Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 08:58, реферат
Мода – неоднозначный и интересный социокультурный феномен, который присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры. В последние годы преобладающее значение приобрел подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества.
Сегодня мода во многом детерминирует мировоззрение современного человека. Она отражает функциональные потребности человека – творческое стремление к воспроизводству индивидуального и группового самоопределения, стремление «выделиться» и стремление «быть как все».
Социальные
практики, позволяющие разнообразить
свой гардероб, при этом экономя на покупке
новых вещей, существующие сегодня в беднейших
слоях населения или служащие необязательным
развлечением для среднего класса, могут
обрести невиданную прежде популярность.
Речь идет в первую очередь о вечеринках
типа switch-and-bitch (они же —swap parties), когда подруги
(или друзья) собираются у кого-нибудь
дома и обмениваются ненужными вещами.
Другая подзабытая практика — покупка
чего-нибудь не слишком часто употребимого
(например, вечернего платья или дорогого,
но не ко всему подходящего аксессуара)
в складчину и ношение этого чего-то по
очереди: не слишком наметанный глаз не
заметит, что вещь, прежде увиденная на
одной женщине, через месяц промелькнет
в гардеробе другой.
Кстати, совершенно очевидно, что новые
социальные практики по обмену элементами
костюма будут связаны с глобальными изменениями,
происшедшими в коммуникациях со времен
последнего крупного кризиса. Например,
сайты вроде FreeCycling.com (oт англ. free — «даром»
иrecycling — «повторная переработка отходов»)
уже сейчас служат для передачи ненужных
вещей из рук в руки, такие проекты, скорее
всего, ждет бум в самое ближайшее время.
То же самое будет касаться коммьюнити
по обмену/безвозмездной передаче вещей/продаже
поношенных вещей в социальных сетях.
Возможно повышение интереса к онлайновым
аукционам и возможно возникновение коммьюнити/сервисов,
предлагающих приобретать эксклюзивные
вещи в складчину (например, вечерние платья),
и делать это будет проще и приятнее, чем
с подругами, — вас не будут видеть в одних
и тех же вещах одни и те же люди. Еще один
вариант полезного сервиса, который было
бы резонно увидеть в сети в ближайшее
время, — сервис по передаче другим одежек,
из которых вырос твой ребенок (кстати,
в бедные времена детская мода «взрослеет»
именно потому, что дети часто носят одежду
после старших или получают в свое распоряжение
переделанные взрослые вещи). Словом, коммуникации
и социальные сети станут, скорее всего,
неплохим подспорьем для тех, кто хочет
прилично одеваться в режиме жесткой экономии. [9]
Заключение.
Мода — не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать как межгрупповая коммуникация и как внутригрупповая коммуникация. Мода связана с основными социальными механизмами общения: внушением, заражением, убеждением, подражанием.
В моде, как нигде, отношения между людьми принимают форму отношений между образами.
Власть моды в современном обществе распространяется на всю социальную организацию. И, если сто лет назад индустрия эксплуатировала моду, то теперь мода подчиняет себе индустрию и становится самодовлеющей сферой социальной жизни.
Вообще говоря, мода перестает быть «зеркалом» общества. Теперь можно говорить о моде как процессе изображения общества, т. е. порождения его из образа-модели. Если в эпоху Модерна модель представляла уже созданные реальные вещи, предназначенные для использования в реальной жизни, то теперь кутюрье и манекенщицы симулируют на подиуме те социальные роли, которые когда-то исполняли аристократия и богема.
Телевизионный и журнальный мир моды представляет виртуальные референтные группы, для которых индустрия служит агентом распространения образов-моделей, тогда как в конце XIX - начале ХХ вв. реальные референтные группы служили агентами распространения вещей-моделей.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что мода выполняет ряд социальных функций. Она является и способом самовыражения и демонстрации своего «Я», и демонстрацией своего социального статуса. Она помогает дифференцировать людей по разным классам, она вводит нововведения в нашу жизнь, становится способом общения между индивидами и другими обществами. Мода объединяет большие количества людей и разделяет их на разные группы и субкультуры.
Мода способна существовать там, где есть изобилие как материальное, так и духовное. Мода способна возвращать то, что могло быть утрачено. Например, мода на платья с крупными цветными узорами, туфли с каблуком-рюмочкой, порванные и протертые джинсы, состаренные вещи для интерьеров.
Необязательно следовать моде
пункт за пунктом, но все же
следует в ней разбираться, чтобы
вести себя не слишком
Список литературы