Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 04:26, реферат
В отечественной социологии первые попытки анализа состояния образованности населения связаны с деятельностью земских статистиков, которые всесторонне и основательно описали состояние школьного дела в России[1]. Однако собственно социологические работы по проблемам образования появились в России только в XX веке. Исследования советских социологов в 20-е годы содержали предложения по обучению работающей молодежи, по подготовке новой интеллигенции, по реализации программы ликвидации неграмотности (Е.А. Кабо, Л.Е. Минц, В.С. Овчинников и др.).
Введение 3
1. Предмет социологии образования 5
2. Эффективность и качество образования 12
3. Актуальные проблемы социологии образования 18
Заключение 26
Список литературы 28
Вырос целый отряд «серых
специалистов», у которых низкий
профессиональный уровень в большинстве
случаев соседствовал с низким уровнем
общей культуры. Бремя таких специалистов
резко уменьшало
Долгое время из народного
образования, особенно из школы, выжигали
дифференциацию. Практика подтвердила,
что единообразная школа
Тем не менее, социологический
анализ проблем развития народного
образования подтверждает, что народное
образование выступает как
В зарубежной социологии образования, как показали, в частности, дискуссии в рамках XI Всемирного социологического конгресса в Дели (1986 г), получают распространение идеи «автономизации» и приватизации школы, ее «независимости» от государства, политики, господствующей идеологии, все равно какой — светской или религиозной, прогрессивной или консервативной.
Анализ хода реальных изменений
в нашей стране в 90-х годах в
системе образования
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Очевидно, что для того,
чтобы выявить эффективность, действенность
образования с точки зрения социологии,
необходима оценка данного социального
института, во-первых, с позиций тех
людей, которые учатся или повышают
свой уровень общеобразовательных
и профессиональных знаний. Во-вторых,
очень важно оценить социальную
позицию, цель, установки и ориентации
тех, кто обучает, т.е. всех тех, кто
в силу своего профессионального
положения обеспечивает воспроизводство,
трансляцию и усвоение знаний. В-третьих,
это оценка тех, кто является потребителем
продукции общей и
Именно с этих позиций и осуществляется социологическое изучение ключевых показателей любой системы и любого уровня образования.
Прежде всего, это уровень знаний, которым обладают учащиеся и студенты, все население страны.
В 1988 году 89% работающих в
народном хозяйстве имели среднее,
среднее специальное и высшее
образование. Сама по себе цифра впечатляющая,
особенно если сравнивать с предшествующими
этапами развития общества. Вместе
с тем качество обучения и подготовки
молодежи к жизни находилась в
вопиющем противоречии с современными
потребностями общества. Более того,
те достижения в образовании, которые
страна имела к концу 50-х годов,
к началу 80-х были утрачены, что
привело к необходимости
Суть проблемы состоит
в том, что отечественная школа
отстала от мирового уровня в вопросах
модернизации обучения, творческие находки
новаторов-преподавателей и особенно
учителей не получали признания Средняя
и высшая школа перестали обеспечивать
усвоение подлинных богатств человеческой
культуры, общегуманистических
Насколько тревожен факт снижения
качества обучения, говорят данные
выборочного опроса жителей Москвы
и Курска. На просьбу показать на
контурной карте ряд стран, Тихий
океан, Персидский залив и Центральную
Америку — всего 16 наименований
— правильный ответ был дан
в среднем в 7,4% случаев. Лишь 38% советских
людей нашли на карте Афганистан.
13% не смогли правильно показать свою
страну (В.Г. Андреенков, 1993). В целом
по знанию контурной карты советские
граждане оказались среди замыкающих
десятку (наряду с итальянцами и
мексиканцами). И поэтому вполне
логичен вывод президента и председателя
правления Национального
Аналогичные (или похожие) примеры можно привести по многим другим дисциплинам. Но особенно удивителен факт, когда это незнание обнаруживают люди, которые должны учить других или от их знания зависит жизнь других людей. И особенно тревожно это звучит для высшей школы. Процесс подготовки профессиональных «полузнаек» зашел очень далеко Выборочный анализ работы отдельных вузов подтверждает этот вывод: проверка студентов Башкирского медицинского института в 1988 году обнаружила, что 50% выпускников не могут поставить несложный диагноз. Многие выпускники педагогических вузов достаточно безграмотны. Будущие инженеры на производстве теряются и не могут решить простые технические и технологические задачи.
