Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:01, лекция

Краткое описание

Социология как наука сложилась к первой половине XIX в. Ее основателем считается французский инженер и философ, основатель позитивизма1 Огюст Конт (1798-1857). Именно он и придумал слово «социология» : склеил в одном слове латинское слово societas (общество) и греческое слово logos (знание, наука). Получилось : «наука об обществе». Но при этом неизбежно встает вопрос : а что – до Конта никто об обществе не размышлял ? Почему наука об обществе возникла так поздно, только в начале XIX в., после естественных наук и многих гуманитарных? На этот вопрос существуют два ответа, каждый из которых освещает свою область, свои «корни», источники социологии – (1) «внутренние», познавательные (гносеологические) и (2) «внешние», социально-исторические. (1) Во-первых, общество – гораздо более сложный объект изучения, чем объекты естественных наук. Общество – это прежде всего совокупность социальных связей и отношений между людьми, которая постоянно и быстро изменяется

Содержание

1. Генезис социологии : О.Конт и Г.Спенсер.
2. История российской социологии.
3. Предмет и объект социологии.
4. Социология и другие науки.
5. Структура социологического знания.
6. Основные функции социологии.

Вложенные файлы: 1 файл

темы социологии.docx

— 47.02 Кб (Скачать файл)

ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ.

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

Вопросы лекции :

1. Генезис социологии : О.Конт и Г.Спенсер.

2. История российской  социологии.

3. Предмет и объект  социологии.

4. Социология и другие  науки.

5. Структура социологического  знания.

6. Основные функции социологии.

1.Генезис  социологии.

Социология как наука сложилась  к первой половине XIX в. Ее основателем считается французский инженер и философ, основатель позитивизма1 Огюст Конт (1798-1857). Именно он и придумал слово «социология» : склеил в одном слове латинское слово societas (общество) и греческое слово logos (знание, наука). Получилось : «наука об обществе». Но при этом неизбежно встает вопрос : а что – до Конта никто об обществе не размышлял ? Почему наука об обществе возникла так поздно, только в начале XIX в., после естественных наук и многих гуманитарных? На этот вопрос существуют два ответа, каждый из которых освещает свою область, свои «корни», источники  социологии –  (1) «внутренние», познавательные (гносеологические) и (2) «внешние», социально-исторические. (1) Во-первых, общество – гораздо более сложный объект изучения, чем объекты естественных наук. Общество – это прежде всего совокупность социальных связей и отношений между людьми, которая постоянно и быстро изменяется. Поэтому его закономерности найти гораздо труднее. (2) Во-вторых, общественные потребности в создании дисциплины, которая регулировала бы отношения между людьми, возникли только в начале XIX в., после великой французской революции, в эпоху становления западноевропейского капитализма. Действительно, об обществе размышляли и Платон («Государство»), и Августин Блаженный («О Граде Божием»), и Томас Гоббс («Левиафан»), и многие другие. Но подлинная наука об обществе возникла только в начале XIX в., во времена Огюста Конта, когда госслужащим потребовались не абстрактные рассуждения о сущности человека или о природе общественного бытия, а конкретные знания о том, как совершенствовать общественную жизнь. После чудовищных лишений  и нечеловеческих мук, выпавших на долю жертв  французской революции (и последовавших за ней наполеоновских войн), встал вопрос о том, как именно следует управлять обществом, чтобы подобные события более не повторились. Конечно, общество не может не развиваться, не изменяться вслед за научно-техническим прогрессом. Но каковы законы плавной, постепенной эволюции общества? Как должно развиваться общество, чтобы не было революций? Тем более что первые этапы становления западноевропейского капитализма были связаны с тяжелейшими социальными проблемами. Города, возникшие вокруг градообразующих промышленных гигантов, стали источниками острых социальных проблем – безработицы, преступности, проституции, очагами инфекционных заболеваний и т.д. Поднимало голову профсоюзное движение. Þ Возникла настоятельная общественная потребность в получении конкретных сведений о различных сторонах общественной жизни. И – в ответ – была создана социологическая наука. Другим основателем социологии считается английский инженер Герберт Спенсер (1820-1903). В основе его понимания общества лежит эволюционная теория Дарвина и аналогия между социальными организмами и организмами биологическими. Расширяя круг эволюционных представлений, Спенсер выделял три ступени Большой Эволюции :  неорганическую, органическую и надорганическую (социальную), которые в процессе эволюции плавно переходят друг в друга. При этом каждая последующая ступень приобретает новое, более высокое качество сложности по сравнению с предыдущей. Спенсер : «формула эволюции : налицо прогресс в направлении большего размера обществ, их связности, многообразия и определенности». Спенсер выделял два типа обществ – «военные» и «индустриальные» - и рассматривал социальный прогресс как переход от первых ко вторым. Военные общества основаны на насилии и принуждении (пример – Спарта в Древней Греции). В них индивиды всецело принадлежат обществу и являются винтиками социального организма.  В индустриальных обществах  общественная жизнь основана на экономических и демократических принципах. Там люди гораздо свободнее от общества.

