Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:40, творческая работа
Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой выступает система образования, воспитания и познания как социокультурная реальность. Она рассматривает образование не только как специальный социальный институт, но и как часть культуры соответствующего общества, результат социально-культурного взаимодействия людей, проявляемый в форме познания и его конечных результатов, в том числе знаний и опыта или умений и навыков. Воспитательный и познавательный аспекты здесь неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены друг другом системой соответствующих социальных ценностей, культурных смыслов и норм.
Заключение: проблемы социологии образования
Молодежь вступает в жизнь — трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование. Однако оно очень серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования.
Общество переходит от сравнительно
демократической системы
Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических исследований свидетельствуют, что студенты и педагоги высоко оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы, совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении вузом, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с тем к середине 90-х годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.
Школа сейчас стоит перед непростым выбором — найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.
И если в заключение этой темы упомянуть
некоторые проблемы материально-технического
и финансового обеспечения, то можно
утверждать, что господство остаточного
принципа свело на нет всякие возможности
сделать действенный рывок в
качественно новом подходе к
нуждам народного образования. Очевидно,
что в ситуации, когда финансирование
народного образования отстало
в несколько десятков раз от финансирования
в индустриально развитых странах,
надо решительно менять позиции. Школа
серьезно отстает в насыщенности
оборудованием, компьютерной техникой,
материалами и тем самым ставит
своих воспитанников в
В целом существующая система образования,
ее многообразные звенья представляют
собой весьма противоречивую картину,
в которой позитивные сдвиги еще
нередко перемежаются с негативными
или неопределенными
По-прежнему остро стоит вопрос
о концепции народного
Преодоление инерции общественного
сознания в оценке образования, возникающих
в нем «перекосов» — дело непростое.
Успех здесь определяется прежде
всего сдвигами в социально-экономических
условиях общества. Но воспитательные
усилия школы могут дать значительный
опережающий эффект, если в пропаганде
профессий, их общественной значимости
социальный идеал органически увязывается
с интересами людей, социальных и
демографических групп
Понятно, что поиск наиболее рациональных путей обновления всех ступеней народного образования потребует от социологии еще больших усилий по всестороннему анализу реального положения, определения тенденций его развития, а также участия в решении назревших проблем формирования интеллектуального потенциала страны.
Список литературы
1. Социология в России. Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд перераб. и дополненное
2. Волков Ю.Г Мостовая И.В. Социология. Учебник. Под ред. проф. В.И. Добренькова
3. Кравченко А.И Социология. Общий курс. М 2002. 640 с.
4. Новикова С.С История развития социологии в России. Учебное пособие.
5.Заславская Т.И., Рывкина Р.В. «Социология экономической жизни». Новоибирск. С.110, 111