Социология культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:30, контрольная работа

Краткое описание

Своеобразие социологического исследования культуры заключается в том, что на передний план в нем выдвигается человекотворческая сущность культуры, понимаемая в двух взаимосвязанных смыслах: во-первых, человек рассматривается как творец культуры, ее ценностей, т.е. как ее субъект, а во-вторых, человек выступает как творение культуры, как ее объект, как результат ее формирующего воздействия на каждого индивида и на общество в целом.

Содержание

1. Введение.
2. Социологическое понятие культуры.
3. Основные элементы культуры.
4. Формы и разновидности культуры.
5. Развитие и механизмы распространения культуры.
6. Культура как фактор социальных изменений.
7. Взаимодействие культуры, политики и экономики.
8. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология культуры.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Отмеченные выше элементы образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной  системы регуляции поведения людей. Существуют и другие элементы культуры, выполняющие определенные функции в обществе. К ним относятся привычки (стереотипы поведения в тех или иных ситуациях), манеры (внешние формы поведения, подлежащие оценке окружающих), этикет (особые правила поведения, принятые в определенных социальных кругах), мода (как проявление индивидуальности и как стремление поддерживать свой социальный престиж) и др.

Таким образом, культура, представляя  собой сложную систему функционально  взаимосвязанных элементов, выступает как важный механизм человеческого взаимодействия, определяющий социальное пространство деятельности людей, их образ жизни и главные ориентиры духовного развития.

 

            4.Формы и разновидности культуры

В социологии культура рассматривается как сложное образование, которое можно структурировать по самым различным основаниям. Существенной представляется классификация культуры по происхождению, характеру и уровню развития, позволяющая выделить три ее формы: элитарную народную и массовую.

Элитарная, или высокая, культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, композиторами, живописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы», но и те, кто высоко ценит искусство и получает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере повышения уровня образования населения круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В ее состав входят самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое – все, что принято называть фольклором. Можно выделить две характерные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демократичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие.

Массовая культура возникает в ХХ в. В условиях коммерциализации искусства и развития новых технологий массовой коммуникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой культуры – компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкальные шлягеры, бесконечные телесериалы, стандартные кинобоевики и т.д. В настоящее время массовая культура все больше превращается в особый вид бизнеса. Она модифицируется с учетом специфических характеристик различных социальных групп, становится более технически совершенной, изобретательной в способах воздействия на публику. Так, сегодня все чаще применяется механизм статусного потребления, когда приобретение той или иной вещи диктуется в первую соображениями престижности.

Наряду с отмеченными формами  культуры социологи выделяют ряд  ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».

Доминирующая  культура – это совокупность убеждений, ценностей, норм поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу. Без такой общепринятой системы культурных норм и ценностей не может нормально функционировать ни одно общество. Однако в обществе существует множество групп, каждая их которых может иметь свою, особую систему ценностей и норм поведения в зависимости от возраста, рода занятий, национальности и т.д. Культурная специфика этих групп выражается понятием «субкультура».

Субкультура – это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это – своеобразный малый культурный мир, который отображает особенности жизни различных сообществ людей. Выделяют множество субкультур: возрастные, профессиональные, территориальные, национальные, конфессиональные и др.

В настоящее время  социологи уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Среди различных субкультурных групп молодежи наиболее популярными являются музыкальные и спортивные фанаты. Меньшее распространение получили группы, занятые общественно полезной деятельностью – охраной памятников, защитой окружающей среды и др. Существуют также группы, связанные с альтернативным творчеством, поисками новых форм образа жизни (религиозные братства, непризнанные писатели, музыканты и др.).

В силу социальных, политических или экономических причин субкультура может трансформироваться в контркультуру. Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится по отношении к ней в состоянии открытого конфликта. Особенно характерным проявлением контркультуры было движение хиппи в 60-70 гг. XX в. На Западе. Это движение труд объявляло нежелательным, семью – ненужной и ограничивающей свободу, патриотизм – ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ – недостойностью. Тем самым под сомнение ставились все основные культурные ценности общества. Таким образом, если с помощью субкультуры индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает неприятие этих ценностей и поиск альтернативных форм жизни.

 

  5.Развитие и механизмы распространения культуры

В развитии культуры социологи  выделяют ряд закономерностей:

- зависимость типа  культуры от социально-экономических  и политических условий жизни  общества и ее ответное воздействие на социальные изменения;

- преемственность в  культурном развитии, которая может  быть пространственной (горизонтальной) и временной (вертикальной);

- неравномерность развития  культуры (высокий уровень развития  художественной культуры может  иметь место в обществе с низким уровнем политической или экологической культуры);

- особую роль личности  в развитии культурного процесса.

Основными факторами  развития культуры являются открытия и изобретения. Открытие – это получение новых знаний о мире. Изобретение – новая комбинация культурных элементов, в том числе новые технологии. Открытие и изобретение являются разновидностями инновации, под которой понимается создание или признание новых элементов в культуре. Изобретения и открытия распространяются на другие культуры как через целенаправленное заимствование, так и путем стихийного проникновения (диффузии). Культурная диффузия - это взаимное проникновение элементов разных культур при их соприкосновении (контакте). Культурный контакт может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться значительным односторонним или взаимным влиянием.

