Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 20:23, контрольная работа
Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.
Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.
1. Понятие «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности………………………………………………………………………………………………..…4
2. Теории развития личности……………………………………………………………………...8
3. Основные факторы формирования личности, ее социализации…………12
Заключение…………………………………………………………………………………….………16
Термины………………………………………………………………………………………….........17
Персоналии…………………………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………….…………………….33
При определении сущности личности в социологии существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.
В целом все социологические теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. В социологии «личность» - это то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное.
Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспективностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.
Термины:
1.Большие социальные группы - многотысячные группы людей, разделенные на обширные пространства - демографические (молодежь, женщины), национальные, профессиональные, классы, сословия.
2.Брак - санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.
3.Групповая
психология - школа психологического
направления, рассматривающая
4.Девиантное
поведение - поступок, действие чела,
не соответствующее
5.Индивид
– единичный представитель
6.Индивидуальность
– характеристика уникальности,
неповторимости определенной
7.Институционализация
- процесс упорядочения, формализации
и стандартизации, в результате
чего появляется социальный
8.Интепретация понятий - процедура истолкования, уточнения смысла понятий, лежащих в основе исследования.
9. Культ
– религиозная секта, придерживающаяся
крайних воззрений и
10.Культура - система мат и духовных ценностей, образцов действий, способов общения индивидов, групп, общностей, а также способ их трансляции от поколения к поколению.
11.Культурная аккумуляция - процесс пополнения культуры новыми элементами последующими поколениями.
12.Культурная диффузия - взаимное проникновение различных черт и комплексов из одного общества в другое. Каналами диффузии служат миграция, торговля, войны, миссионерство.
13.Культурная
трансмиссия - процесс передачи культуры
от поколения к поколению
14.Культурные наследие - часть материальной и духовной культуры, созданное прошлыми поколениями и активно используемое следующими.
15.Личность - единичный чел как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, институтах, культуре, жизни.
16.Малая социальная группа - группа, малочисленная по составу, члены ее объединены общей деятельностью и находятся в непосредственной, устойчивом, личном общении.
17.Метод - система правил изучения объекта на основании закономерностей его функционирования.
18.Методика - сумма частных примеров, позволяющая применить тот или иной метод.
19.Методология
- составная часть и особая
область социального познания, имеющая
своим содержанием
20.Наблюдение
- метод сбора информации путем
непосредственного восприятия
21.Нуклеарная семья - семья, состоящая из супругов и детей.
22.Образ
жизни – совокупность
23.Обществ мнение - проявление общественного сознания, в к отражается отношение больших социальных групп, народа в целом к актуальным проблемам.
24.Общество
- универсальный способ
25.Объект познания - все то, на что направлена деятельность исследования, что противостоит ему в качестве объективной реальности.
26.Описат
исследование - имеет целью определение
структуры, формы и характера
изучаемого явления или
27.Опрос - метод изучения мнений и настроений людей путем устного или письменного обращения к ним.
28.Постиндустриальное
общество - стратегическое приспособление
к новой постмодернистской
29.Расширенная группа - это семья, включающая супружескую пару, детей, родителей кого - либо супругов, других родственников и прочее.
30.Ролевое ожидание – это то, поведение, которого ждут от той или иной роли.
31.Ролевое поведение это те действия, которые человек реально выполняет в рамках своей роли.
32.Ролевой
набор - это вся совокупность ролей,
вытекающих с данного статуса.
Термин введен в научный
33.Семья - это
малая группа, основанная на родственных
связях и регулирующая
34.Система -
это определенным образом
35.Сословия
- это социальные группы, место
которых в обществе
36.Социализация
- это процесс накопления людьми
опыта и социальных установок,
соответствующих определенным
37.Социальная роль - это ожидаемое поведение, ассоциируемое с данным статусом, т.е. типичное (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данном обществе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.
38.Социальная
адаптация - это процесс и результат
взаимодействия индивида с
39.Социальная
группа - это совокупность людей,
имеющих общий социальный
40.Социальная
динамика - изучает законы
41.Социальная
мобильность - это любой переход
индивидов, отличающаяся относительной
целостностью и выступающая
42.Социальная организация - это система отношений, объединяющих какое - то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.
43.Социальная
революция - это коренной качественный
переворот всей системы
44.Социальная связь - это набор факторов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях, в определенное время, для достижения тех или иных целей.
45.Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.
46.Социальная
структура - это совокупность различных
по положению в обществе
47.Социальное взаимодействие - это взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности.
48.Социальное движение - это совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных измерений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе и социальной группе. Определение дано Р.Тернером, американским социологом.
49.Социальные
изменения - это переход социальных
систем, общностей, институтов и
организаций из одного
50.Социальное поведение - это общее совместное поведение людей, объединенных в едином социуме, регламентированное определенными нормами, статусами, ролями.
Персоналии:
Франсуа́
Мари́ Шарль Фурье́ —
Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер - известный как Макс Вебер — немецкий социолог, философ, историк, политический экономист. Вебер ввёл в научный оборот термин «социальное действие» Учёный был последовательным сторонником методов антипозитивизма, утверждая, что для исследования социальных действий лучше подходит не чисто эмпирический, но «объясняющий», «интерпретирующий» метод. В рамках основанной на нём концепции понимающей социологии учёный пытался не только рассмотреть то или иное социальное действие, но также распознать цель и смысл происходящего с точки зрения вовлечённых индивидов. Ядро научных интересов Вебера составляло изучение процессов перехода общества от традиционного к современному: рационализации, секуляризации, демистификации. Одной из самых известных работ учёного стала диссертация о протестантских истоках капитализма. Исследование на стыке экономической социологии и социологии религии получило развитие в известной книге «Протестантская этика и дух капитализма», увидевшей свет в 1905 году. Оппонируя марксистской концепции исторического материализма, Вебер отмечал важность культурных воздействий, оказываемых религией, — именно в этом он видел ключ к пониманию генезиса капиталистической формы хозяйствования[5][прим. 1]. Впоследствии учёный исследовал религии Китая, Индии и древний иудаизм, пытаясь найти в них причины тех процессов, которые обусловили различия между хозяйственным устройством Запада и Востока.
Джордж Элтон Мэйо (George Elton Mayo, 1880—1949) — американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений». Руководил рядом исследовательских проектов и экспериментов, в том числе и Хоторнским. Основал движение «за развитие человеческих отношений» и является одним из основоположников школы человеческих отношений.
Морено (Moreno) Джекоб Леви (1892—1974) — американский социолог, социальный психолог, психиатр, психотерапевт. Создатель социометрии, психодрамы, групповой психотерапии. На протяжении ряда лет разрабатывал идеи и методику психодрамы (1924). Одновременно разрабатывал идеи теории малых групп и методики социометрического анализа. Метод разработан Дж. Морено, который и ввел термин «социометрия», означающий измерение межличностных взаимоотношений в группе
Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт - французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).