Социология образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 04:26, реферат

Краткое описание

В отечественной социологии первые попытки анализа состояния образованности населения связаны с деятельностью земских статистиков, которые всесторонне и основательно описали состояние школьного дела в России[1]. Однако собственно социологические работы по проблемам образования появились в России только в XX веке. Исследования советских социологов в 20-е годы содержали предложения по обучению работающей молодежи, по подготовке новой интеллигенции, по реализации программы ликвидации неграмотности (Е.А. Кабо, Л.Е. Минц, В.С. Овчинников и др.).

Содержание

Введение 3
1. Предмет социологии образования 5
2. Эффективность и качество образования 12
3. Актуальные проблемы социологии образования 18
Заключение 26
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

социология культуры.социология образоваия.docx

— 44.36 Кб (Скачать файл)

 

В 1997/98 учебном году планировалось  принять 82 тыс. студентов по платной  форме обучения и около 60 тыс. —  в негосударственные высшие учебные  заведения, что составляет 26% от плана  в государственные вузы (542,6 тыс.), или 40% от дневных форм обучения (361,1 тыс.). И если учесть, что доля «новых русских» и примкнувшим к ним  относительно богатых людей не превышает 10%, то становится очевидным, что высшее образование развивается в интересах  только отдельных социальных групп.

 

Аналогичные процессы происходят в средней школе, хотя там имеются  свои специфические особенности. Ситуация сейчас такова, что, сломав старую систему  среднего образования и не создав новую, общество попало в очень затруднительное  положение. Отказ от деятельности детских  общественных организаций, нищенское  положение учителя привели к  тому, что образование потеряло почти  все ориентиры, не обретя новых. В  этих условиях подрастающее поколение  лишено устойчивых нравственных идеалов  и ничего не получило взамен. Этот процесс  усугубляется попытками коммерциализации школы, что отнюдь не всегда сопровождается повышением качества обучения. Об этом свидетельствуют серьезные конфликты  между родительской общественностью  и организаторами новых форм образования.

 

В целом оптимум сочетания  общеобразовательной и профессиональной подготовки еще не найден. После  серьезной критики обнажившей многие пороки, уже не соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и профессиональное образование  становится гораздо более гибким, чем это было до сих пор. Но его  роль и ответственность в подготовке квалифицированных работников еще  далеки от необ­ходимого уровня.

 

Профессиональное образование  — важный этап в гражданском становлении  личности, в ее гармоническом развитии. В работах С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского показано, что непонимание объективно необходимой связи развитости и  профессионализма порождает не только схоластические споры относительно «противоречия» того и другого, но и  серьезные ошибки в практике работы с молодежью, когда овладение  профессиональными знаниями и навыками в той или иной форме противопоставляется  общегуманитарной культуре. В результате возникают либо пресловутые «технократические  перекосы», либо попытки формировать  гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, от труда и общественной практики.

 

Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако изменения  и в содержании, и в направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических исследований свидетельствуют, что студенты и педагоги высоко оценивают  возможность творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы, совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении вузом, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с тем к середине 90-х годов  высшая школа вошла в жесточайший  кризис, из которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.

 

Школа сейчас стоит перед  непростым выбором — найти  оптимальные пути своего дальнейшего  развития. Оценка происходящих изменений  неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются  самые различные, в том числе  и диаметрально противоположные, точки  зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.

 

Наряду с воспитанием  уважения к труду и профессиональной ориентацией существенную роль в  становлении личности играют гуманизация  образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и  общественной работе.

 

На сознание и поведение  молодых людей большое влияние  оказывает механизм управления учебным  заведением. Строгое соблюдение норм и принципов демократии, законности, справедливости, гласности еще в  годы учения становится для них своеобразным эталоном, с которым они в дальнейшем сверяют свой жизненный путь.

 

Однако стиль работы директора (ректора), педагогических и ученых советов, классных руководителей, наставников  далеко не всегда содействует развитию и закреплению позитивного социального  опыта молодежи, недостаточно противостоит проявлениям нигилизма, индифферентности, равнодушия к общественным делам, равно  как и демагогии, анархическим действиям.

