Социология образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 19:40, творческая работа

Краткое описание

Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой выступает система образования, воспитания и познания как социокультурная реальность. Она рассматривает образование не только как специальный социальный институт, но и как часть культуры соответствующего общества, результат социально-культурного взаимодействия людей, проявляемый в форме познания и его конечных результатов, в том числе знаний и опыта или умений и навыков. Воспитательный и познавательный аспекты здесь неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены друг другом системой соответствующих социальных ценностей, культурных смыслов и норм.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 26.69 Кб (Скачать файл)

Заключение: проблемы социологии образования

 

Молодежь вступает в жизнь —  трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование. Однако оно очень серьезно различается  по качеству. Значительные различия зависят  от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением  отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских  школах выше, чем в сельских; в  дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти различия углубились в связи  с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения  образования явно становится одним  из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании  оборачивается социальной селекцией  с помощью образования.

Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия  со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования как в  экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции  полагают, что образование — такая  же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому  должна функционировать так, чтобы  приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального  развития или одаренности. Возможность  платить и личная одаренность  — таковы струны, из которых плетется сито селекции, со все уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершине  образовательной, а затем и социальной пирамиды.

Особое место в обогащении интеллектуального  потенциала страны принадлежит высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре  ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических исследований свидетельствуют, что студенты и  педагоги высоко оценивают возможность  творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы, совершенствование  форм экзаменов, расширение их участия  в управлении вузом, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с тем к середине 90-х годов высшая школа вошла  в жесточайший кризис, из которого далеко не все вузы имеют возможность  с достоинством выбраться.

Школа сейчас стоит перед непростым  выбором — найти оптимальные  пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.

И если в заключение этой темы упомянуть  некоторые проблемы материально-технического и финансового обеспечения, то можно  утверждать, что господство остаточного  принципа свело на нет всякие возможности  сделать действенный рывок в  качественно новом подходе к  нуждам народного образования. Очевидно, что в ситуации, когда финансирование народного образования отстало  в несколько десятков раз от финансирования в индустриально развитых странах, надо решительно менять позиции. Школа  серьезно отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать  полноценными участниками соревнования на информационном поле.

В целом существующая система образования, ее многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в которой позитивные сдвиги еще  нередко перемежаются с негативными  или неопределенными тенденциями.

По-прежнему остро стоит вопрос о концепции народного образования, его дальнейшем функционировании. Основной упор делается на содержание образования, на активные способы ввода ребенка  в мир как единое целое. Во главу  угла ставятся не отдельные школьные предметы, не количество часов на те или иные дисциплины и даже не объем  информации, а поиск новых способов организации образования, при которых  в сознании ребенка установилось бы как можно больше прямых, личностных связей с мировоззрением. Именно в этом подлинное богатство, целостность и единство личности, залог ее истинной свободы. И напротив, чтобы управлять человеком, манипулировать им, необходимо расчленить это единство, разорвать его и противопоставить личное — общественному, политическое — нравственному, профессиональное — человеческому. Это с успехом делала авторитарная школа, меняя эти части местами, сталкивая их и устанавливая произвольно их приоритет.

Преодоление инерции общественного  сознания в оценке образования, возникающих  в нем «перекосов» — дело непростое. Успех здесь определяется прежде всего сдвигами в социально-экономических  условиях общества. Но воспитательные усилия школы могут дать значительный опережающий эффект, если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал органически увязывается  с интересами людей, социальных и  демографических групп населения, если школа работает в этом направлении  в тесном контакте с родителями, с общественными организациями.

Понятно, что поиск наиболее рациональных путей обновления всех ступеней народного  образования потребует от социологии еще больших усилий по всестороннему  анализу реального положения, определения  тенденций его развития, а также  участия в решении назревших  проблем формирования интеллектуального  потенциала страны.

 

Список  литературы

1. Социология в России. Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд перераб. и дополненное

2. Волков Ю.Г Мостовая И.В.  Социология. Учебник. Под ред.  проф. В.И. Добренькова  

3. Кравченко А.И Социология. Общий  курс. М 2002. 640 с. 

4. Новикова С.С История развития  социологии в России. Учебное  пособие.

5.Заславская Т.И., Рывкина Р.В.  «Социология экономической жизни». Новоибирск. С.110, 111

 


Информация о работе Социология образования