2.История  российской социологии.

Российская социология возникла хотя и позже, но как часть европейской  социологии. Правда, она оказалась  обладающей определенной спецификой, вызванной очевидными отличиями  России – ее истории, культуры, экономической  жизни – от (западно) европейских стран. Можно выделить три школы социологической мысли,  три основных направления развития российской социологии: (1) «субъективистское» направление; (2) социология права; (3) марксистская социология. Первые два, говоря суконным философским языком, являются идеалистическими; первое – «субъективно-идеалистическим», а второе – «объективно-идеалистическим». Но зато уж третье показало такой материализм, который Европе не забыть никогда. (1) Лидерами субъективистского направления были П.Л.Лавров (1829-1900) и Н.К.Михайловский (1868-1920), идеологи т.н. «народничества» - общественно-политического движения в России второй половины XIXв., на основе которого впоследствии сформировалась самая массовая российская партия – партия эсеров (т.е. «социал–революционеров»). Главная идея: основная сила общественного развития – «передовая интеллигенция». Личность – мерило общественного прогресса. Полноценное развитие личности возможно только в рамках «общинного социализма». Соответственно, субъективистская методология социального познания исходит из принципиального различия между природой и обществом, между природными и социальными явлениями. Истинный метод социологии – субъективный метод. Познать человека научно, объективно – нельзя. Можно только – «сопережить» ему, «вчувствоваться» в его жизнь. (2) Лидерами социологии государственности и правопорядка, тесно связанной с философией права, были Б. Кистяковский (1968-1920), П.Новгородцев (1866-1924), Л. Петражицкий (1867-1931) – все санкт-петербургские профессора-юристы, идеологи либерально-демократического движения, на основе которого позже сформировалась партия кадетов (т.е. «конституционных демократов»). Они не без основания утверждали, что причина отсутствия цивилизованного порядка в России – правовой нигилизм. Но правовое государство – базовое условие развития не только культуры, но и промышленности. Решение правовых проблем, а не социально-экономические преобразования сами по себе, – ключ к решению всех основных вопросов русской жизни. Ведь в основе развитого правосознания лежит Разум (И.Кант, Г.Гегель) – автономное духовное первоначало нравственности и правового долженствования. Соответственно, «правовые эмоции» носят «императивно-атрибутивный» характер. (3) Российский марксизм (подробнее марксистская социология будет рассмотрена в следующих лекциях). Два этапа – русский марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов-Ленин, П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, и др., - в частности, ранний Н. А. Бердяев) и советский (В. А. Ядов, Б. А. Грушин, Т. И. Заславская, А. Г. Здравомыслов, Ю. А. Левада, В. И. Добреньков и мн. др.). Советская социология развивалась по синусоиде, крайне неравномерно, «колебалась вместе с линией партии». Сначала – первый расцвет при Ленине, потом – первый закат (сталинская эпоха), второй расцвет (хрущевская «оттепель») и второй закат (при Л. И. Брежневе), и, наконец, третий расцвет, в эпоху перестройки. Несмотря на наличие сформировавшихся направлений и на ряд несомненных достижений в рамках каждого из них, крупнейшим российским социологом  все-таки является Питирим Александрович Сорокин (1889-1968 гг.). Хотя он и начинал как социолог права (дипломная работа, позже изданная отдельно, называлась «Преступление и кара, подвиг и награда» Спб., 1914), собственные исследования2 и собственный (печальный) социально-политический опыт вывели его далеко за пределы этого узкого направления. Родился в глухом алтайском ауле (отец – горький пьяница, мать умерла), побирался, был беспризорником. Но – закончил заочно классическую гимназию и очно (!) – юридический факультет санкт-петербургского университета. Был секретарем А. Ф. Керенского после февральской революции 1917 г., сидел в тюрьме, ожидая расстрела, - при В. И. Ленине, но был отпущен под подписку и посажен чекистами на пароход, идущий в Берлин. После Берлина и Праги попал в США и основал там социологический факультет гарвардского университета (ученики – Т. Парсонс, Р. Мертон, а также будущий президент США Джон Ф. Кеннеди). Закончил жизнь президентом всемирной социологической ассоциации. «Предмет социологии – межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганическом и органическом мирах… Когда изменения психических переживаний вызываются переживаниями других, когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют» (П. А. Сорокин).

«Общество, или коллективное единство как совокупность взаимодействующих  людей, отличная от простой суммы  невзаимодействующих индивидов, существует. В качестве такой реальности (sui generis)  оно имеет ряд свойств, которых нет в сумме изолированных индивидов» (П.А.Сорокин).

3. Предмет  и объект социологии.

Каждая наука характеризуется  с двух сторон – по объекту и  по предмету. Объект науки – та часть реальности, та часть действительности, которая изучается данной наукой. Предмет науки – это тот угол зрения, под которым эта и только эта наука смотрит на свой объект. Именно предмет науки характеризует ее специфику – то, что отличает данную науку от других. Обратимся к социологии. Согласно названия, объект социологии – общество. Но по вопросу о предмете социологии мнения социологов разделились надвое. Возникли две школы, два подхода – объективистский (от слова «объект») и субъективистский (от слова «субъект»). Основателями объективистского подхода являются немецкий философ и экономист Карл Маркс (1818-1883 гг.) и французский философ Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.). Согласно объективистскому подходу,  предмет социологии (т.е. то, что изучает именно социология) – наиболее общие законы развития и функционирования общества как единой, целостной системы. Правда, по вопросу о том, что представляет эта система, у «объективистов» опять-таки нет единства. К. Маркс полагал, что «общество как целое» - это единая материальная система, в основе которой лежит труд, лежат экономические отношения, которые образуют его «базис», его «скелет». На основе этого скелета наращивается «мясо», «надстройка» - «идеологические» отношения – правовые, политические, религиозные и т.д. – и идеологические учреждения – церковь, государство и т.д. Фактором, который сплачивает общество, заставляет людей «сбиваться в кучу», тянуться друг к другу, являются естественные потребности в еде, питье, безопасности от нападений диких животных и т.д. Общество – это танк, в котором водителя убили, и он прет напролом через кустарники, сараи, магазины и дома,  давя все на ходу. Общество движется как единая материальная система по своим железным экономическим законам, которым наплевать на то, как они воспринимаются и оцениваются живущими в нем людьми. Согласно Э.Дюркгейму, предмет социологии – «социальные факты», т.е. ценности, традиции, обычаи, образцы поведения, которые существуют независимо от отдельных индивидов и «складываются» в единое «коллективное сознание»3. Это последнее существует не только в людях, но и наряду с отдельными людьми как некоторая социально-историческая реальность, целостность, которая развивается по своим собственным , объективным законам, которые не зависят от отдельных человеческих индивидуальных сознаний. Примеры – язык, религия. Основателем «субъективистского» подхода является немецкий экономист и  историк Макс Вебер (1864-1920 гг.). Согласно Веберу, если социология действительно хочет быть, а не казаться наукой, она должна исходить из простых и ясных понятий, а не из туманных, неопределенных (амбивалентных) слов типа «общество», «государство», «нация», «класс» и т.д. Эти понятия никуда не годятся, поскольку у них нет «объективных референтов». Скажем, у понятия «стол» есть объективный референт – вот этот, конкретный стол. Я могу его пальцем потрогать. Или – несомненно существует объективный референт у понятия «человек». Я могу подойти к конкретному человеку и потрогать его пальцем. – Но: я могу потрогать пальцем общество? Государство? Класс? Нацию? Поэтому предмет социологии – это «социальное действие», т.е. поведение человека по отношению к другим людям. Социолога прежде всего интересует «смысл социального действия», т.е. мотивы поведения человека, стоящие за его поступками4. Очевидно, что субъективистский и объективистский подходы альтернативны, т.е. несовместимы друг с другом. При этом если в XIX в. преобладал объективистский подход, то в настоящее время все большее внимание современные обществоведы (включая и специалистов в области экономической теории) уделяют субъективистскому подходу.

4. Социология  и другие науки.

Каждая наука характеризуется  не только предметом и объектом, но и методами, которые в ней  используются. Метод в науке – это способ получения нового знания.

