклассовых, межнациональных и межрасовых конфликтов, поиск резервов повышения производительности труда, эффективность пропаганды, борьба с преступностью, разложением буржуазной семьи, ростом психических заболеваний и т. д.). Теоретическая микросоциология представлена работами Морено, Дж. Хоманса, Р. Бейлса (США), Гурвича (Франция), Р. Кенига (ФРГ) и др. Прикладная микросоциология, тесно связанная с социальной психологией, синтезировала в себе разные направления: социометрическое, идущее от психиатрии (школа Морено), психологическое, или «групповая динамика» (школа К. Левина), и бихевиористское, представленное социологами школы Мэйо. В рамках этих направлений разработаны соответствующие методики и техника исследования малых групп и контактных коллективов, различные виды наблюдений, опросов, интервью, социометрическая техника (построение шкал, матриц, графическое изображение структуры малых групп и т. п. Методологический недостаток микросоциологических исследований в рамках буржуазной социологии заключается в неправомерных попытках перенести выводы, полученные от изучения малых групп, рассматриваемых как базисный элемент общества, на большие социальные группы и общество в целом.
Эмпирический и теоретический уровни
Различают два тесно связанных между собой уровня научного исследования: 1) эмпирический - нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденций протекания того или иного процесса, и 2) теоретический - формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, на основе которой формируется научная картина мира. Эмпирическое (от греч. empeiria - опыт) означает все, что человек получает с помощью чувственного опыта. Эмпирическим является знание, полученное опытным путем и отражающее реальное явление. Теоретическое знание описывает мир, который невидим ни глазу, ни прибору, а, стало быть, не может стать объектом эмпирических методов.
Используя всего четыре метода - наблюдение, анкетирование, интервью, анализ документов, социолог создает большое количество эмпирических фактов, отражающих реальную картину общества. Однако эта совокупность осталась бы множеством материала, а не целостной картиной мира, не имей ученый надежного и эффективного механизма их упорядочения. Он называется теоретическим мышлением, в основе которого лежит логика. На стадии построения эмпирического знания прибегают к помощи статистики.
Заключительным этапом любого исследования должно быть внедрение полученных результатов. Итогом исследования должно быть получение новых научных знаний, объективной истины, соответствия вновь сформулированного знания действительному состоянию объекта, а также намеченным программой исследования практическим результатам.
Фундаментальное и прикладное направления
В развитии социологической науки выделяют два основных направления: фундаментальное и прикладное.
• Фундаментальное направление формулирует общие закономерности строения, развития и функционирования общества. В центре внимания находятся наиболее общие вопросы развития и функционирования общества и места в нем личности; вопросы познания, проблемы построения структур социальных ассоциаций, конструирования математических моделей социальных общностей и процессов; разработки методов изучения социальных процессов и явлений и т.д. Результатом подобного анализа являются социологические теории и концепции, имеющие высокую степень абстракции. Этот уровень социологического познания называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими.
• Прикладное направление связано с необходимостью практического решения социальных проблем современного общества и составляет эмпирический уровень знания. Этот уровень формируется посредством сбора многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, их последующей обработки, а также обобщения и формулирования первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни.