Социология — наука об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:30, реферат

Краткое описание

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

 

Несомненно, в социально-политических воззрениях и проектах Кон-та был значителен элемент авторитаризма и будущего тоталитаризма, в частности, отрицание гражданских свобод и прав личности, свободы мнений, принципа разделения властей, демократических институтов и т. д. Конт был сторонником активного вмешательства государства в экономику и другие стороны социальной и даже личной жизни. Подобно многим проектам социалистов, его <социократия> несомненно представляет собой прообраз тоталитарного режима.

 

Вместе с тем социология Конта, зачастую вопреки его собственным декларациям, в значительной мере проникнута духом либерализма. Это

 

3 Возникшее в Париже  Общество пролетариев-позитивистов, последователей Конта, в 1870 г.  было принято на правах секции  в Интернационал. Хотя Генеральный  Совет Интернационала подверг  резкой критике программу Общества, оно было принято с учетом его рабочего состава. См. об этом письмо К. Маркса Ф. Энгельсу от 19 марта 1870 г. [11,381].

 

относится к той ее части, которая основана на <объективном> методе, ставит своей главной задачей  познание естественных неизменных законов и последующую опору на них в социальной практике. Именно эта сторона контовской теоретической системы главным образом развивалась впоследствии в истории социологической мысли. Идея о том, что социальная реальность развивается по своим собственным законам, что она, как и природа, не поддается произвольному манипулированию и принуждению, и, следовательно, чтобы эффективно воздействовать на нее, необходимо подчиняться этим, предварительно изученным законам, опираться на них, - эта идея лежит в основе либерализма. Ведь, по словам одного из апостолов современного либерализма, нобелевского лауреата Ф. Хайека, главный тезис либерализма сводится к тому, что <при устройстве своих дел мы должны как можно больше использовать стихийные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению...> [12, 33]. Именно на этой основополагающей идее базируется <объективная> социология Конта.

 

Но на этой идее он не останавливается. В его <субъективной> социологии намерение использовать социальные законы и стихийные, самопроизвольно развивающиеся тенденции перерастает в намерение заменить эти законы и тенденции целенаправленной деятельностью, управлением, проектированием некой группы людей, понимающих и выражающих общественное благо. Естественные законы, будучи <познанными>, как бы перестают действовать и становятся управляемыми, а человек, <познавший> их, становится демиургом. <Субъективный> фактор выходит на первый план, подчинение законам сменяется безграничным произволом, а наука превращается в проектирование, причем ориентированное не на реальность, а на идеал. Так происходит у Конта превращение социологии из науки в утопию.

 

Социология для Конта  была синтетическим мировоззрением, включавшим в себя, помимо науки, многие другие компоненты, в том числе утопическое проектирование. Вследствие этого слово <социология> на некоторое время было основательно дискредитировано. В середине и второй половине XIX в. многие социальные ученые воспринимали его как социальную утопию фанатичных позитивистов; его использование было тогда равнозначно использованию таких слов, как <позитивизм> или <социократия>. Для обозначения же своих исследований и собственно науки об обществе они предпочитали пользоваться другими терминами, в частности, более нейтральным термином <социальная наука>. Лишь впоследствии, прежде всего благодаря трудам Г. Спенсера, а затем и других ученых, слово <социология> было реабилитировано. Оно стало обозначать не только социальную доктрину Конта, но вообще науку о социальных явлениях, независимо от социальных идеалов исследователя. Одновременно его значение сузилось, так как из социологии исключали (или, во всяком случае, стремились исключать) ее вненауч-ные компоненты.

 

10. Заключение

 

Была ли у Конта  наука следствием его утопии или, наоборот, утопия -следствием его научных воззрений или, наконец, наука и утопия у него были независимы друг от друга? Как бы мы ни ответили на этот вопрос, ясно одно: Конт внес важный вклад в становление социологии как научной дисциплины. Он обосновал ее необходимость и возможность. Это обоснование было по сути своей и неизбежно философским и, шире, мировоззренческим: очевидно, что изнутри социологии обосновать ее было невозможно, так как в качестве самостоятельной науки она еще не существовала. Конт понимал, что он находится лишь у истоков создания новой науки. Он наметил ее программу и отчасти пытался ее реализовать. Кое-что из этих попыток соответствовало его программе, кое-что ей противоречило.