По своим методам – наблюдению, измерению, моделированию и т.д. –  социология близка естественным наукам. Она собственно и возникла как  результат распространения методов  механистического естествознания на другие науки. Недаром для Огюста Конта  ньютоновская механика была непревзойденным образцом науки. Он даже социологию хотел организовать по образу и подобию классической механики : также ввести два основных раздела – «социальную статику» и «социальную динамику»,  понятие социального равновесия и т.д. Неслучайно и второй, английский основатель социологии – Герберт Спенсер (1820-1903)  – по базовому образованию, как и Конт, был инженером. Как отмечал в работе «Система социологии» классик отечественной социологии и один из крупнейших социологов XX в. Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), «социология как наука может и должна строиться по типу естественных наук; различны объекты изучения тех и других дисциплин, но методы изучения этих объектов одни и те же». И по своему предмету социология относится к области общественных наук и связана с такими дисциплинами как «социальная философия», «политология», «культурология», «конфликтология», «экономическая теория» и др. «Социальная философия» - это понятийная база, теоретико-методологическая основа социологических исследований. Она задает и основные понятия, и общую точку зрения на социальную реальность. «Политология» может рассматриваться как часть социологии и может быть охарактеризована как «политическая социология». Действительно, предмет политологии – политические, властные  отношения, т.е. отношения, складывающиеся между субъектами по поводу (прежде всего) государственной власти. Очевидно, что отношения политические – это частный случай социальных отношений вообще. То же самое относится и к культурологии («социология культуры»), и к конфликтологии («социология конфликта»), и т.д. Но отношения с экономической теорией намного сложнее. Конечно, мы не можем утверждать, что экономическая теория и социология каким-то образом подчинены друг другу. Они, скорее, дополняют друг друга, и существует пограничная земля, область, которая принадлежит и той, и другой. Это – «экономическая социология», которая, например, описывая процесс труда, использует и экономические, и социологические понятия. В области экономической теории эта дисциплина помогает раскрыть социальные измерения экономической жизни, а в области социологии – экономические аспекты социальных процессов5.

5. Структура  социологического знания.

Как говорят философы, раскрыть структуру какого-либо объекта – это значит :

  1. рассмотреть те части, из которых данный объект состоит;
  2. описать связи и отношения между этими частями.

Принято различать две структуры  социологического знания – вертикальную и горизонтальную, т.е. можно мысленно разрезать социологическое знание по вертикали и по горизонтали  и посмотреть – что получилось.

(5.1)  При рассмотрении вертикальной структуры социологическое знание напоминает пирог, состоящий из трех слоев (уровней) : нижнего, среднего и высшего. (I) Нижний уровень (слой) – это уровень прикладных и эмпирических социологических знаний, получающихся или непосредственно из опыта, или в результате непосредственного обобщения (математической обработки, например) данных конкретного социологического исследования. Этому уровню соответствуют свои методы, т.е. способы получения эмпирического знания – социальный эксперимент, опрос общественного мнения, наблюдение и архивное исследование. Эксперимент – научно подготовленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих воспроизводить эти явления при их повторении. Служит методом сбора и анализа эмпирических данных с целью проверки гипотез о причинных связях между явлениями. Опросы бывают двух типов : «открытые» (интервью) и «закрытые» (анкетирование). Наблюдения – скрытые и включенные. Архивное исследование – исследование документов, хранимых другими лицами или организациями. (II) Средний уровень (слой) – слой теоретического знания – слой теоретических моделей и теоретических объяснений. Знаний, полученных из опыта, недостаточно. Их надо еще и объяснить, т.е. построить теоретические модели и выявить с их помощью причины тех или иных социальных явлений. Все теоретические модели делятся на базисную теоретическую модель и производные, сконструированные из базисной по определенным правилам. Поэтому в среднем уровне можно выделить два подуровня : подуровень базисной модели и подуровень производных моделей. (III)    Высший уровень (слой) – слой философских категорий и принципов. В силу особой сложности мы этот уровень рассматривать не будем и отложим его рассмотрение до лекций и семинарских занятий по философии. Важно лишь отметить, что каждый из трех основных уровней социологического знания, как и научного знания вообще, обладает своей собственной спецификой. Знания каждого слоя развиваются и функционируют по своим собственным законам. (4.2)       При рассмотрении горизонтальной структуры  социологического знания мы исходим из того, что в общественных науках принято выделять три основные сферы общественной жизни : экономическую, политическую и социокультурную (духовную). Соответственно, вся социология при этом подходе разбивается на три раздела : экономическая социология, политическая социология и социология культуры. Каждый из этих разделов, в свою очередь, подразделяется на более мелкие. Скажем, экономическая социология состоит из социологии труда, социологии города, социологии села и т.д. Или : социология культуры состоит из социологии науки, социологии образования, социологии религии и т.д.

Информация о работе Социология как наука