Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 04:26, реферат
В отечественной социологии первые попытки анализа состояния образованности населения связаны с деятельностью земских статистиков, которые всесторонне и основательно описали состояние школьного дела в России[1]. Однако собственно социологические работы по проблемам образования появились в России только в XX веке. Исследования советских социологов в 20-е годы содержали предложения по обучению работающей молодежи, по подготовке новой интеллигенции, по реализации программы ликвидации неграмотности (Е.А. Кабо, Л.Е. Минц, В.С. Овчинников и др.).
Введение 3
1. Предмет социологии образования 5
2. Эффективность и качество образования 12
3. Актуальные проблемы социологии образования 18
Заключение 26
Список литературы 28
В 1997/98 учебном году планировалось
принять 82 тыс. студентов по платной
форме обучения и около 60 тыс. —
в негосударственные высшие учебные
заведения, что составляет 26% от плана
в государственные вузы (542,6 тыс.),
или 40% от дневных форм обучения (361,1
тыс.). И если учесть, что доля «новых
русских» и примкнувшим к ним
относительно богатых людей не превышает
10%, то становится очевидным, что высшее
образование развивается в
Аналогичные процессы происходят
в средней школе, хотя там имеются
свои специфические особенности. Ситуация
сейчас такова, что, сломав старую систему
среднего образования и не создав
новую, общество попало в очень затруднительное
положение. Отказ от деятельности детских
общественных организаций, нищенское
положение учителя привели к
тому, что образование потеряло почти
все ориентиры, не обретя новых. В
этих условиях подрастающее поколение
лишено устойчивых нравственных идеалов
и ничего не получило взамен. Этот процесс
усугубляется попытками коммерциализации
школы, что отнюдь не всегда сопровождается
повышением качества обучения. Об этом
свидетельствуют серьезные
В целом оптимум сочетания
общеобразовательной и
Профессиональное образование — важный этап в гражданском становлении личности, в ее гармоническом развитии. В работах С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского показано, что непонимание объективно необходимой связи развитости и профессионализма порождает не только схоластические споры относительно «противоречия» того и другого, но и серьезные ошибки в практике работы с молодежью, когда овладение профессиональными знаниями и навыками в той или иной форме противопоставляется общегуманитарной культуре. В результате возникают либо пресловутые «технократические перекосы», либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, от труда и общественной практики.
Особое место в обогащении
интеллектуального потенциала страны
принадлежит высшей школе. Однако изменения
и в содержании, и в направлениях,
и в структуре ее деятельности
происходят очень медленно. Данные
социологических исследований свидетельствуют,
что студенты и педагоги высоко оценивают
возможность творчества, ратуют за
увеличение доли самостоятельной работы,
совершенствование форм экзаменов,
расширение их участия в управлении
вузом, поддерживают развитие конкурсной
системы аттестации всех кадров. Вместе
с тем к середине 90-х годов
высшая школа вошла в жесточайший
кризис, из которого далеко не все вузы
имеют возможность с
Школа сейчас стоит перед
непростым выбором — найти
оптимальные пути своего дальнейшего
развития. Оценка происходящих изменений
неоднозначна, ибо в общественном
настроении, общественном мнении имеются
самые различные, в том числе
и диаметрально противоположные, точки
зрения. Однако предложения и суждения,
какими бы противоречивыми по существу
они ни были, отражают глубокую заинтересованность
людей в обеспечении и
Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и общественной работе.
На сознание и поведение молодых людей большое влияние оказывает механизм управления учебным заведением. Строгое соблюдение норм и принципов демократии, законности, справедливости, гласности еще в годы учения становится для них своеобразным эталоном, с которым они в дальнейшем сверяют свой жизненный путь.
Однако стиль работы директора
(ректора), педагогических и ученых
советов, классных руководителей, наставников
далеко не всегда содействует развитию
и закреплению позитивного
Велика роль и различных форм связи учащихся со своими сверстниками в зарубежных странах. Встречи на международных конференциях, переписка, туристские поездки способствуют формированию у молодежи солидарности, приобретению навыков гражданского общения, невзирая на имеющиеся различия.
Рост национального
Система образования еще
плохо формирует высокие
Информационная революция побуждает к непрерывному пополнению знаний. Правда, они не имеют однородной структуры. Всегда есть ядро — те знания, что ложатся в основу наук, и периферия, где идет процесс накопления и обновления, который не обесценивает основной капитал. Для всех эффективно работающих специалистов, ученых, добившихся успехов, как показывает их жизненный опыт, главными были два условия: прочная фундаментальная база знаний и потребность учиться, уважение общества к тем, кто жаждет знаний.