 

Конт внес серьезный  вклад в формирование онтологических парадигм социологического знания, т. е. ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии <социального существования> по отношению к индивидуальному. Он одним из первых разрабатывал такие парадигмаль-ные понятия, как <социальный организм> и <социальная система>. (Правда, он еще не различает общество и человечество, считая, что это одни и те же сущности, развивающиеся одинаковым образом). Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Он зафиксировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций - традиции исследования социальной солидарности (обозначаемой также терминами <согласие> и <сплоченность>).

 

В эпистемологическом аспекте  огромное значение имел тезис Конта  о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, которые необходимо изучать и на основе которых следует строить социальную практику. Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социологии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют свое значение и многие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т. п. Даже его мистический <субъективный> метод оказал известное влияние на судьбы социологической мысли.

 

В этическом аспекте  важную роль в развитии социологии сыграло обоснование Контом выдающейся роли ученого в современном обществе. Его вклад в профессиональную этику новой науки состоял  прежде всего в доказательстве необходимости преобладания наблюдения над воображением и в громком призыве не <проклинать> и не <хвалить> социальные факты, а изучать их; тем самым он актуализировал применительно к социологии важнейший для научной этики тезис Спинозы: <Не смеяться, не плакать, а понимать>. Правда, сам Конт в своей <субъективной> социологии и <позитивной политике> часто следовал противоположным принципам. Но он с такой силой обосновывал этику непредвзятого, свободного от всяких догм, беспредпосылочного исследования, что позитивизм в социологии всегда связывался именно с такой этикой. Именно она и стала главной для профессии социолога.

 

Что касается значения Конта  для институционально-организационной  стороны развития социологии, то здесь  можно говорить не о прямом, а  лишь о косвенном его влиянии. Время институционализации социологии при нем еще не наступило. Как говорил сам Конт, <колыбель не может быть троном>. В его время социология находилась еще в колыбели. Нельзя сказать, чтобы социология когда-нибудь или где-нибудь до сих пор находилась <на троне>. Но в том, что она сегодня занимает вполне достойное место среди наук о человеке, заслуга Конта несомненно велика.

эмиграции. С 1930 профессор  Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую  смену основных типов культуры, в  основе которых интегрированная  сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, Сорокин связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры. Один из родоначальников теорий социальной стратификациии социальной мобильности.

 

* * *

 

СОРО́КИН (Sorokin) Питирим Александрович (21 января 1889, с. Турья Яренского уезда Вологодской губ. — 11 февраля 1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США), русско-американский социолог и социальный мыслитель. С его именем связаны идеи интегральной социологии, концепция социальной стратификации, теория социокультурной динамики.

 

 

Жизнь и творчество в  России

 

Отец Сорокина, Александр  Прокопьевич Сорокин, занимался  церковно-реставрационными работами. Мать, Пелагея Васильевна, зырянка  из крестьянской семьи. В 1904 Сорокин, окончив  с отличием Гамскую двуклассную школу, продолжает обучение в Хреновской (в Костромской губернии) церковно-учительской школе. Еще в ранней юности Сорокин увлекся республиканскими, демократическими и социалистическими идеями и примкнул к эсеровской партии. В 1906 он был впервые арестован и помещен в тюрьму в Кинешме. Там он познакомился с трудами классиков революционной (Лавров, Михайловский, Чернов, Маркс, Ленин, Плеханов и др.) и социально-философской мысли (Толстой, Дарвин, Спенсер, Конт и др.). В 1907 освободился из тюрьмы и в 1909, сдав (в Великом Устюге) экстерном экзамены за гимназию, поступил в Психоневрологический институт в Петербурге. Среди его профессоров были известные Е. В. Де-Роберти и М. М. Ковалевский, которые оказали громадное влияние на формирование творческой индивидуальности Сорокина. Через год он перевелся на юридический факультет Петербургского университета, где учился у выдающегося русского правоведа Л. И. Петражицкого. В период обучения Сорокин публикует рецензии, эссе, обзоры современной зарубежной философской и социологической литературы. В 1914 опубликована его первая монография «Преступление и кара, подвиг и награда», в которой Сорокин на основе богатого эмпирического материала пытается построить интегральную концепцию общественного поведения и морали.

