Социология культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:35, реферат

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим социологию культуры, как одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Культура рассматривается в социологии как сложное, динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношения, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социального исследования является конкретное изучение распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы.

Содержание

Введение.
Социология культуры. Предмет социологии культуры.
Функции и формы культуры.
Вывод.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Социология культуры.docx

— 69.46 Кб (Скачать файл)

Контркультура — опосредственной реакция на появление национальной культуры становится возникновение, так называемых контркультур — субкультур отдельных социальных групп, идеология которых противопоставляет собственные ценности и нормы поведения общественным. Как правило, контркультуры являются молодежными, реже религиозными, движениями.

Поскольку общество распадается  на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них  формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

    У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах,— субкультуры, группы, говорящие на разных языках,— различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей, культуры.

Субкультура — это часть  общей культуры нации, в отдельных  аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся  и продолжающая культуру нации, которая  получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень  сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые  ценности, характерные только для  нее.

Контркультура обозначает такую  субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими  ценностями.

 

Примером контркультуры, по мнению известного американского  социолога Нейла Смелзера, служит культура богемы. «Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами».

Сложность понимания феномена культуры заключается также и  в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. В науке они именуются  субкультурами. Это - автономное образование  внутри господствующей культуры со своими ценностями, нормами, институтами, определенным образом жизни и мышления.

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы (молодежная субкультура), крупные  неформальные группы (хиппи, панки и  т.п.), территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых  городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты, католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как  правило, не отрицают культуры целого, но все же существенно отличаются от нее.

Активное развитие средств  массовой информации в ХХ в. привело  к появлению новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового производства и  массового потребления. В западной социологии этот термин в первую очередь  означает "коммерческая культура". Довольно часто считается, что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем людям.

Массовой культуре часто  противопоставляется так называемая элитарная культура. Она ориентирована  на более узкий круг потребителей. В конечном счете элитарная культура призвана поднять уровень массовой, поэтому нельзя считать их антагонистичными.

В последнее время, как  утверждают современные философ, появилась  еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная  с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.

Социологи отмечают, что  культура весьма динамична. Так, во второй половине ХХ в. в культуре произошли  существенные изменения: получили колоссальное развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип  производства стандартизированных  духовных благ, увеличилось время досуга и затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики.

Ряд социологов также выделяет так называемую контркультуру, в  которой отражаются оппозиционные, мятежные социально-культурные установки  и настроения, ценностные ориентации. Можно отметить, что практически  любая субкультура может принимать  формы контркультуры (например, панки  и т.п.). Наличие и распространение  контркультуры расценивается социологами  как признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности  людей существующей системой ценностей  культуры.

 

 

                                          Вывод

 

Изложенное выше позволяет  сделать вывод, что социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей  и общества в целом, а также  результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует  человека как субъекта исторического  творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения  опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.

Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого  в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Социология культуры как  отрасль социологического знания изучает  указанные сложные феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию  и оформлению в научной терминологии закономерностей указанных явлений.

Социология культуры или социальная культура - это одно из ведущих направлений  в западной культурологии, сложившееся к началу XX века как результат интенсивного развития наук об обществе и месте в нем человека, и введенное впервые как понятие в социологическую науку М. Адлером. Под предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на общество и социальное поведение человека. Традиционно этот подход можно обозначить как аксиологический (или ценностный).

   С точки зрения деятельностного подхода, культурное и социальное представляют как соотношение целого и его части, а не как соотношение целого и его качества. По Л. Уайту, культура рассматривается лишь как аспект социальных взаимосвязей, а социология не может отделить культурное от социального. При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение подхода или аспекта, выделение ценностного или деятельного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на различных иерархических уровнях, используя методы двух наук.

Наиболее значительными  представителями социологии культуры, чьи исследования поставили общие теоретические и методологические вопросы в этих областях, определили будущее социологии культуры как науки, можно считать Макса Вебера и Альфреда Вебера, Толкотта Парсонса, Лесли Уайта, Роберта Мертона, Абраама Моля и др.

                        Список использованной литературы

  1. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., - М.: Логос, 2000. - 431 с.

  1. Минюшев Ф. И. Социология культуры — Академический проект — 2004 г.

  1. Ерасов Б. С. Социальная культурология / Изд-е третье, доп. и перераб. М.: Аспект Пресс, 2000. Электронная библиотека Славы Янко URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/erasov-soc_cult-a.htm

  1. Шендрик А.И. Социология культуры: учебное пособие для студентов.

  1. Михайлова Л. И. Социология культуры: Учеб. пособие. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

 


Информация о работе Социология культуры