Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.
Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.

Содержание

1. Понятие «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности………………………………………………………………………………………………..…4
2. Теории развития личности……………………………………………………………………...8
3. Основные факторы формирования личности, ее социализации…………12
Заключение…………………………………………………………………………………….………16
Термины………………………………………………………………………………………….........17
Персоналии…………………………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………….…………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

моя контр-ая Социология.docx

— 65.47 Кб (Скачать файл)

При определении сущности личности в социологии существуют несколько значимых, но порой взаимоисключающих друг друга трактовок. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

В целом все социологические теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. В социологии «личность» - это то, что делает людей похожими друг на друга. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общения, в какой-то степени, отталкивая все остальное.

Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекосознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспективностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

 

 

 

Термины:

 1.Большие социальные группы - многотысячные группы людей, разделенные на обширные пространства - демографические (молодежь, женщины), национальные, профессиональные, классы, сословия.

2.Брак - санкционированная  обществом, социально и личностно  целесообразная, устойчивая форма  половых отношений.

3.Групповая  психология - школа психологического  направления, рассматривающая взаимодействие  больших групп людей: народов, толп, масс.

4.Девиантное  поведение - поступок, действие чела, не соответствующее сложившимся  в социальной группе нормам  и ожиданиям. или социальное явление, выраженное в относительно массовых и устойчивых формах поведения людей, не соответствующее официально установленным нормам.

5.Индивид  – единичный представитель человеческого  рода, носитель социальных и психических  черт.

6.Индивидуальность  – характеристика уникальности, неповторимости определенной личности (биохимические, психолог и социальные  уровни).

7.Институционализация - процесс упорядочения, формализации  и стандартизации, в результате  чего появляется социальный институт.

8.Интепретация  понятий - процедура истолкования, уточнения  смысла понятий, лежащих в основе  исследования.

9. Культ  – религиозная секта, придерживающаяся  крайних воззрений и призывающая  к радикальным изменениям верований  личности и/или общества в целом.

10.Культура - система мат и духовных ценностей, образцов действий, способов общения индивидов, групп, общностей, а также способ их трансляции от поколения к поколению.

11.Культурная аккумуляция - процесс пополнения культуры новыми элементами последующими поколениями.

12.Культурная диффузия - взаимное проникновение различных черт и комплексов из одного общества в другое. Каналами диффузии служат миграция, торговля, войны, миссионерство.

13.Культурная  трансмиссия - процесс передачи культуры  от поколения к поколению через  научение.

 14.Культурные наследие - часть материальной и духовной культуры, созданное прошлыми поколениями и активно используемое следующими.

15.Личность - единичный чел как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, институтах, культуре, жизни.

 16.Малая социальная группа - группа, малочисленная по составу, члены ее объединены общей деятельностью и находятся в непосредственной, устойчивом, личном общении.

17.Метод - система  правил изучения объекта на  основании закономерностей его  функционирования.

18.Методика - сумма частных примеров, позволяющая  применить тот или иной метод.

19.Методология - составная часть и особая  область социального познания, имеющая  своим содержанием совокупность  принципов и способов организации, развития и оценки социального  знания, систему норм и регуляторов  проведения социальных исследований.

20.Наблюдение - метод сбора информации путем  непосредственного восприятия и  регистрации всех факторов, касающихся  изучаемого объекта.

21.Нуклеарная  семья - семья, состоящая из супругов  и детей.

22.Образ  жизни – совокупность деятельности  индивидов в различных сферах  общ жизни, основными характеристиками выступают уровень семейных доходов, возможности индивида реализовать свои потребности, свободное и рабочее время.

 23.Обществ мнение - проявление общественного сознания, в к отражается отношение больших социальных групп, народа в целом к актуальным проблемам.

24.Общество - универсальный способ организации  социальных связей и социального  взаимодействия, обеспечивающее удовлетворение  всех основных потребностей людей. Ему присущи самодостаточность, саморегулируемость, самовоспроизведение.

25.Объект  познания - все то, на что направлена  деятельность исследования, что противостоит ему в качестве объективной реальности.

26.Описат  исследование - имеет целью определение  структуры, формы и характера  изучаемого явления или процесса  и охватывает довольно большие  совокупности людей, неоднородных  по своим характеристикам.

27.Опрос - метод  изучения мнений и настроений  людей путем устного или письменного обращения к ним.

28.Постиндустриальное  общество - стратегическое приспособление  к новой постмодернистской культуре  и цивилизации, которое формируется  в результате глубокой трансформации  социального мира. В основе лежит  развитие информационных технологий.

29.Расширенная  группа - это семья, включающая супружескую  пару, детей, родителей кого - либо  супругов, других родственников  и прочее.

30.Ролевое  ожидание – это то, поведение, которого ждут от той или  иной роли.

31.Ролевое  поведение это те действия, которые  человек реально выполняет в  рамках своей роли.

32.Ролевой  набор - это вся совокупность ролей, вытекающих с данного статуса. Термин введен в научный оборот  американским социологом Р.Мертоном.

33.Семья - это  малая группа, основанная на родственных  связях и регулирующая отношения  между супругами, родителями и  детьми, а так же ближайшими  родственниками.

34.Система - это определенным образом упорядоченное  множество элементов, взаимосвязанных  между собой и образующих некоторое  целостное единство.

