Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и социально-исторический опыт, который передает общество.
Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.

Содержание

1. Понятие «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности………………………………………………………………………………………………..…4
2. Теории развития личности……………………………………………………………………...8
3. Основные факторы формирования личности, ее социализации…………12
Заключение…………………………………………………………………………………….………16
Термины………………………………………………………………………………………….........17
Персоналии…………………………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………….…………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

моя контр-ая Социология.docx

— 65.47 Кб (Скачать файл)

 Ге́рберт Спе́нсер — английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Сен-Симона и Конта, определённое влияние на развитие идеи эволюции оказали Ламарк и К. Бэр, Смит и Мальтус.

 Альфред  Шюц — австрийский социолог и философ еврейского происхождения, основоположник феноменологической социологии. Предложил собственную версию понимающей социологии, в которой проследил процессы становления человеческих представлений о социальном мире.

 

 Ро́берт Ки́нг Ме́ртон — один из самых известных американских социологов двадцатого века. Большую часть своей карьеры преподавал в Колумбийском университете, где достиг звания профессора университета. «Мертон формирует основы социологического анализа науки как особого социального института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами»

 Толкотт Парсонс — американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии.

 Давид  Эмиль Дюркгейм — французский  социолог и философ, основательфранцузской социологической школы и структурно-функционального анализа. Наряду с Карлом Марксом и Максом Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Целостность и связность обществ в условиях модерна, лишённого традиционных и религиозных связей, представляли главный исследовательский интерес Дюркгейма.

 Питири́м Алекса́ндрович Соро́кин — русско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

 Берджесс Эрнест (1886-1966). Ближайший научный соратник Парка, развивавший вместе с ним экологическую концепцию социального развития. Главными областями его научных интересов были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализация личности, семьи и общины. Широко известна его методика «концентрических зон», с помощью которой он выявил социальную неоднородность пространства большого города.

 Вундт  Вильгельм (1832-1920) «Психология народов». Предметом психологии народов  является материализованная часть  ее – язык, мифы, обычаи, которые  подчиняются общим законам духовного  развития и обладают для народного  сознания таким же значением, каким для индивидуального сознания  являются факты индивидуальной  психологии.

 Гумплович Людвиг (1838-1909) – представитель социал-дарвинизма в социологии. С его точки зрения, человеческая история - естественный процесс, социальные законы ни отменить, ни изменить нельзя, т.к. они суть форма правления законов природы. Основные работы Гумпловича: «Раса и государство», «Расовая борьба», «Основы социологии».

 Джеймс  Уильям (1842-1910) – один из предшественников  символического интеракционизма. Суть социальной концепции Джеймса – единение индивидуального и социального. Личность состоит из трех «Я»: материального, социального и духовного, а социальный процесс есть социализация индивидуального сознания. Приобщение индивидуального сознания к «большому» (социальному) демонстрирует единство индивидуального и общественного сознания, является механизмом связи индивида и общества.

 Джордж  Хоманс (1910-1989) – американский социолог. Разработанная им теория обмена позволяет использовать достижения психологии при объяснении социального поведения, что означает разрыв с «социологизмом» Э. Дюркгейма. Хоманс рассматривает социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную или нематериальную) и минимизировать затраты; это положение распространимо на все поведение людей. Хоманс находит принципы объяснения в бихевиоризме психолога Берреса Скиннера, который рассматривал человеческое поведение как «оперантное».

 Маркс  Карл (1818-1881) – немецкий политический  деятель, социолог, философ, историк, экономист. Может считаться одним из основателей  теории конфликта. Маркс разработал  теорию материалистического понимания  истории, основанную на принципе  естественно-исторического развития общества. По Марксу, социальное развитие имеет единую трехчленную схему, второе звено которой является отрицанием первого, но само отрицается третьим. Считал, что конфликт есть естественное состояние классового общества, отсюда строится теория социального изменения (общество есть история борьбы классов). Им были выделены ранжированные социальные системы и группы, конкурирующие в экономической сфере.

 Михаил  Бакунин (1814-1876) – русский революционер, философ, социолог, один из видных  представителей революционного  народничества, теоретик анархизма. Искренняя и страстная вражда  ко всякому угнетению и готовность  жертвовать собой во имя торжества  социальной революции привлекали  к нему симпатии многих демократически  настроенных людей.