Совершенствование народного
образования немыслимо без
Если придерживаться формальных
критериев — наличия
Основная группа педагогов
— женщины, хотя давно стало очевидным,
что в воспитании мальчиков, юношей
(да и девочек) школа испытывает острую
нехватку «мужского влияния». Хотя
за последнее время существенно
повышена зарплата учителей, средние
размеры заработка у работников
народного образования все еще
намного ниже, чем у рабочих
и инженерно-технических
Как показали специальные обследования сельских учителей, большинство из них в материально-бытовом отношении обеспечены значительно хуже других сельских специалистов. Учителя нередко отвлекаются от выполнения педагогических обязанностей для выполнения различных, не связанных с ними заданий. В результате бюджет времени учителя оказывается крайне напряженным, и очень мало его остается на самообразование.
Многие педагоги слабо представляют себе процессы, происходящие в обществе, и в частности в молодежной среде. Поэтому их работа идет без должного «прицела». Не избавлены они от нравственного падения, перерождения отдельных педагогов, руководителей учебных заведений уличают в поборах с учащихся и их родителей, в различных незаконных махинациях, пьянстве[8].
Формирование педагогических
кадров связано со спецификой их труда.
Оно органически не приемлет ущемления
их прав и авторитета, не терпит и
отвергает барски высокомерное отношение
к ним. Упорядочение режима труда
и отдыха педагогов — тоже необходимая
предпосылка их гражданского и профессионального
роста. Улучшения требуют жилищно-
И если в заключение этой
темы упомянуть некоторые проблемы
материально-технического и финансового
обеспечения, то можно утверждать, что
господство остаточного принципа свело
на нет всякие возможности сделать
действенный рывок в
Одна из функции народного
образования — стимулирование самообразования,
самоподготовки, постоянной жажды знаний.
Самообразование, самостоятельное
приобретение знаний и навыков отнюдь
не исчерпывается школьной системой.
Конечно, школа может и должна
давать человеку навыки самостоятельной
работы с книгой, документом и т.п.
Но самообразование строится на базе
общего и профессионального
Актуальным продолжает оставаться соединение обучения с производительным трудом. Благодаря этому не только приобретаются трудовые навыки, привычка к труду, открываются возможности применения в трудовой деятельности знаний основ наук, но и осознается общественная значимость производительного труда. Вне такого осознания выполнение учащимися трудовых функций оказывается, по словам А.С. Макаренко, «педагогически нейтральным». Люди трудились и трудятся во все времена, но только тогда, когда труд приобретает новое общественное качество, он становится одним из мощных факторов формирования духовного богатства личности.
В условиях рыночных отношений
возрастает роль непосредственного
участия старшеклассников, учащихся
ПТУ, студентов в решении конкретных
научно-производственных задач. Опыт многих
школ свидетельствует, например, о плодотворных
результатах участия подростков
в опытно-экспериментальном
В последнее время общественность
совместно с работниками
В этой связи хотелось бы напомнить некоторые факты из истории. Первые школьные кооперативы появились в России в 1910—1912 годах. Именно в 1912 году Всероссийская выставка рассказала о кооперативах из Киева и Могилева. Революция детскую кооперацию не отменила. В 1924 году, по данным Центросоюза, действовало более 1,5 тыс. ребячьих ассоциаций, более 50 тыс. мальчишек и девчонок равнялись в своей работе на взрослых. В 1925 году в некоторых областях детские кооперативы объединяли по 10—11% школьников.
Цели тогдашней кооперации
были в основном, что называется,
«снабженческими»: обеспечить ребят
учебной литературой, дешевыми тетрадями
и ручками. Причем иногда удавалось
снизить цену учебника сразу наполовину.
Дети бедняков вообще получали их бесплатно.
Мало того, в больших кооперативах
продавали ребятам горячие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом существующая система
образования, ее многообразные звенья
представляют собой весьма противоречивую
картину, в которой позитивные сдвиги
еще нередко перемежаются с негативными
или неопределенными
По-прежнему остро стоит
вопрос о концепции народного
образования, его дальнейшем функционировании.
Основной упор делается на содержание
образования, на активные способы ввода
ребенка в мир как единое целое.
Во главу угла ставятся не отдельные
школьные предметы, не количество часов
на те или иные дисциплины и даже
не объем информации, а поиск новых
способов организации образования,
при которых в сознании ребенка
установилось бы как можно больше
прямых, личностных связей с мировоззрением.
Именно в этом подлинное богатство,
целостность и единство личности,
залог ее истинной свободы. И напротив,
чтобы управлять человеком, манипулировать
им, необходимо расчленить это единство,
разорвать его и
Преодоление инерции общественного
сознания в оценке образования, возникающих
в нем «перекосов» — дело непростое.
Успех здесь определяется, прежде
всего, сдвигами в социально-экономических
условиях общества. Но воспитательные
усилия школы могут дать значительный
опережающий эффект, если в пропаганде
профессий, их общественной значимости
социальный идеал органически увязывается
с интересами людей, социальных
и демографических групп