 

В феврале 1913 Сорокин вновь арестован за принадлежность к левой эсеровской организации, однако был освобожден по ходатайству М. М. Ковалевского. Через год, окончив университет, он был оставлен при кафедре уголовного права и судопроизводства для подготовки к профессорскому званию. В 1915 сдал магистерские экзамены, в январе 1917 получил звание приват-доцента Петроградского университета.

 

После Февральской революции  Сорокин принимал активное участие  в работе Временного правительства, был личным секретарем А. Ф. Керенского. Кроме того, он редактировал эсеровские газеты «Дело народа» и «Воля народа». Он публикует ряд ярких социально-политических памфлетов, в частности, «Автономия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблема социального равенства», «Сущность социализма» и др.

 

2 января 1918 Сорокин как  депутат Учредительного собрания  был арестован большевиками. Он  публикует открытое письмо, где  констатирует фиаско эсеровской  программы и заявляет о разрыве  с этой партией. Ленин в статье  «Ценные признания Питирима Сорокина» расценил это заявление как доказательство большевистского успеха. Сорокин порывает с политикой и целиком отдается научной и преподавательской деятельности, читает лекции в Университете при Петроградском психоневрологическом институте, в Сельскохозяйственном институте, Институте народного хозяйства, на всевозможных обучах, ликбезах и т. п. В 1920 он избран руководителем кафедры социологии при факультете обществознания Петроградского университета, пишет популярные учебники по социологии и праву. Вершиной его творчества русского периода стала двухтомная «Система социологии» (1920).

 

Летом 1922 прокатилась  волна репрессий против научной  и творческой интеллигенции, обвиненной в нелояльном отношении к советской  власти. Вскоре около 200 выдающихся представителей русской интеллигенции были высланы за границу. 23 сентября 1922 тридцатитрехлетний Сорокин и его жена, Елена Петровна Баратынская, навсегда покинули Россию. После непродолжительного пребывания в Берлине Сорокин по приглашению президента Чехословакии Т. Масарика отправляется в Прагу, где читает лекции и готовит к изданию свои научные труды.

 

 

Жизнь и творчество в  США. Основатель американской социологии

 

Осенью 1923 Сорокин переезжает в США, где читает лекции в Миннесотском университете. В 1924 выходит его книга «Листки из русского дневника» с описанием и анализом российских событий в январе 1917 — сентябре 1922. Поначалу в США Сорокина встретили с недоверием. Преодолеть недоброжелательное к себе отношение ему удалось только после опубликования ряда фундаментальных работ: «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Основания городской и сельской социологии» (в соавторстве с К. Циммерманом, 1929), трехтомная «Систематическая антология сельской социологии (1930-1932). Эти труды принесли Сорокину мировую известность. В 1930 Сорокин становится деканом социологического факультета Гарвардского университета (занимал эту должность до 1959). Он приглашает на факультет в качестве профессоров К. Циммермана, Т. Парсонса и других известных социологов. Получив от Гарвардского университета четырехгодичный грант в 10 тыс. долларов, он издает (по тому в год) беспрецедентный по объему и эмпирическому охвату труд «Социальная и культурная динамика». К этой работе он привлекает многих из русских ученых-эмигрантов, а также своих гарвардских учеников (среди них Р. Мертона). После ее выхода реакция на книгу была неожиданной: в научной печати появились отрицательные рецензии. Сорокин адаптирует для массового читателя «Динамику», написав «Кризис нашего времени» (1941) — наиболее часто переводимую и читаемую книгу ученого. Через год появляется «Человек и общество в бедствии», в 1951 — «СОС: значение нашего кризиса». В 1950-х гг. в творчестве Сорокина доминируют темы кризиса и альтруистической любви: «Социальная философия в век кризиса», «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Американская сексуальная революция» (1957), «Власть и нравственность» (1959). В эссе «Взаимное сближение Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» он утверждает, что если человечество сможет избежать новых мировых войн, то господствующим типом возникающего общества и культуры будет не капиталистический и не коммунистический тип, а интегральный, объединяющий большинство позитивных ценностей и освободившийся от серьезных дефектов каждого типа.

Информация о работе Социология — наука об обществе