Универсальную модель распространения  культуры в современном обществе разработал французский исследователь  А.Моль. В соответствии с этой моделью  любое распространение культуры начинается с признания культурной инновации в микросреде. В дальнейшем с помощью средств массовой информации эта инновация «попадает» в макросреду, в условия конкуренции различных культурных изобретений, идей, предложений. Став достоянием культурных масс, данная инновация обретает черты устойчивого культурного образца, который транслируется через механизм социализации личности.

В целом в процессе развития и распространения культуры можно выделить три качественных скачка:

- появление письменности, позволившее сохранять многие произведения искусства, обмениваться ими и передавать новым поколениям;

- изобретение книгопечатания, благодаря которому значительно  возрос объем распространения  культурной продукции;

- новейшие изобретения  и открытия в области средств массовых коммуникаций, которые создали условия для глобального распространения произведений культуры.

Любая культура обладает селективностью, т.е. избирательным  подходом к переносу ценностей из другой культуры. Социологи выделяют четыре основные причины этого явления:

- культура еще не  созрела для восприятия данных  культурных инноваций;

- нововведения грозят  разрушить традиционную культуру;

- идеология запрещает  заимствование новых культурных  элементов как «чуждых» и не  отвечающих традициям данного общества;

- члены общества не  принимают эти культурные инновации.

Развитие и распространение  культуры может принимать противоречивый, порой конфликтный характер. Американский исследователь У.Огборн ввел понятие культурного лага (запаздывания), которое отражает ситуацию, когда материальная культура изменяется быстрее, чем духовная, что порождает ряд социальных проблем, требующих нравственной оценки (возможность клонирования человека, загрязнение окружающей среды, появление компьютерных технологий и т.д.). Особый вид культурного конфликта наблюдается в доиндустриальных, традиционных обществах, которые подверглись колонизации со стороны европейских стран. Так, когда в некоторых странах Африки европейские ценности были навязаны местному населению, то произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое постоянными конфликтами смешение.

Важными для характеристики социокультурной динамики являются понятия «культурная трансмиссия», «культурная аккумуляция» и «культурная  интеграция».

Культурная трансмиссия – это процесс, благодаря которому культура передается от одного поколения к другому через научение. В результате становится возможной преемственность в развитии культуры. Это достигается в том случае, если передаются базисные элементы культуры, а изменяются лишь второстепенные. В противном случае может произойти разрыв культурной цепи.

Культурная  аккумуляция представляет собой процесс накопления культурных элементов. Она имеет место тогда, когда к культурному наследию новых элементов добавляется больше, чем отбрасывается старых. Если этого не происходит, то наблюдается явление культурного истощения.

Под культурной интеграцией понимается взаимосвязь различных элементов культуры, придающая ей определенную целостность. Интеграция, или единство, культуры формируется благодаря сходству ее базисных элементов. Нарушение культурного единства может возникать из-за отсутствия четко установленных социальных норм. Такое явление французский социолог Э.Дюркгейм назвал социальной аномией. Этим термином он определял имеющий место в переходный период распад прочной системы нравственных ценностей, вызывающий рост преступности, числа самоубийств и других видов девиантного поведения.

 

 

         6.Культура как фактор социальных изменений

Культура выступает  как важный фактор социальных изменений. Она чутко реагирует на все изменения, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.

Особую роль в эволюции общества отмечали классики мировой социологической мысли. В труде М.Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» было показано, как мировоззренческие установки протестантизма обусловили формирование системы ценностных ориентаций, мотивации и поведенческих стереотипов, которые легли в основу капиталистического предпринимательства и существенным образом способствовали формированию буржуазной эпохи.

Современные социологи  отводят культуре большую роль в  процессе модернизации. По их мнению, «прорыв» традиционного образа жизни в  ряде стран должен произойти под непосредственным влиянием их социокультурных контактов с уже существующими центрами рыночно-индустриальной культуры. При этом необходимо учитывать специфику конкретно-исторических условий этих стран, их традиции, особенности национального характера, сложившиеся культурно-психологические стереотипы и др.

Роль культуры как  фактора социальных изменений особенно возрастает в периоды общественных реформ. Суть взаимодействия культуры и общественных реформ состоит в  том, что, с одной стороны, реформы изменяют культурные ориентации, с другой -  процессы изменения в самой культуре влияют на реформы. Любые общественные события, факты находят отражение в системе ценностей и норм всех уровней. В идеале общественные реформы должны иметь необходимую социокультурную предпосылку – общие ценности и нормы, выступающие регулятором жизни большинства людей. Такие предпосылки призваны создавать социокультурные институты. Не исключено, что социокультурным институтам предстоит довольно длительное функционирование на основе реально накопленного за предыдущие несколько десятилетий опыта, в то время как у большинства членов общества еще будут сохраняться прежние ценности и нормы, во многом не соответствующие и даже противоречащие происходящим общественным процессам.

В этих условиях особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия. Новое понимание культурной политики дает возможность осознать практическую потребность в выработке целостного представления о культурной жизни общества. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной, оптимально организованной и социально эффективной деятельности. А культурная политика предполагает создание условий для самореализации личности. При этом имеются в виду социальные цели культурной политики, решение общественных задач через воздействие культуры на духовный мир, массовое сознание и социальное поведение людей. Кроме того, речь идет о поддержке культуры обществом, наращивании ее потенциала, о повышении общественной значимости культурных ценностей во всех сферах жизнедеятельности.

Информация о работе Социология культуры