35.Сословия - это социальные группы, место  которых в обществе определяется  не только их положением в  семье социально - экономических  отношений, но так же сложившимся  традициям и правовыми актами.

36.Социализация - это процесс накопления людьми  опыта и социальных установок, соответствующих определенным социальным  ролям восприятия норм и ценностей  общества, приобретение навыков  и умений для того, чтобы стать  дееспособными членами общества.

37.Социальная  роль - это ожидаемое поведение, ассоциируемое  с данным статусом, т.е. типичное (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса  в данном обществе. Каждый статус  обычно включает ряд ролей.

38.Социальная  адаптация - это процесс и результат  взаимодействия индивида с кардинально  изменяющейся окружающей средой, в ходе которого постепенно  согласуются требования и ожидания  обеих сторон, так что индивид  получает возможность выживания (и процветания), а макросреда - воспроизводства  и вступления в иную восходящую  стадию.

39.Социальная  группа - это совокупность людей, имеющих общий социальный признак  и выполняющих общественно необходимую  функцию в структуре общественного  разделения труда.

40.Социальная  динамика - изучает законы функционирования  и взаимодействия отдельных элементов  общества. Конт таким образом развивает теорию общественного прогресса.

41.Социальная  мобильность - это любой переход  индивидов, отличающаяся относительной  целостностью и выступающая самостоятельным  субъектом действия, поведении.

42.Социальная  организация - это система отношений, объединяющих какое - то число  индивидов (групп) для достижения  определенной цели.

43.Социальная  революция - это коренной качественный  переворот всей системы общественной  жизни. Это изменения радикальные, предполагающие коренную ломку  общественного объекта, это всеобщие  изменения, опирающиеся, как правило, на насилие.

44.Социальная  связь - это набор факторов, обуславливающих  совместную деятельность людей  в конкретных общностях, в определенное  время, для достижения тех или  иных целей.

45.Социальная  система - это целостное образование, основным элементом которого  являются люди, их связи, взаимодействия  и отношения.

46.Социальная  структура - это совокупность различных  по положению в обществе взаимосвязанных  и взаимодействующих социальных  групп. В основе развития общества  лежат: 1) общественное разделение  труда и 2) отношения собственности  на средства производства и  его продукты.

47.Социальное  взаимодействие - это взаимное влияние  различных сфер, явлений и процессов  жизни, осуществляющееся посредством  социальной деятельности.

 48.Социальное движение - это совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных измерений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе и социальной группе. Определение дано Р.Тернером, американским социологом.

  49.Социальные  изменения - это переход социальных  систем, общностей, институтов и  организаций из одного состояния  в другое.

  50.Социальное  поведение - это общее совместное  поведение людей, объединенных в  едином социуме, регламентированное  определенными нормами, статусами, ролями.

               

 

 

 

 

 

 

 

Персоналии:

 Франсуа́  Мари́ Шарль Фурье́ — французский  философ, социолог, один из представителей  утопического социализма. Является  отцом термина «феминизм». главный труд - Теорию четырех движений и всеобщих судеб ). Согласно Фурье, стержнем идеальной системы социальной организации является фаланга. Она заключает в себе идею всеобщего братства и основывается на соответствии частных и общих интересов. Фаланга строится на сельскохозяйственной основе, но предполагает взаимодействие с промышленным производством.

 Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер - известный как Макс Вебер — немецкий социолог, философ, историк, политический экономист. Вебер ввёл в научный оборот термин «социальное действие» Учёный был последовательным сторонником методов антипозитивизма, утверждая, что для исследования социальных действий лучше подходит не чисто эмпирический, но «объясняющий», «интерпретирующий» метод. В рамках основанной на нём концепции понимающей социологии учёный пытался не только рассмотреть то или иное социальное действие, но также распознать цель и смысл происходящего с точки зрения вовлечённых индивидов. Ядро научных интересов Вебера составляло изучение процессов перехода общества от традиционного к современному: рационализации, секуляризации, демистификации. Одной из самых известных работ учёного стала диссертация о протестантских истоках капитализма. Исследование на стыке экономической социологии и социологии религии получило развитие в известной книге «Протестантская этика и дух капитализма», увидевшей свет в 1905 году. Оппонируя марксистской концепции исторического материализма, Вебер отмечал важность культурных воздействий, оказываемых религией, — именно в этом он видел ключ к пониманию генезиса капиталистической формы хозяйствования[5][прим. 1]. Впоследствии учёный исследовал религии Китая, Индии и древний иудаизм, пытаясь найти в них причины тех процессов, которые обусловили различия между хозяйственным устройством Запада и Востока.

 Джордж  Элтон Мэйо (George Elton Mayo, 1880—1949) — американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений». Руководил рядом исследовательских проектов и экспериментов, в том числе и Хоторнским. Основал движение «за развитие человеческих отношений» и является одним из основоположников школы человеческих отношений.

 Морено (Moreno) Джекоб Леви (1892—1974) — американский социолог, социальный психолог, психиатр, психотерапевт. Создатель социометрии, психодрамы, групповой психотерапии. На протяжении ряда лет разрабатывал идеи и методику психодрамы (1924). Одновременно разрабатывал идеи теории малых групп и методики социометрического анализа. Метод разработан Дж. Морено, который и ввел термин «социометрия», означающий измерение межличностных взаимоотношений в группе

 Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт - французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).

Информация о работе Социология личности