Социология моды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 16:52, контрольная работа

Краткое описание

Одежда - это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды: от холода и палящего солнца; от дождя и ветра; от укусов насекомых; от зубов и когтей диких животных; от стрел; ударов копьем или мечом, нанесенных врагом в бою; от пули и отравляющих веществ.

Содержание

Введение………………………………………………………..….3
1.Понятие «костюм»……………………………………………….4
2.Тенденции развития костюма………………………………..…5
3.Дизайн костюма………………………………………….….…..9
4.Композиция костюма……………………………………….….11
5.Современный сценический костюм…………………………..12
6.Художественное конструирование……………………………15
7.Моделирование………………………………………………….16
8.Выбор и анализ методики конструирования………………….20
9. Исходные данные для проектирования базовой основы конструкции изделия…………………………………………..…22
10.Декор костюма………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………….…27

Вложенные файлы: 1 файл

соц моды.docx

— 63.47 Кб (Скачать файл)

Кроме периодических изданий, приносящих значительные прибыли индустрии  моды, успешно пропагандирует новые  предложения модельеров определенный круг людей, которых считают образцом безупречного вкуса и законодателями моды. Они постоянно находятся  на виду и являются объектом пристального внимания публики. К этому избранному кругу относятся представители  высшей аристократии и богатых слоев  общества, популярные актеры, певцы  и другие известные люди, признанные образцом элегантности и экстравагантности. Им охотно подражают, а подражание, как уже отмечалось, есть основное условие распространения моды.

Главная задача костюма -- создать атмосферу физического и душевного комфорта для человека, который его носит, усилить его внешнюю привлекательность, подчеркнуть его индивидуальность, соответствовать стилю его жизни и поведения. Поэтому среди многочисленных предложений модельеров необходимо остановить свой выбор на тех, которые максимально «работают» на решение этой задачи. К счастью, современная мода, мода последних десятилетий, дает широкий диапазон направлений и стилей, что позволяет каждому сделать выбор, соответствующий его индивидуальным требованиям.

                                             

                                           3. Дизайн костюма

Говоря  о дизайне костюма, мы, прежде всего, имеем в виду создание моды. Слово «мода» произошло от латинского «modus», что переводится как мера, образ, способ, правило, предписание. Под модой в самом широком смысле этого слова понимается господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении различных внешних форм культуры: стиля жизни, обычаев и привычек поведения, автомашин, предметов быта, одежды, -- и довольно частая смена этих вкусов. Чаще всего именно сменяемость формы одежды и называют модой.

Из-за непостоянства, которое является основным признаком моды, ее часто называют легкомысленной и не считают объектом для серьезного отношения и изучения. Позиция эта абсолютно неправомерна, так как мода, именно благодаря  своему непостоянству, помогает человеку спастись от однообразия.

Стремление  людей к внутренним и внешним  переменам является в какой-то мере отражением изменчивости самой природы.

История моды неразрывно связана с историей развития самого костюма, однако между  ними нельзя ставить знак равенства, так как возникновение моды как  социального явления искусствоведы  датируют только эпохой позднего средневековья, а точнее, концом XIV -- началом XV столетия. Именно в это время процесс  развития одежды приобретает черты, характерные для моды: костюм становится явлением общеевропейским, а не национальным или региональным, как это было раньше; сравнительно часто сменяются  его формы; в одежде появляются многочисленные причудливые новинки, которые очень  быстро становятся всеобщим увлечением, т. е. общество охватывает ажиотаж подражания.

Подражание  служит, таким образом, необходимой  предпосылкой моды, вскрывая при этом ее противоречие. Человек приемлет моду, старается точнее соответствовать  ее образцам, быть «как все», а с другой стороны, с помощью именно этой моды, стремится выделиться из среды окружающих его людей, осуществить собственную  «самостилизацию», утвердить свое представление о самом себе.

Каждая  мода так или иначе является зеркалом своего времени, отражая общественно-политическую жизнь общества, уровень и характер развития производительных сил, наиболее яркие события эпохи, важнейшие культурные и научные достижения, привычки и психологию современного человека, его представления об эстетическом идеале. Формы костюма всегда развиваются параллельно с развитием общего стиля в искусстве и архитектуре определенной исторической эпохи, переживая вместе с ним все этапы эволюции: зарождение, расцвет и угасание, причем с момента «умирания» старой, уже изжившей себя костюмной формы начинается процесс формирования новой.

Дизайн  в наше время -- главная, наиболее развитая и теоретически осмысленная сфера художественной деятельности человека. Продуктом его является предметный мир, создаваемый людьми средствами индустриальной техники по законам красоты и функциональности. Знаменитый немецкий философ XVIII в. И. Кант очень точно назвал мир вещей, творимый человеком, чтобы облегчить себе жизнь, сделать ее более удобной и приятной, «второй природой». Решая в совокупности и практические и художественные задачи, дизайн принадлежит одновременно к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Произведениями дизайна могут быть мебель, утварь, орудия труда, оружие, машины, одежда и украшения.

