Социология молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:52, контрольная работа

Краткое описание

В данной семестровой работе я собираюсь рассматривать определение социологии молодежи и положение социального статуса молодежи в Казахстане. Определить границы молодости, деление на основные четыре возрастные группы молодежи. Рассмотреть какие основные социальные функции выполняет современная молодежь Казахстана; и каждую из пяти функций я раскрою отдельно, дам описание для каждой из них.

Вложенные файлы: 1 файл

sem2_saots.docx

— 44.17 Кб (Скачать файл)

Владимир Ильич Чупров (род. 1938) выдвинул концепцию социального развития. Работа – «Проблемы социального развития молодежи» (1985).

Социальное развитие молодежи - «объективный и вместе с тем регулируемый процесс взаимодействия количественных и качественных изменений, претерпеваемых молодым поколением по мере становления субъектом общественного производства и общественной жизни, отражающий основные цели социального прогресса».

Внимание сосредотачивается на процессе становления новых поколений  и на формировании статусных характеристик  молодежи в связи с особенностями  социальной структуры, социальной дифференциации.

Социальное развитие – непрерывный процесс, цель которого – преемственность молодыми социального опыта, его качественное обновление и передача обновленного опыта последующим поколениям.

Определил основные социальные функции молодежи: воспроизводственную, инновационную, трансляционную.

Микки X. Титма (род. 1939) - эстонский социолог. В своих работах «Социально-профессиональная ориентация молодежи» (1982), «Молодое поколение» (1986; совместно с Э.А. Саар) развил идеи жизненного самоопределения молодежи. Трактует сущность молодежи через ее интеграцию в общество путем самоопределения. «Формой интеграции молодого поколения в общественную жизнь является его самоопределение».

Общество предоставляет молодому человеку возможность самому определить свою жизнь и решить основные жизненные проблемы. Свобода выбора жизненного пути ограничивается достигнутым уровнем общественного развития.

Линия Манхейма. Концепции, имеющие социологическую направленность и отвергающие марксистское понимание общества или направленные против такого понимания. Основу этих концепций составляет предложенная немецким социологом Карлом Манхеймом (1893-1947) концепция молодежи как поколения в соответствующем историко-социальном пространстве.

В своей работе «Диагноз нашего времени» (1943) развивает положение о том, что у каждого поколения есть свое пространственно-временное измерение, рассмотрение поколения способно дать действительный результат, если оно учитывает его «историко-культурное пространство».

Жизненный опыт каждого нового поколения  отличается от опыта других поколений в силу изменения социальных условий, в которых этот опыт был приобретен.

В центре внимания Манхейма оказалась  проблема установления социологической функции молодежи в обществе. На вопрос «стабильно ли значение молодежи в обществе?» он дает отрицательный ответ: «...всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее, вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность».

Значение концепции Манхейма: его  идеи стали источником для целого ряда новых концепций молодежи. Специалисты, изучающие историю социологии молодежи (в частности, В.А. Луков), сравнивают его вклад в развитие социологии немарксистской ориентации с вкладом Маркса, Энгельса, Ленина, Грамши в марксистскую социологию. Хотя различие позиций Маркса и Манхейма при анализе молодежных проблем обнаруживается «в узкой зоне некоторых исходных философских принципов».

Однако Манхейм более широко ставил вопросы о соотношении поколений, функциональности молодежи в общественной системе. Положение о качествах молодежи как социального ресурса и возможностях его реализации приобрело концептуальный характер.

Леопольд Розенмайер (род. 1925) - австрийский социолог. В работе «Восстание молодежи» Новые аспекты социологии молодежи» (1971, совместно с К. Аллербеком) развернул аргументированную критику социологии молодежи (структурно-функциональный подход).

«Социология должна изучать расхождение между условиями, предоставляемыми молодежи обществом, и вызовами политических, экономических и социальных ситуаций».

«Молодежь - с точки зрения социологии - является не только социальной общностью, но и стадией жизненного цикла. Проблемы этой стадии изменяются на основе новых социальных сочетаний. Желание свободы возрастает, однако процесс образования становится более длительным, а вместе с этим сохраняется также и зависимость».