 Ратцель Фридрих (1844-1904) – немецкий мыслитель, наиболее крупный представитель социогеографии в социологии. Социальная концепция, которую он называл «антропогеография», вскрывала связь природной среды и деятельности человека. Ратцель сформулировал идею процесса диффузионизма: заимствование и распространение культуры, каналы этого процесса; фактически проанализировал этногенез разных народов (хотя термина такого не ввел). Ему принадлежит формулирование семи законов «пространственного роста государств», основное содержание которых сводилось к неизбежности экспансии государств с целью выживания и улучшения своего географического положения.

 Фромм Эрих (1900-1980) – социальная концепция Фромма основывается на ревизии традиционных положений фрейдизма, путем объединения их с положениями философской антропологии и марксизма. Фромм разработал учение о социальных характерах, которые являются звеном между «экономическим базисом» и «идеалами» общества.

 Фулье Альфред (1838-1912) – французский философ, объединявший идеи волюнтаризма с принципами позитивизма; сторонник органической школы в социологии; работы по психологии народов; представитель школы органицизма во Франции, Социальные концепции он изложил в работах «Психология заезженных идей» и «Мораль заезженных идей», где отстаивал идею об аналогии общества и организма, подчеркивая психические черты общества, обусловленные коллективной ответственностью.

 Эспинас Альфред (1844-1922) – представитель органической школы в социологии Франции, предшественник праксиологии и этологии. Социальная концепция содержит идеи о том, что рождение социологии было подготовлено изучением связей между животными, а общество – это живое существо, подверженное естественным законам. Эспинас рассматривает человека как продукт психологической и социологической проекции, которые его персонифицируют. Прикладные искусства не передаются по наследству вместе с особенностями организма. Как продукт опыта и размышления они «прививаются» индивиду «примером и воспитанием»; тем самым они дают начало науке.

 Энгельс  Фридрих (1820-1895) – немецкий социалист. Сотрудничал с Марксом и вместе  с ним опубликовал работы «Святое  семейство», «Немецкая идеология»  и «Коммунистический манифест» (1848). Эти труды сформировали основу  для активизации Марксом и  Энгельсом политической работы по формированию Первого Интернационала, причем Энгельс играл основную организационную роль.

 Шютц Альфред (1899-1959). Книга «Смысловое строение социального мира». Введение в понимающую социологию» явилась попыткой создания нового теоретико-методологического основания социальных наук. Важнейшими концепциями Шютца являются концепции природы объективности социального мира, рациональности социального взаимодействия, повседневной реальности наблюдаются дефицит по сравнению с ней всех характеристик. Важнейшими концепциями Щютца являются концепции природы объективности социального мира, рациональности социального взаимодействия, повседневной реальности. Концепция множественности реальностей опирается на идею Джеймса о многообразии «миров опыта», единственным критерием реальности которых является психологическая убежденность, вера в их реальное существование.

 Штомпка Петр (р. 1944) – польский социолог, известен как автор социологии «социального становления», представляющей собой теорию активного взаимодействия социальных структур и их создателей, деятельностных субъектов. Штомпка рассматривает процесс, в котором социальные субъекты изменяют не только структуры общественной жизни, но и сам способ их построения. Это означает, что зависимость человека от неподвластных ему сил (природных, экономических, социальных) не является универсальной и вечной, она претерпевает изменения и становится взаимозависимостью. Социология социальных изменений Ш. включает в себя критическое переосмысление истории теоретической социологии и сегодняшних дискуссий по фундаментальным проблемам социальной теории.

 Фулье Альфред (1838-1912) – французский философ, объединявший идеи волюнтаризма с принципами позитивизма; сторонник органической школы в социологии; работы по психологии народов; представитель школы органицизма во Франции, Социальные концепции он изложил в работах «Психология заезженных идей» и «Мораль заезженных идей», где отстаивал идею об аналогии общества и организма, подчеркивая психические черты общества, обусловленные коллективной ответственностью.

