Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:10, контрольная работа

Краткое описание

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его “первокирпичик” (от лат. individ - неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.

Содержание

1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности.
2. Теории развития личности.
3. Основные факторы формирования личности, ее социализации.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)
  • стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
  • игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
  • стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил  элементы социализации ребенка 3. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента:

  • «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию;
  • «эго» - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности;
  • «суперэго» - нравственный оценочный элемент.

Социализация представляется Фрейдом процессом «развертывания»  врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

В итоге у личности развиваются соответствующие способности, позволяющие ей не только приспосабливаться к условиям внешней среды ее жизни и деятельности, но и активно утверждать себя в этой среде, проявлять творчество и изменять условия своей жизни в собственных интересах.

Все это становится возможным  лишь при постоянном умножении той или иной личностью своих знаний и всестороннем развитии своих способностей, навыков и умений к различным видам деятельности. Решающую роль в этом играет полученное хорошее образование в средней школе и вузе и последующая профессиональная и иная деятельность.

В заключении хотелось бы отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я» - образ на основании восприятия реакции других на своё поведение, т.е. как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я» - образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а  весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.

 

Список используемой литературы:

 

  1. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004; М.: Проспект, 2010.
  2. Социология семьи: учебник / под ред. проф. А.И. Антонова. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  3. http://www.alllectures.narod.ru/lectures/sociologi
  4. http://socialworkstud.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социология личности