Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:20, реферат
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос
о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы
закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая
школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо
явно или неявно пользуется уже существующими моделями.
Введение
1. Личность и концепции её понимания
2. Типология личности
3. Социализация личности
4. Взаимодействии личности и общества как основа социально-культурной
саморегуляции
Заключение
Список использованной литературы
социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его
сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более
глубокого понимания социально-
места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и национальности и
каждого отдельного их представителя.
Социализация личности предполагает, что объектом исследования является не
одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в
их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт
сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру,
воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку, и
т.д. Важное значение имеет преодоление пережитков прошлого в сознании и
поведении людей.
В целом социология пропаганды, фиксируя происшедшие (или происходящие)
изменения в сознании и деятельности различных групп населения, стремилась
выявить наиболее действенные из них, определить их эффективность и степени
влияния и на этой основе
высказать соответствующие
критиковались различные формы пропаганды, нужно все же отметить, что и в
настоящее время пропаганда продолжает активно участвовать в процессе
социализации личности вне зависимости от того, насколько она поддерживается
или отвергается отдельными слоями и группами в обществе.
Взаимодействии личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции
Анализ современного общества актуализирует исследование отношений различных
подсистем общества с личностью. По мысли Лосского, «установить правильное
соотношение между обществом и индивидуальным «я» человека могут лишь те
системы, которые способны
дать синтез универсализма и
большинстве случаев приходится иметь дело или с неумеренным универсализмом,
принижающим человеческую личность, или с чрезмерным индивидуализмом, не
усматривающим тех случаев и отношений, в которых человеческая личность должна
подчиниться более высоким социальным ценностям.» (Лосский Н.О. Условия
абсолютного добра. М. 1991. С. 208).
Определению сущности человека через исследования соотношения между обществом
и индивидуальным «я» была посвящена специальная секция ХVII Всемирно-
философского конгресса, проходившего в Брайтоне в 1988 году. Участники
конгресса, не отрицая заслуги Маркса, определившего механизм социализации
личности посредством влияния на нее общественных отношений, тем не менее,
признали факт антропологических (биологических и психических) и
этнопсихических факторов, определяющих в не меньшей степени сущность
человека.
Не оспаривая данную парадигму, следует отметить, что антропологические
факторы до сих пор влияют на становление общественной системы, на ее
развитие, определяя при этом ее социо-культурные особенности. Эти процессы
разворачиваются вне зависимости от самих субъектов деятельности, как бы ни
парадоксально это не звучало. Цепочка событий, возникающих под воздействием
жизнедеятельности индивидов,
не может абсолютно
Это процессы латентные и осуществляются благодаря саморегуляции.
Исследование механизма саморегуляции между личностью и обществом приведет,
во-первых, к более глубокому пониманию социальных связей, социальных
отношений, во-вторых, - к широкому видению динамики общественного развития,
социальной статики и
мобильности подсистем
поможет более глубокому пониманию личности.
Современное общество стало более динамичным и интегрированным, когда
общественный механизм достиг такой сложной организации, что время от времени
наступает кризис управления наряду с другими кризисами. Сложность
общественного организма протекает, прежде всего, из непрерывного усложнения
структуры человека, и в первую очередь его психофизических и социокультурных
потребностей. Человек, а затем личность является основным звеном
социокультурной связи. С изучением личности, ее саморегулирующейся структуры,
обществоведы могут
общественного организма и его социальных институтов, которые создаются людьми
посредством субъективного начала, воздействуют на людей объективно, порой
вопреки желаниям субъекта.
Среди множества направлений в философской мысли, исследующих человека
(теологическое,
антропологическое, марксистское и т.д.) есть два основных, которое
соперничают между собой. Это экзистенциальное и собственно социальное.
Первое абстрагируется от определений человека вообще. Достаточно простой
констатации факта существования человека, тем более что, по мнению
экзистенциалистов, существование предшествует сущности. Биологический
организм становится человеком, притом не при помощи социальных институтов
общества, а при помощи самого себя. Он сам делает себя человеком.
Таким образом, принцип экзистенциализма гласит, что человек - абстрактное
психофизическое существо, индивидуальное, существует один на один со своими
проблемами. Ни один социальный организм не способен устранить такую личную
индивидуальную трагедию человека, как смерть.
Другое прямо противоположное направление - социальное, напротив, видит смысл
существования человека не как индивидуального, экзистенциального существа, а
как существа, который не может не находится вне групп и общества.
Личная определенность человека устанавливается только в связи с обществом.
Безусловно, что только во взаимодействии с обществом человек находит свое
место в общественной структуре. Главное заключается в том, чтобы определить
суть общественных механизмов, которые влияют на выбор человека. Сартр
утверждает, что человек сам делает себя. Конечно, у человека, тем более у
человека свободного, всегда есть выбор.
Но его выбор ограничен,
во-первых, социально-культурными
вторых, структурой общества, в-третьих, характером общественного развития.
Человек не может в диспозиционной структуре общества выполнять роль и иметь
статус, которого не существует на данном этапе развития общества. Но с
развитием общественной практики, с углублением общественного разделения труда
общество имеет постоянную тенденцию к расширению. Появляются новые
общественные роли, новые ячейки общества, следовательно, социальные статусы,
которых не было еще 50-100 лет тому назад, могут оказаться сегодня в центре
социальной системы.
Заключение
Социология личности – отрасль социологии, изучающая личность как
социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и
обществом.
В своей работе я попыталась
дать определение понятию «личность»
концепции её понимания, их сходства и различия, рассмотрела такой вопрос как
«социализация личности». Социализация представляет собой процесс становления
личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально
значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее
взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет
жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя,
разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о
том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он
продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости
повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком
ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения.
1. Материалы «Международной научно-практической конференции xxi век:
духовно-нравственное и социальное здоровье человека»
2. Социология, под. Ред. Лавриненко В.Н., Юнити – Москва, 2002 г.
3. Социология, Кравченко С.А., Экзамен – Москва, 2002 г.
4. Социология социальных изменений, Штомпка П., Москва, 1996 г.
5. Что такое личность, Ильенков И.В., Москва 1991 г.
6. http://www.yandex.ru