 

Велика роль и различных  форм связи учащихся со своими сверстниками в зарубежных странах. Встречи на международных конференциях, переписка, туристские поездки способствуют формированию у молодежи солидарности, приобретению навыков гражданского общения, невзирая на имеющиеся различия.

 

Рост национального самосознания с большой остротой ставит вопрос формирования у молодежи правильных ориентиров в такой важной сфере, как межэтническое общение. Отсутствие активного противостояния любым  проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности, высокомерия  и чванства, недооценка воспитательной работы делают некоторые группы молодежи доступным объектом националистической пропаганды. Более того, национальный экстремизм в основном паразитирует на искренних заблуждениях молодых  людей.

 

Система образования еще  плохо формирует высокие духовные запросы и эстетические вкусы, стойкий  иммунитет к бездуховности, «массовой  культуре». Роль обществоведческих  дисциплин, литературы, уроков по искусству  остается незначительной. Изучение исторического  прошлого, правдивое освещение сложных  и противоречивых этапов отечественной  истории слабо сочетаются с самостоятельным  поиском собственных ответов  на вопросы, которые выдвигает жизнь. Но несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным самосознанием  приобретает решающую роль в гражданском  поведении учащейся молодежи.

 

Информационная революция  побуждает к непрерывному пополнению знаний. Правда, они не имеют однородной структуры. Всегда есть ядро — те знания, что ложатся в основу наук, и  периферия, где идет процесс накопления и обновления, который не обесценивает основной капитал. Для всех эффективно работающих специалистов, ученых, добившихся успехов, как показывает их жизненный  опыт, главными были два условия: прочная  фундаментальная база знаний и потребность  учиться, уважение общества к тем, кто  жаждет знаний.

 

Совершенствование народного  образования немыслимо без измерения  той ситуации, в которой находится  учительство, значительная часть педагогического  корпуса

 

Если придерживаться формальных критериев — наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать  их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени.

 

Основная группа педагогов  — женщины, хотя давно стало очевидным, что в воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую нехватку «мужского влияния». Хотя за последнее время существенно  повышена зарплата учителей, средние  размеры заработка у работников народного образования все еще  намного ниже, чем у рабочих  и инженерно-технических работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней заработной платой в стране.

 

Как показали специальные  обследования сельских учителей, большинство  из них в материально-бытовом  отношении обеспечены значительно  хуже других сельских специалистов. Учителя  нередко отвлекаются от выполнения педагогических обязанностей для выполнения различных, не связанных с ними заданий. В результате бюджет времени учителя  оказывается крайне напряженным, и  очень мало его остается на самообразование.

 

Многие педагоги слабо  представляют себе процессы, происходящие в обществе, и в частности в  молодежной среде. Поэтому их работа идет без должного «прицела». Не избавлены  они от нравственного падения, перерождения отдельных педагогов, руководителей  учебных заведений уличают в  поборах с учащихся и их родителей, в различных незаконных махинациях, пьянстве[8].

 

Формирование педагогических кадров связано со спецификой их труда. Оно органически не приемлет ущемления  их прав и авторитета, не терпит и  отвергает барски высокомерное отношение  к ним. Упорядочение режима труда  и отдыха педагогов — тоже необходимая  предпосылка их гражданского и профессионального  роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые  условия преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы, обеспечение  их жильем, медицинской помощью, новой  литературой остается открытым вопросом[9].

 

И если в заключение этой темы упомянуть некоторые проблемы материально-технического и финансового  обеспечения, то можно утверждать, что  господство остаточного принципа свело  на нет всякие возможности сделать  действенный рывок в качественно  новом подходе к нуждам народного  образования. В работах В.А. Жамина, С.Л. Костаняна, А.Б. Дайневского давно  ставились эти проблемы. Очевидно, что в ситуации, когда финансирование народного образования отстало  в несколько десятков раз от финансирования в индустриально развитых странах, надо решительно менять позиции. Школа  серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать  полноценными участниками соревнования на информационном поле.

