Социология культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:30, контрольная работа

Краткое описание

Своеобразие социологического исследования культуры заключается в том, что на передний план в нем выдвигается человекотворческая сущность культуры, понимаемая в двух взаимосвязанных смыслах: во-первых, человек рассматривается как творец культуры, ее ценностей, т.е. как ее субъект, а во-вторых, человек выступает как творение культуры, как ее объект, как результат ее формирующего воздействия на каждого индивида и на общество в целом.

Содержание

1. Введение.
2. Социологическое понятие культуры.
3. Основные элементы культуры.
4. Формы и разновидности культуры.
5. Развитие и механизмы распространения культуры.
6. Культура как фактор социальных изменений.
7. Взаимодействие культуры, политики и экономики.
8. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология культуры.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Стратегия культурной политики на данном этапе социально-исторического  развития должна направляться на максимальное участие культуры в интеграции общественных отношений и структур, их совершенствовании и развитии на основе выражения духовных интересов различных социальных слоев и групп населения. При таких условиях негативные, дестабилизирующие явления в духовных процессах нейтрализуются, а позитивные и объединяющие – поддерживаются и усиливаются. Это определяет цель культурной политики – обеспечение целостности и возвышение общественного престижа культуры, создание максимально благоприятных условий для роста и реализации духовного потенциала общества, заключенного в воспроизводстве и освоении культурных ценностей.

При этом культурная политика предполагает соблюдение ряда важнейших  требований, вытекающих из исторического  опыта развития самой культуры:

- не вступать в противоречие  с общественно-историческими процессами, улавливать основные тенденции  и ориентироваться на устойчивые  законы социокультурной эволюции;

- в качестве объекта  культурной политики рассматривать  все сообщество, характеризующееся  неоднородностью и требующее гибкого сочетания универсальных и локальных методов воздействия;

- не ограничивать понимание  субъекта культурной политики  только государством, субъектом  является и само общество как самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, в регулировании которой могут участвовать различные культурные организации;

- постепенно воздействовать  на общественное сознание, ценностные  ориентации и нравы через науку,  образование, просвещение, воспитание  и т.п., формируя социокультурные  ценности общества.

 

     7.Взаимодействие культуры, политики и экономики

Отношения между культурой  и другими сферами общества –  в первую очередь, политикой и  экономикой,- носят сложный и взаимодополняющий  характер. Каждая из этих систем нуждается  в поддержке другой, иначе любая из них не сможет эффективно функционировать.

Для политической системы  культура выполняет прежде всего  функцию, связанную с обеспечением легитимности (общественного признания) существующей власти. Ценностные установки, нормы культуры служат обоснованием правомочности институтов власти в глазах населения, оправданием их необходимости. Любой политический режим для своего укрепления, как правило, стремится соответствовать сложившейся системе ценностных ориентаций и норм поведения. Воздействие социокультурных факторов на сферу политики во многом опосредуется доминирующей в обществе политической культурой. Будучи составной частью общенациональной культуры, политическая культура включает такие ценности и нормативные элементы, на основе которых образуется «политический порядок» в обществе. Подобно тому, как культура устанавливает ценностно-нормативные рамки жизнедеятельности общества в целом, политическая культура определяет ценностные ориентации и нормы поведения в политической сфере.

Если одни типы политических культур способствуют утверждению демократии, то другие препятствуют переходу к ней. Так, движение к демократии тормозит «тотальная» политическая культура, рассматривающая общество, государство и личность как единое целое и не допускающая независимых от государства партий и общественных движений. Демократии противостоит и культура, терпимая к политическому насилию и почитающая иерархическую систему власти. И, напротив, развитию демократических процессов способствует открытая политическая культура, допускающая плюрализм в обществе и высоко оценивающая права человека, его свободу и ответственность. Одна из насущных проблем реформирования современного государства и общества – преобразование политической культуры на основе ценностей демократического типа, демократических правовых норм и отношений личности к власти.

Тесное взаимодействие существует между культурой и  экономикой. В качестве одного из главных  его механизмов выступает экономическая  культура, под которой понимается совокупность социальных норм и ценностей, ориентирующих и регулирующих поведение людей в сфере экономики. По мнению ведущих экономистов и социологов, экономическая культура, представляя собой проекцию культуры в ее широком понимании на сферу социально-экономических отношений, выполняет следующие функции:

- транслирует из прошлого  в современность ценности и  нормы, лежащие в основе экономических  отношений;

- отбирает и накапливает  эталоны и образцы соответствующего  экономического поведения; 

- обновляет ценности  и нормы, необходимые для развития экономики.

Экономическая культура во многом определяется типом социально-экономических  отношений. Так, в течение десятилетий  в нашей стране существовала административно-командная, директивная модель экономики. Ее основные нормативные требования к работникам сводились к трудовой дисциплине, исполнительности, участию в соцсоревновании и т.п. В настоящее время формируется рыночная модель экономической культуры, которая предъявляет новые требования – предприимчивость, личную ответственность, стремление к успеху, готовность к эксперименту, риску и т.д. Основная проблема современной экономической культуры – это отсутствие массовой базы рыночной идеологии, способной объединить общество вокруг идей экономической эффективности, свободы и частной собственности. Это означает, что рыночная экономика в нашей стране приобретет черты эффективно функционирующей устойчивой системы лишь тогда, когда указанные ценности станут  общеразделяемыми, т.е. будут приняты и усвоены большинством членов общества.

 

                                8.Заключение

Преобразования в области  социально-экономического развития и  другие перемены в современном обществе предполагают усвоение людьми новых  знаний, норм, идей, ценностей, образцов и моделей поведения. Это становится возможным при активизации механизмов социокультурного регулирования поведения и деятельности людей, позволяющих переориентировать привычную установку ожидания помощи от государства на развитие инициативы, предприимчивости, чувства веры в собственные силы.

В условиях современного общества культура призвана давать нравственно-этический анализ различных сторон жизни, соотносить соответствующие противоречия ситуации перехода к рыночным отношениям с общечеловеческими ценностями, показывать возможности общественного прогресса, придавать ему гуманистическую направленность. Социальная роль культуры проявляется и в формировании моделей и стереотипов деятельности различных социальных групп и слоев. В настоящее время происходит разрушение сложившихся ориентаций, уже не соответствующих данной ситуации. Культура стремится к сохранению положительных норм и ценностей, сформированных ранее, и к созданию новых моделей и стандартов поведения и деятельности, оказывая таким образом регулирующее воздействие на развитие социальных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            ЛИТЕРАТУРА

Козлова О.Н. Социология, М.,2004

Социология, под ред. Проф. А.Н.Елсукова, Мн., 2000

Л.И.Михайлова Социология культуры, М., 1999

Е.М.Бабосов Общая социология, Мн., 2002

Л.Г.Ионин Социология культуры, М., 1996


Информация о работе Социология культуры