Розенмайер исходит из самостоятельного значения специфических статусных  черт молодежи. Молодежь представляется им как статусно-дифференцированная общность.

Теодор Малер (1930-1992) - румынский исследователь. В его работе «Введение в ювентологию» (1983) идеи К. Манхейма и Л. Розенмайера (о статусно-ролевой специфике молодежи) получили оригинальное развитие.

Центральное звено его концепции  составляет понятие «Статус-Роль» молодежи. Статус-Роль – «это выражение определенной конкретно-исторической позиции и социальных отношений молодежи (соответственно ее различных групп), определяемое ее отношением к классам и социальным группам, позиций и отношений, которые относятся, прежде всего, к ведущему способу деятельности молодых людей, их способу жизни».

Он поставил Статус-Роль в центр характеристики сущности молодежи и определил через него структуру молодости; С-Р представляет собой интегральную модель молодежи («Статус-Роль выражает позицию и отношения одного социально-исторического коллективного субъекта – молодежи – к другим субъектам и обществу в целом).

Достоинство концепции: «ясное видение специфики молодежи как особой общественной группы, обладающей свойствами, не сводимыми к сумме качеств составляющих ее индивидов».

Суть концепции составляет положение  о том, что «молодежь - это ценность особого рода, это главная ценность общества, это не только понятие демографическое, но также экономическое, социальное, политическое». Ставка на молодежь в настоящем, на будущие поколения способна породить политику общества и государства, которые будут работать на опережение событий, на профилактику явлений, на ускорение развития вместо «политики запоздалой реакции на уже развивающиеся противоречия и проблемы». Основные положения:

  • «Молодежь – это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа». «Молодежь – это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству...». «Социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации». Молодежные проблемы являются проблемами всего общества. Специфические проблемы молодежи (связаны с возрастом):
  • «в любом обществе молодость тесно связана с идеей зависимости»;
  • взрослые по-прежнему царствуют в обществе, и все другие возрастные группы (дети, молодежь, старики) полностью зависят от их воли;
  • «в любом обществе перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии»;
  • молодые люди решают проблему своих жизненных планов, нравственного и духовного самоопределения, выбора спутника жизни (жены, мужа); вопрос о том, сколько детей иметь в семье.

В целом все социологические  теории молодежи, несмотря на различия и противодействие, объединены стремлением представить молодежь через характеристики ее социальности. Линия Маркса и линия Манхейма по многим аспектам совпадают: в их задачу входит выявление социальной детерминации смены поколений, субъектности молодежи. В ходе ряда глубоких перемен во всех сферах жизни общества у каждого последующего поколения возникает что-то качественно новое, своеобразное в восприятии реальной действительности. Молодежь - это, как правило, носитель огромного интеллектуального потенциала.

Итак, с одной стороны, как субъект  смены поколений, будучи способной  к самореализации в результате собственной  сознательной, рациональной активности, молодежь перенимает социальный опыт, обновляет его и передает последующим поколениям. С другой стороны, молодежь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность, именно поэтому динамичные общества опираются на связь с молодежью. Молодежь играет роль «оживляющего посредника», который просто необходим для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.

 

 

3.Современная  молодежная политика.

Чтобы правильно оценить происходящие изменения в молодежной среде  и наметить четкие ориентиры ее социального  развития, нужны новые критерии, выработать которые можно объединенными усилиями всех, кто причастен к изучению или практическому решению молодежных проблем, кто сумеет соединить теорию с позитивным опытом.

Оценивая изменения, происходящие в социальном положении и в  мотивационной сфере молодежи, видимо можно судить о направленности социального развития молодого поколения и всего общества.

В Республике Казахстан был  образован Совет по молодежной политике. Совет по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан образован Указом Главы государства от 1 июля 2008 года № 625.