 

Одна из функции народного  образования — стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное  приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой. Конечно, школа может и должна давать человеку навыки самосто­ятельной работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование строится на базе общего и профессионального образования, а не взамен его. Новые технические  и информационные возможности учебного телевидения, кассетной видеотехники, персональных компьютеров, дистанционного обучения предстоит еще широко использовать для нужд самообразования. Судьба новых  поколений все больше определяется общей культурой человека развитостью  логического мышления, языковой, математической, компьютерной грамотностью.

 

Актуальным продолжает оставаться соединение обучения с производительным трудом. Благодаря этому не только приобретаются трудовые навыки, привычка к труду, открываются возможности  применения в трудовой деятельности знаний основ наук, но и осознается общественная значимость производительного  труда. Вне такого осознания выполнение учащимися трудовых функций оказывается, по словам А.С. Макаренко, «педагогически нейтральным». Люди трудились и трудятся во все времена, но только тогда, когда  труд приобретает новое общественное качество, он становится одним из мощных факторов формирования духовного богатства  личности.

 

В условиях рыночных отношений  возрастает роль непосредственного  участия старшеклассников, учащихся ПТУ, студентов в решении конкретных научно-производственных задач. Опыт многих школ свидетельствует, например, о плодотворных результатах участия подростков в опытно-экспериментальном производстве (особенно в сельском хозяйстве), проверке новых технологий, материалов, приемов  труда и т.п. В средних специальных  и высших учебных заведениях поощряется участие молодежи в научно-исследовательской  и проектно конструкторской работе, в выполнении договоров с предприятиями.

 

В последнее время общественность совместно с работниками народного  образования живо обсуждает возможности  и перспективы организации школьных кооперативов. И не столько ради укрепления материальной и финансовой базы (хотя и это важно), сколько  ради быстрейшего вхождения ребенка  в реальную жизнь, в повседневные заботы старшего поколения.

 

В этой связи хотелось бы напомнить некоторые факты из истории. Первые школьные кооперативы  появились в России в 1910—1912 годах. Именно в 1912 году Всероссийская выставка рассказала о кооперативах из Киева  и Могилева. Революция детскую  кооперацию не отменила. В 1924 году, по данным Центросоюза, действовало более 1,5 тыс. ребячьих ассоциаций, более 50 тыс. мальчишек  и девчонок равнялись в своей  работе на взрослых. В 1925 году в некоторых  областях детские кооперативы объединяли по 10—11% школьников.

 

Цели тогдашней кооперации были в основном, что называется, «снабженческими»: обеспечить ребят  учебной литературой, дешевыми тетрадями  и ручками. Причем иногда удавалось  снизить цену учебника сразу наполовину. Дети бедняков вообще получали их бесплатно. Мало того, в больших кооперативах продавали ребятам горячие завтраки, булки, чай, создавали буфеты и столовые. Стоит отметить, что сегодня отнюдь не все школы этим могут похвастаться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В целом существующая система  образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще нередко перемежаются с негативными  или неопределенными тенденциями.

 

По-прежнему остро стоит  вопрос о концепции народного  образования, его дальнейшем функционировании. Основной упор делается на содержание образования, на активные способы ввода  ребенка в мир как единое целое. Во главу угла ставятся не отдельные  школьные предметы, не количество часов  на те или иные дисциплины и даже не объем информации, а поиск новых  способов организации образования, при которых в сознании ребенка  установилось бы как можно больше прямых, личностных связей с мировоззрением. Именно в этом подлинное богатство, целостность и единство личности, залог ее истинной свободы. И напротив, чтобы управлять человеком, манипулировать им, необходимо расчленить это единство, разорвать его и противопоставить личное — общественному, политическое — нравственному, профессиональное — человеческому. Это с успехом  делала авторитарная школа, меняя эти  части местами, сталкивая их и  устанавливая произвольно их приоритет.

 

Преодоление инерции общественного  сознания в оценке образования, возникающих  в нем «перекосов» — дело непростое. Успех здесь определяется, прежде всего, сдвигами в социально-экономических  условиях общества. Но воспитательные усилия школы могут дать значительный опережающий эффект, если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал органически увязывается  с инте­ресами людей, социальных и демографических групп населения, если школа работает в этом направлении  в тесном контакте с родителями, с общественными организациями.

Информация о работе Социология образования