Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:40, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение и характеристика социологии личности.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3

2. Понятие социологии личности………………………………………….4-7

3. Проблема личности в социологии……………………………………..8-11

4. Механизм регулирования поведения и социализации личности…..12-14

5. Заключение……………………………………….……………………….15

6. Список использованной литературы…………………………...………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Социология личности.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

 

Среди основных механизмов социального поведения личности различают социализацию и социальную адаптацию.

Социализация - процесс филоонтогенетичекого развития психосоциальных свойств и качеств индивида, в ходе которого в результате воздействия общества происходит становление конкретно-исторического типа личности и воспроизводство человека как активного субъекта деятельности, обладающего определенной социально-классовой направленностью, мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Основное содержание этого процесса - с одной стороны, передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, а с другой - их усвоение индивидом. Овладение социальным опытом и культурой осуществляется как естественно-историческая необходимость: общество функционирует посредством передачи новым поколениям исторического опыта (воспроизводит себя), а индивид существует как человеческое существо, как личность только благодаря усвоению определенных форм социальности. В классовом обществе социальный опыт всегда опосредован классовыми отношениями. Отсюда очевидно, что характер процесса социализации обусловлен прежде всего социально-экономическими отношениями и его содержание зависит от социально-экономического строя, а также уровня исторического развития общества.

Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологической литературе в социализации выделяют три периода - дотрудовой, трудовой, после-трудовой и четыре стадии - ранняя (от рождения до поступления в школу), обучение (с момента поступления в школу до окончания очных форм общего и специального образования), социальная зрелость (основная, охватывающая период активной трудовой и общественно-политической деятельности), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации). Разделение на определенные периоды и стадии позволяет изучать специфику и особенности социологии ребенка, молодежи, людей зрелого и пенсионного возраста и др. На каждой стадии социализации в действие вступают определенные группы социальных институтов: институты первоначального развития природных и социальных свойств, институты обучения и образования, институты трудовой, политической, культурной, познавательной и общественной деятельности.

Социальная адаптация - активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды. Адаптационные процессы происходят постоянно, т.к. постоянно происходят изменения и в социальных условиях нашего существования, и в нас самих. Можно выделить два вида адаптационных процессов. Первый вид составляют процессы, связанные с резкой сменой социальной среды. К таким адаптационным процессам относятся, например, адаптация сельского жителя в городе и наоборот, адаптация в иной культурной среде, необходимость которой возникает в результате социального перемещения (например, поступление рабочего в вуз) или территориального перемещения (смена места жительства), адаптация в иной национальной среде, производственная адаптация в результате смены места работы.

Второй вид социальной адаптации - это адаптация к изменившимся социальным условиям. Так, принятие тех или иных решений, изменений в законодательстве ведут к необходимости согласовывать с ними интересы и поведение различных социальных групп и личностей. Кроме того, социальная адаптация в обществе несет отпечаток того исторического этапа, который переживает общество в данный исторический момент. Так, период перестройки отличается резким усилением интенсивности адаптационных процессов. Соответственно изменяются и критерии адаптированности, в их содержании увеличивается доля общесоциального. В то же время в такие периоды наблюдается массовое существование различных форм пассивного приспособления к социальной действительности, начиная от конформизма и кончая уходом от участия в решении социальных проблем в сферу сугубо личных интересов. Непосредственной социальной средой личности могут быть различные социальные группы - семья, производственный коллектив, друзья, соседи по дому и др. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социология личности – это отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей.

Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель.

Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:

1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов;

2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания);

3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

Основными механизмами социального поведения личности является социализация и социальная адаптация.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и продолжается всю жизнь. Социальная адаптация - активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды, которые происходят постоянно.

В социологии личности множество выработано множество теорий личности, различия между которыми связаны с подходами к обществу в микросоциологической или макросоциологической перспективе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. / Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с.

 

2.      Бокачев И. А. Проблема личности в социологии. // Вестник СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки», 2004. - №1 (11). – С. 5.

 

3.      Смирнов П.И. Социология личности: Учеб. пособие. / П.И.Смирнов. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – 380 с.

 

4.      Фрейд Э. Я и ОНО. // Психология бессознательного, 1989. - С. 426-435.

 

5.      Эткинд А., Туран А., Мухина В. Индивидуализм, личность // 50/50: Опыт словаря нового мышления, 1989. - С. 107-119.

 

6.      Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов. / А.И. Кравченко. - М.: ЛОГОС, 2002. - 640 с.

 

7.      Фролов С.С. Социология. Учебник: для высших учебных заведений. / С.С.Фролов. - М.: Наука, 1994 - 256 с.

2

 



Информация о работе Социология личности