Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 11:20, контрольная работа
Перед тем как говорить о социологии личности, необходимо прежде всего, определиться с самим понятием личности. Общественное сознание часто объединяет такие понятия как «человек», «индивид», «личность», что не совсем верно. Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.
1. Что такое личность
2. Личность как объект социологического анализа
3. Теории социализации
3.1 Теории Ч.Кули и Дж. Мида
3.2 Теория Ж.Пиаже
3.3 Теория З.Фрейда
3.4 Теория Э.Эриксона
4. Статусно-ролевая концепция личности
5. Процесс социализации личности
Заключение
Список литературы
В социологии принято еще выделять маргинальный тип личности (от лат. marginalis- находящийся на краю). Маргиналом обычно называют человека, поставленного развитием общества на грань двух культур, с первой из которых он уже порвал или пытается порвать, а во вторую еще полностью не включился. Маргинальность чаще всего возникает при миграции - из одного этнонационального региона в другой, из села в город и т.д. В любом случае маргинальность обусловлена социальными процессами, связана со стратификацией, а в личностном плане сопряжена с психическими переживаниями и может привести к неблагоприятным условиям, к двойственности, даже разорванности самосознания личности, к ее деперсонализации.
Надо только помнить, что в моих силах - отыскать в себе и мобилизовать внутренние ресурсы, проявить волю и упрямство, творческий подход к решаемым проблемам, подчинить свои эмоции и желания высокой цели. Стремится не столько иметь что-либо, сколько быть активным, волевым, целеустремленным, настойчивым, и тогда черты базисной личности станут дополняться и обогащаться чертами личности модальной, особенности личности реактивного типа - особенностями личности проактивного типа. Тогда волнующие вас проблемы окажутся менее сложными, окружающие вас люди - более благожелательными, а выбираемые вами цели — более достижимыми.
Итак, социологический анализ выделяет в личности ее социально-типические качества, составляющие в своей совокупности и функционировании целостную, устойчивую и динамически развивающуюся личностную систему. Только такая системность и целостность превращает личность в активного действующего субъекта социальных отношений и взаимодействий. Сама же активная деятельность личности, в качестве субъекта социальных процессов становится возможной, только благодаря овладению культурой, социальными нормами и правилами, стандартами поведения, которые наличествуют в обществе и определяют в решающей степени траекторию развития личности.
Тестовое задание.
1.Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.
Что такое парадигма в науке:
А) господствующая в научном сообществе теория;
Б) принятый в научном сообществе способ постановки и решения исследовательских проблем;
В) универсальная теория;
Г) система представлений об исходных принципах и способах социологического исследования.
2. Назовите автора работы “Протестантская этика и дух капитализма”
А) О.Конт
Б) М.Вебер
В) Г. Зиммель
Г) Ю. Хабермас.
3. Интегрированный показатель положения личности в обществе, в системе общественных связей и отношений – это:
А) социальный престиж;
Б) социальный статус;
В) ранг;
Г) социальная роль.
4. Что из перечисленного НЕ относится к функциям образования как социального института:
А). Формирование у подрастающего поколения установок, ценностей, идеалов, господствующих в данном обществе.
Б). Воспитание людей в духе беспрекословного подчинения власти.
В). Социальное и культурное изменение.
Г). Укрепление социального неравенства.
5. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
Понятия: 1) неравенство; 2) стратификация; 3) класс?
Определения: А.
Социальная группа, имеющие неодинаковый
по сравнению с другими доступ
к богатству, власти и
Б. Различие в доступе к важнейшим социальным благам.
В. Дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге.
Ответ: 1) соответствует -Б, 2) соответствует -В , 3) соответствует -А .
6. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.
Кто из социологов является автором работы “ Курс позитивной философии”:
А) К.Маркс
Б) М.Вебер
В) Э.Дюркгейм
Г) О.Конт.
7. Американский социолог, указавший на функции (адаптация, целедостижение, интеграция, поддержание образца) и соответствующие им подсистемы общества – экономическую, политическую, социальную и культурную:
А) Э.Дюркгейм
Б). Т. Парсонс
В) Р.Парк
Г) Дж. Ритцер.
8. К методам
сбора первичной
А) Наблюдение
Б) Опрос
В) Анализ документов
Г) Слухи.
9. Что из
перечисленного НЕ относится
к классификации социальных
А) формальные и неформальные;
Б) первичные и вторичные;
В) естественные и лабораторные;
Г) традиционные и современные.
10. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Понятия: 1) традиционное общество; 2) современное общество; 3) постиндустриальное общество;
Определения:
А) общество, характерными чертами которого являются готовность к изменению, развитию; социальная мобильность; рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивидов, рационализм и индивидуализм.
Б) общество, характерными чертами которого являются высокая структурная устойчивость, доминирующий аскриптивный статус индивидов и групп, регламентация социального поведения предписаниями и запретами.
Д) общество, характеризующееся господством информационных технологий, основанных на переработке научных данных.
Ответ: 1) соответствует -Б, 2) соответствует- А , 3) соответствует - Д.
Список литературы.