Совет по молодежной политике при  Президенте Республики Казахстан –  это механизм реального участия молодых людей в выработке молодежной политики государства. Он создан для того, чтобы слышать голос молодежи при принятии важных государственных решений, касающихся молодежи. Совет позволяет молодым людям принимать участие в формировании будущего страны.

Каждое заседание Совета посвящается  конкретной теме, которая формируется на основе предложений членов Совета, представителей общественности и государственных органов страны.

Во время заседаний происходит открытое обсуждение темы и по результатам  членами совета вырабатываются практические рекомендации.

В зависимости от перечня обсуждаемых  вопросов, на заседания Совета могут  приглашаться депутаты Парламента, представители  центральных государственных исполнительных органов, политических партий и неправительственных организаций, а также ученые и независимые эксперты.

Решения Совета протоколируются и  направляются на рассмотрение государственным органам Республики Казахстан. По итогам работы, Председатель Совета регулярно отчитывается перед Президентом Республики Казахстан.

Основные задачи совета:

  • выработка рекомендаций по определению приоритетов, формированию и реализации комплексной государственной политики в отношении молодежи;
  • информирование Президента Республики Казахстан о ситуации в молодежной среде;
  • анализ эффективности реализации государственной молодежной политики;
  • обсуждение важных вопросов политики государственной политики в отношении молодежи

Функции совета:

1) вносит Главе государства  предложения по совершенствованию  государственной молодежной политики;

2) рассматривает и обсуждает  проекты нормативных правовых  актов по вопросам молодежной политики, участвует в подготовке официальных документов Президента Республики Казахстан по вопросам молодежи;

3) привлекает представителей  государственных органов, общественности, неправительственных организаций,  политических партий, средств массовой  информации к обсуждению вопросов, затрагивающих сферу молодежной политики страны;

4) оказывает консультативную  помощь центральным и местным  исполнительным органам в решении вопросов, возникающих в сфере молодежной политики;

5) в установленном порядке  взаимодействует с органами государственной  власти, неправительственными организациями,  а также со средствами массовой  информации;

6) сотрудничает с международными  организациями по вопросам молодежной  политики.

 

4.Молодежь  в Казахстане.

В условиях современности и развития Казахстана на новом качественном уровне, особая значимость придается движущей роли молодежи, способной стать фактором успешности страны. В настоящее время  целесообразно расширить границы определения возрастной группы молодежи в статистике. Исходя из того, что на данный возрастной период приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей, а также в целях сопоставимости данных, целесообразно выделять молодежь как группу с 15 до 29 лет по категориям возрастных группах: 15 лет (подростки) 16-19 (младшая возрастная группа молодежи, юношество), 20-24 года (средняя возрастная группа) и 25-29 лет (старшая). Это обосновано тем, что часть молодежи в Казахстане в настоящее время заканчивает обучение и получает первый опыт трудоустройства после 24 лет, также как и средний возраст вступления в брак и рождения первого ребенка отодвигаются на более поздний период.

Общая численность  молодежи в возрасте 15-24 лет на 1 января 2009 года в Казахстане составляла около 3.029 тыс. человек. Таким образом, в  структуре современного казахстанского общества возрастная категория молодых граждан занимала 19,2% от общей численности населения республики. Исходя из международной классификации, Казахстан находится на начальной стадии демографического старения. Демографические процессы последнего десятилетия свидетельствуют не только о росте за последние несколько лет удельного веса молодежи в составе населения, но и обозначившихся на ближайшее будущее тенденциях его снижения в среднесрочной перспективе. Это обусловлено процессами урбанизации, сопровождающимися снижением рождаемости в городских семьях, низкой брачностью и рождаемостью во второй половине 80-х - 90-х годов. Другими факторами являются относительно высокий уровень смертности в возрастной группе 20-24 года современной молодежи, низкая брачность и рождаемость у представителей этих возрастных групп, обусловленная безработицей в молодежной среде, жилищные проблемы. Стабилизация экономической ситуации в Казахстане положительно отразилась на повышении рождаемости, однако не стоит забывать об ориентированности казахстанского общества, особенно городского населения и молодежи, на европейскую модель развития.

Информация о работе Социология молодежи