Предметы  быта и труда, созданные дизайнером, неотделимы от материальной культуры современной ему эпохи, тесно  связаны с отвечающим ей бытовым  укладом, с теми или иными его  местными этническими и национальными  особенностями, социально-групповыми и социальными различиями. Составляя  органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается  человек, произведения дизайна своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его  настроение, являются важным источником эмоции, влияющих на его отношение  к окружающему миру.

Слово design в переводе с английского языка означает -- проектировать, чертить, задумывать, а также план, проект, рисунок. В нашем понимании этот термин обозначает художественное проектирование промышленных изделий, удобных и красивых вещей, создание целостной предметной среды, модернизацию продукции в соответствии с требованиями господствующей моды на основе научных знаний и технических достижений. Дизайн поистине соответствует знаменитой поэтической формуле -- алгеброй поверяет гармонию.

Это довольно молодой вид искусства, появление и формирование которого связано с индустриализацией  общества. Предпосылки для возникновения  дизайна зародились еще в эпоху перехода от ручного труда к машинному производству. Стремительное развитие индустрии в XX столетии сделало массовым процесс изготовления вещей. На смену уникальному изделию мастера пришло производство штампованных товаров. Как отмечал Ю. Б. Борев: «Перестав быть предметом роскоши, продукт производства одновременно перестал быть роскошным предметом, так как он не несет в себе индивидуальности его создателя».

И тогда на помощь конструктору, проектирующему утилитарные качества предмета, пришел художник, определяющий эстетическую его выразительность. Конструктор  и художник объединились в одном  лице -- в лице дизайнера, представителя новой профессии, инженера-проектировщика с художественной подготовкой. Дизайн, таким образом, явился результатом расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе, результатом проникновения эстетики в технику, вторжения художника в производство.

                                    

                                  4. Композиция костюма

Композиция  костюма как объемно-пространственной структуры может развиваться  от одной какой-либо исходной формы  по принципу наполнения ее в целом  или увеличения какой-то одной части  силуэта, при этом неизбежным является развитие формы в том или ином конструктивном поясе.

Объемно-пространственную структуру костюма определяет не только форма одежды, но и видимые  части тела человека. Логика строения фигуры в формообразовании костюма  диктует пределы развития определенного  участка формы. Например, юбка, удлиняясь, каждый раз создаст новую объемно-пространственную структуру. Однако при этом пределом увеличения формы по длине является уровень стопы.

При всем многообразии вариантов развития формы костюма очевидно положение: чем меньше по своей массе потом, тем больше пространства в его  структуре, и наоборот: большой по массе костюм оставляет меньше пространства в общей структуре формы. Крайним  проявлением первого случая служит костюм, который представляет собой  оболочку, повторяющую очертания  человеческого тела. Диапазон развития величины форм костюма во многом определяет существо моды как формообразования одежды и смены ее вида.

В момент формирования модного направления  одновременно возникает несколько  тенденций, из которых сохраняются  только наиболее устойчивые, соответствующие объективным требованиям социального и экономического характера. В период становления модной формы элементы костюма вступают в борьбу между собой, в результате которой и происходит отбор более «жизнеспособных», а значит, более целесообразных признаков. В «зрелом» состоянии форма приобретает некоторую неустойчивость, неуравновешенность, уже чувствуется определенная усталость, приводящая к усиленным преобразованиям пока еще внутри стиля. И, в конце концов, количественные изменения приводят к качественному скачку -- форма переходит в новое, более устойчивое состояние с новыми признаками.

Сменяемость форм модной одежды, таким образом, подчиняется общему закону развития всех природных, социальных и культурных явлений. Она, как и всякий природный  организм или явление, последовательно  проходит стадии рождения, становления, или молодости, расцвета, старения и, наконец, умирания.

В процессе формотворчества важной стадией  является работа над рисунками-набросками будущего костюма, т. е. эскизами. Особенно это важно в тех случаях, когда  ставится задача извлечения максимального  эффекта из одной идеи. Подобная задача может быть поставлена при  создании коллекции моделей, в ходе которого основная форма-идея модифицируется во множестве вариантов.

Прообразами силуэтов выступают фигуры, близкие  по своему начертанию к геометрическим: прямоугольники, квадраты, трапеции, овалы что отражено и в самих названиях силуэтов. Замена реальной, как правило, очень сложной формы геометрическим аналогом -- прием, который часто используют художники-дизайнеры в своем творчестве, так как сведение задуманной формы или силуэта проектируемого предмета (к частности, костюма) к геометрическому прообразу способствует более цельному видению пропорций, ритме отдельных частей относительно целого.