 Фуко  Мишель (1926-1984) – наибольшее значение  для социологии имела его работа  «Надзор и наказание» (1975), посвященная  анализу механизмов власти в  западных обществах. Описывая переход  от средневековых методов наказания  к тюремной системе, сложившейся  в европейских странах в XIX веке, Фуко исследовал взаимодействие  и взаимопроникновение власти  и знания. Он утверждал, что в  деятельности таких учреждений, как тюрьмы, школы, больницы и  фабрики, проявляются одни и те  же механизмы власти.

 Фромм Эрих (1900-1980) – социальная концепция Фромма основывается на ревизии традиционных положений фрейдизма, путем объединения их с положениями философской антропологии и марксизма. Фромм разработал учение о социальных характерах, которые являются звеном между «экономическим базисом» и «идеалами» общества.

 Ратцель Фридрих (1844-1904) – немецкий мыслитель, наиболее крупный представитель социогеографии в социологии. Социальная концепция, которую он называл «антропогеография», вскрывала связь природной среды и деятельности человека. Ратцель сформулировал идею процесса диффузионизма: заимствование и распространение культуры, каналы этого процесса; фактически проанализировал этногенез разных народов (хотя термина такого не ввел). Ему принадлежит формулирование семи законов «пространственного роста государств», основное содержание которых сводилось к неизбежности экспансии государств с целью выживания и улучшения своего географического положения.

 Плеханов  Георгий (1856-1918) – российский политический  деятель, философ, пропагандист марксизма. С 1875 народник, один из руководителей  «Земли и воли», «Черного передела». Плеханов был первым марксистом, который взялся за научную  разработку истории русской общественной  мысли, собрав и систематизировав  по этому вопросу огромный  материал. Его трёхтомная работа  «История русской общественной  мысли» явилась первым сводным  обобщающим трудом, который охватывает  историю общественной мысли с  древнейших времён до конца 18 в. и написан в целом с марксистских  позиций С 1880 в эмиграции, основатель марксистской группы «Освобождение труда».

 Николай  Михайловский (1842-1904) – русский социолог, публицист и литературный критик; теоретик либерального народничества. Один из редакторов «Отечественных записок», «Русского богатства». Михайловский всесторонне обосновал концепцию о существовании правды-истины и правды-справедливости. Он развивает учение о двуединой правде сочетающей в себе объективную и субъективную правду.

 Леонтьев  Константин (1831-1891) – был человеком  большой духовной культуры. Он  ратовал за духовное возрождение  некоторых сторон византийской  жизни в русской культуре. Его  идеалами были монархия и православие. Государство он представлял мужественным, строгим, но добрым по отношению  к своим подданным. В эго трудах  расписано, как желательно было  бы обустроить жизнь России, каковы  наиболее приемлемые формы общественного  бытия страны.

 Де Роберти Евгений Валентинович (1843-1915) – русский философ-позитивист, социолог. Развивал в своих трудах «Социология», «Социальная психика», «Новая постановка основных вопросов социологии». Основную цель социологии видел в познании законов психического взаимодействия. Де-Роберти указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Он считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой деятельности.

 Джордж  Хоманс (1910-1989) – американский социолог. Разработанная им теория обмена позволяет использовать достижения психологии при объяснении социального поведения, что означает разрыв с «социологизмом» Э. Дюркгейма. Хоманс рассматривает социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную или нематериальную) и минимизировать затраты; это положение распространимо на все поведение людей. Хоманс находит принципы объяснения в бихевиоризме психолога Берреса Скиннера, который рассматривал человеческое поведение как «оперантное».

 Берджесс Эрнест (1886-1966). Ближайший научный соратник Парка, развивавший вместе с ним экологическую концепцию социального развития. Главными областями его научных интересов были проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализация личности, семьи и общины. Широко известна его методика «концентрических зон», с помощью которой он выявил социальную неоднородность пространства большого города.

 Аристотель (384 – 322 до н. э.) – древнегреческий  философ и ученый. Аристотель  был первым мыслителем, создавшим  всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого  развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Считал, что человек - существо общественное. Наилучшие формы государства – монархия, аристократия, «полития» (умеренная демократия), наихудшие – тирания, олигархия, охлократия.

Информация о работе Социология личности