Эффективность образования во многом зависит от того, какие цели ставят перед собой участники этого процесса, и в первую очередь учащиеся и студенты, что они хотят реализовать в своей жизни с помощью образования. В этой связи очень важно установить зависимость между социальной и профессиональной ориентацией. Социальная ориентация — это определение человеком своего места в системе общественных отношений, выбор желаемого социального положения и путей его достижения. Профессиональная ориентация есть осознание того «набора» профессий, который предлагает в данный момент общество, и выбор наиболее привлекательной из них. Социальная ориентация взаимодействует с профессиональной, хотя та и другая не тождественны Они взаимосвязаны постольку, поскольку социальное положение человека в обществе определяется характером и содержанием его труда.
Социологические исследования (Ф.Р. Филиппов) позволили, в частности, установить, что выбор вида профессионального образования лишь частично обусловлен выбором будущей профессии — в большей мере, чем профессию, люди выбирают свое будущее социальное положение. При этом социальная ориентация складывается у учащихся школ значительно раньше, чем профессиональная. Большинство опрошенных учащихся пока мало информировано о конкретном содержании избранного ими вида будущей трудовой деятельности, об условиях труда, его оплате. Выбор, сделанный накануне окончания школы, нередко бывает продиктован случайными мотивами (близостью профессионального учебного заведения к месту жительства, примером сверстников и друзей, советами знакомых). Рекомендации школы, роль кабинетов, профориентации назвали в качестве факторов выбора профессии лишь 4—5% опрошенных молодых людей.
Социальная ориентация образования
еще больше усилилась в период
рыночных преобразований. Стремительно
возросло число желающих получить финансовое,
юридическое, экономическое образование
в силу того, что именно эти виды
образования дают возможность занять
лидирующее, высо-кообеспеченное положение
в обществе. Так, исследование, проведенное
в Красноярском крае в 1994 году и охватившее
13 городских и сельских школ (769 учащихся
девятых и одиннадцатых классов),
показало, что из числа девятиклассников,
определившихся в выборе профессии,
никто не пожелал стать рабочим
в промышленном производстве; 3,1% хотели
бы стать строительными рабочими,
2,4% — работниками сельского
Что касается сельскохозяйственной деятельности, то всего 6,3% от числа ответивших учащихся 9-х и 1,4% учащихся 11-х классов связывали свой основной либо дополнительный (запасной) выбор профессии с этой крайне важной для общества сферой деятельности. Причем большинство из этих немногих выказывали желание стать агрономами, ветеринарами, охотниками, промысловиками, пчеловодами. О массовых и наиболее нужных на селе профессиях механизаторов и животноводов упомянули из 300 всего 3 (!) учащихся. Несмотря на настойчивую пропаганду фермерства, никто из опрошенных не пожелал испытать себя на этом важном для общества поприще.
Не лучше обстоят дела
в отношении возможности
К проблеме цели очень тесно
примыкает проблема мотивов обучения
и особенно повышения образования
и квалификации. Поэтому если в
общеобразовательной школе
В середине 90-х годов В.И.
Чупровым зарегистрировано новое явление
в мотивации молодых людей: их
желание соединить учебу с
производительным трудом. В процессе
исследования (1995 г., 2 тыс. респондентов,
квотная выборка) было выявлено, что
около 80% подростков, юношей и девушек
уже включены в различные сферы
вторичной занятости. Что касается
труда, то совмещают учебу с работой
10,8% учащихся, в том числе 6,9% школьников,
11,7% учащихся ПТУ, 17,4% студентов техникумов
и 15,7% студентов вузов[6]. Структуру
этой занятости характеризует
Соотношение предпочтений у
различных категорий
Техникумов Вузов
% ранг % ранг % ранг % ранг
Учёба – главное 49,0 1 33,9 1 39,0
Чтобы нормально жить, надо
работать, а с учёбой можно подождать 5,6 4 4,7 3/4
Надо получать от жизни
максимум удовольствий 33,4 2 34,3 2 39,
Образование сегодня не имеет
значения, важны деньги 7,9 3 4,7 3/4 8,
Не меньшее значение при
оценке эффективности и качества
образования имеет
Согласно данным социологических исследований (например, С.Г. Зырянов, 1992) удовлетворенность образованием низка: примерно каждый второй рабочий (43,3%) и каждый четвертый служащий (26,8%) дали отрицательный ответ на этот вопрос. Особенно не удовлетворены им рабочие, что можно рассматривать как ограничение их возможностей в социальном положении и социальном статусе, а также констатацию того факта, что школа (и родители) могли потребовать от них больших усилий по овладению знаниями[7].
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Молодежь вступает в жизнь — трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование. Однако оно очень серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии) Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования.
Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования, как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование — такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности. Возможность платить и личная одаренность — таковы струны, из которых плетется сито селекции, с все уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершине образовательной, а затем и социальной пирамиды.