В работе художника-модельера обращение  к геометрии встречается и  при композиции форм, и при расчете  конструкции, где геометрические понятия  выступают как средство построения технического чертежа художественного  формообразования костюма. Геометризация  формы используется и в графике, при рисовании костюма, начиная  от первоначальных фор-эскизов и  кончая рекламными выставочными листами.

 

                         5. Современный сценический костюм

Рождаются ли идеи нового сценического костюма  в лабораториях великих модельеров или их подсказывает улица, процесс  создания моды, являющейся частью материальной культуры общества и отражающей мировоззренческие и эстетические взгляды людей, чрезвычайно сложен. Дизайнер, работающий над созданием сценического костюма, выступает одновременно в нескольких качествах: он и художник -- скульптор, живописец, прикладник, рождающий новую эстетику, он и конструктор-технолог, способный довести свои замыслы до реализации в материале, он и психолог, помогающий людям отразить через одежду свои внутренние качества и обрести уверенность в себе, и даже, в какой-то мере, режиссер, предлагающий человеку -- носителю костюма каждый раз новый образ, а вместе с ним и новую поведенческую роль.

Знаменитый парижский кутюрье Кристиан Лакруа так пишет о существе своей работы: «...Все сосредоточено на женщине. Я пытаюсь узнать, кто она, какова ее жизнь, какую роль в этой жизни она играет. Жизнь тот же театр. Вот я и одеваю женщин так, чтобы они могли достойно сыграть свою роль в этом театре». В другом своем высказывании Лакруа откровенно гордится профессией модельера: «Часто о высокой моде ошибочно судят как о неком воплощении гордыни. Разглагольствуют, что ее цель -- демонстрация высокого социального положения и богатства. На самом деле искусство моды -- это попытка прорыва в таинство мироздания... Для тех, кто стоит у руля моды, она является символом легкости и невесомости. Людям ужасно недостает красоты. Наша привилегия в том, что мы способны эту красоту подарить себе сами. Оценить же достоинства зрелища -- роскошь, доступная каждому».

Естественно, что художник-модельер, стремящийся  как можно точнее выполнить свою задачу, должен быть не только талантливым  от природы, но и высокообразованным человеком. Процесс профессиональной подготовки модельеров представляет собой  синтез различных образовательных  циклов. С одной стороны, будущий  дизайнер должен получить художественное образование, овладев соответствующими знаниями и навыками, с другой -- ему нужно изучить такие учебные дисциплины, как, например, технология швейного производства, конструирование и моделирование, материаловедение, которые обеспечат необходимый уровень инженерно-технической подготовки. Кроме того, художник, работающий в сфере создания сценической одежды, нуждается в довольно обширной и глубокой информации из области истории развития общества, искусства и костюма. Только комплексная подготовка может обеспечить высокий уровень профессионализма.

Образность  же предметов, проектируемых дизайнером, не может основываться только на внешних  параметрах и возникает лишь при  функционировании системы человек -- вещь. Как бы свободна ни была фантазия художника-дизайнера при поиске новой формы проектируемой вещи, она всегда должна подчиняться требованиям целесообразности, продиктованным функциональным назначением предмета. Цель дизайна состоит не в том, чтобы придать некий образ вещам, окружающим человека, а в том, чтобы, опираясь на образный подход, создать комфортную предметную среду. Например, созданный художником утюг может иметь самую оригинальную форму, которая при этом не должна помешать выполнять ему свою главную функцию -- гладить, иначе он утратит свой утилитарный смысл.

Пожалуй, в еще большей степени это  можно отнести к созданию костюма. Ведь одежда, будучи «второй кожей» человека, лишь тогда сохраняет свою сущность, когда ее форма подчинена  логике строения человеческой фигуры. Как бы красив ни был костюм внешне, он бесполезен, если человек в нем  не чувствует себя комфортно. Зритель  должен воспринимать не одежду, надетую  на некого человека, а самого человека в одежде, помогающей подчеркнуть  достоинства его внешности. Другими  словами, приоритет человека -- носителя одежды должен быть неоспорим для художника-модельера.

Конечно, это касается только бытовой одежды. В театральном искусстве отношение  к костюму несколько иное: здесь  на первый план выходят внешние данные, яркая образная выразительность, помогающая раскрыть характеры персонажей, функциональность становится вторичным вопросом. Поэтому  театральный костюм может иметь  самые причудливые формы, даже превращаясь  иногда в элементы декорации спектакля. Однако созданием такого костюма  занимается театральный художник, а  не дизайнер.

Информация о работе Социология моды