Социология молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Содержание

Введение. 3
Молодёжь в современном российском обществе. 5
Проблемы социальной адаптации молодёжи в современном российском обществе. 9
Современные молодежные субкультуры. 12
Заключение. 16
Список использованной литературы. 18

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.К.р..docx

— 43.29 Кб (Скачать файл)

Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью  социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых. Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи — досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг — это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Довольно  часто все ограничивается лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг секса, "тусовок", музыки и наркотиков.

Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре.

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями  молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых В.Т.Лисовскому наиболее значимыми представляются следующие:

1. Молодёжь живёт в общем социальном  и культурном пространстве, и  поэтому кризис общества и  его основных институтов не  мог не отразиться на содержании  и направленности молодёжной  субкультуры. Именно поэтому не  бесспорна разработка специально  молодёжных программ, за исключением  социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество - такова и молодёжь.

2. Кризис института семьи и семейного  воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь.

3. Коммерциализация средств массовой  информации, в какой-то мере и  всей художественной культуры, формирует  определённый «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением - наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя [3, c.41].

Молодежная  субкультура есть искаженное зеркало  взрослого мира вещей, отношений  и ценностей. Рассчитывать на эффективную  культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

Такова  пестрая картина разнообразных  молодежных движений и субкультур, которые должны стать предметом глубоких социологических исследований.

 

Заключение.

 

В условиях социально-экономических  и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи, с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодежи, обострили естественный юношеский нигилизм. Бездуховность и ее результат – потребительско–эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

Молодежная  проблематика включает в себя широкий  спектр проблем: определение молодежи как специфической общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве  общества, во взаимодействии поколений; выявление способов деятельности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, потребностей; анализ процессов профессиональной подготовки, социально-психологической адаптации молодых людей в коллективе; изучение деятельности молодежных организаций, неформальных объединений, движений.

В силу этого, внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко  усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем и основных тенденций развития молодежной субкультуры в современных условиях.

Основными целями социальной работы с молодежью  являются:

создание  системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

  • выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;
  • оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
  • увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (конечная цель).

 

Список  использованной литературы.

 

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., испр. и доп. /Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2002.
  2. Ковалева, А.И. Социология молодёжи: Теоретические вопросы / А.И. Ковалева, В.А. Луков. – М.: Социум, 1999.
  3. Левикова, С.И. Молодёжная субкультура: Учебное пособие / С.И. Левикова. – М.: 2004.
  4. Лисовский, В.Т. Социология молодёжи: Учебное пособие / В.Т Лисовский. – СПб, 1996.
  5. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы / П.Д. Павленок. – М.: 2004.
  6. Раковская, О.А. Социальные ориентиры молодёжи: тенденции, проблемы, перспективы / О.А. Раковская. – М.: 1999.

 


Информация о работе Социология молодежи