Социология отклоняющегося ( девиантного ) поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:49, контрольная работа

Краткое описание

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...….3
1.Формы проявления нарушений поведения.…………………………..…4
2. Природа отклоняющегося поведения.……… ……………………………..5
3. Виды девиации.…………………… ………………...…………………….....10
4. Микросреда и ее влияние на отклоняющееся поведение…….……....….14
Заключение ……………………………………………....................................16
Список использованной литературы…………………………………........17

Вложенные файлы: 1 файл

Семестрвая 1.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

        В старшем школьном возрасте  агрессивность отмечается в основном  у юношей, у девушек – значительно  реже. Агрессия у юношей обычно отличается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым, старикам;

      в конфликтах между отдельными молодёжными группами; при регуляции отношений внутри молодёжной группы с помощью физической силы.

        Агрессивность по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имеющих сильного защитника. Агрессивность в подобных случаях является средством насмешливой и снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. Агрессия старших подростков по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Она может проявляться в нарочитом нарушении тишины, возражениям старшим (нередко в вызывающей, обидной форме), стычки на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного имущества. При этом молодые люди внимательно наблюдают за поведением взрослых и немедленно на него реагируют. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздражённо и гневливо требуют «призвать хулиганов к порядку» или боязливо отстраняются от конфликта. Старшему подростку нравится дразнить таких взрослых. Причём даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, т.к сам подросток заранее не знал куда заведёт его этот «эксперимент». Поэтому подростки в таких случаях во всём винят взрослых.

       Агрессия нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это отмечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодёжной группой. Непосредственный толчок к нему обычно делают сильные эмоции, захватившие всю компанию молодых людей. Нередко, как отмечалось выше, такие эмоции возникают на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое-то необычное «лихое», «храброе» действие. Выход оно может найти в нападении на физически слабого, пьяного или престарелого человека.

        Агрессивность может проявляться  у школьников средних классов в стычках между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству подростковыми группами обычно идёт из-за территориальных «сфер влияния», клубок, кинотеатров, дискотек. Соперников туда стараются не пускать.

        Наконец, агрессивность при регулировании  отношений в группе. Она связана  с установлением или сохранением  определённого «порядка» в конкретном  молодёжном объединении и направлена  против «предателей и смутьянов», в назидание колеблющимся и  неуверенным. Обычно это бывает при возникновении или распаде определённой неформальной группы.

        Подростковая агрессия – чаще  всего следствие общей озлобленности  и пониженного самоуважения в  результате пережитых неудач  и несправедливостей. 

           Микросреда и ее влияние на отклоняющееся поведение. 

   Перед социологией Казахстана стоят важные научные и практические задачи, к которым относятся прежде всего:1)определение степени социальной запущенности подростков, выявление подростковых групп социального общества в поведении подростков,масштабов их распространения, непосредственных мотивов таких поступков; 2) раскрытие причин воспроизводства негативных подростковых девиаций; 3) анализ эффективности различных экономических, социальных, правовых, организационных, моральных и воспитательных мер, направленных на преступление и преодоление девиантного поведения подростков.

   Окружающая среда подразумевает наложение на личность определенных обязанностей и предоставлении ей некоторых прав. Соотношение прав и обязанностей в различных типах общества и социальных группах различны: статус раба в древнем мире предполагал только обязанности и никаких прав; при авторитарном режиме права и обязанности асимметричны - у лидеров и правящего класса права максимальны, а обязанности минимальны; у рядовых граждан много обязанностей, но мало прав. В демократическом обществе права и обязанности более или менее уравновешены.

Правовое  регулирование существовало не всегда. Вначале появились обычаи и традиции, затем табу.

   Обычаи соблюдаются людьми по привычке. Это воспринятая из прошлого форма поведения и регулирования деятельности человека.

   Традиции - это элементы социального  и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и соблюдающиеся в силу общественного принуждения.

   Прообразом права были табу (запреты)  в поведении человека. Например, запрещалось охотиться на отдельных  животных или вступать в половые  связи с родственниками.

   Жизнь людей регламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться силой и авторитетом государства. Появились правовые законы как средства общественного согласия. Право стало представлять собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил стала обязанностью человека, другая его правом. Первая ограничивала свободу действий, вторая ее расширяла. В древнем мире преобладали законы, ограничивающие свободу. Право на свободу действий - это уже достижение эпохи Нового времени.

   Индивид может и сам контролировать  свои действия, заставляя себя  делать то, что не хочется, или  отказываться от того, что является отклонением от нормы. Применение санкций человеком к самому себе называется самоконтролем. В ходе социализации осуществляется одновременно, и социальный контроль, но если человек нарушает нормы, то он испытывает чувство вины и у него пробуждается совесть. Совесть - это проявление внутреннего контроля, своего рода внутренний трибунал. Волевые усилия человека, его самоконтроль как принцип реальности сдерживают поток энергии бессознательных процессов, стихийных импульсов личностной структуры индивида. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем меньше социальным организациям приходится применять к нему внешний контроль. Но, если у человека самоконтроль находится на низком уровне, то организациям социального контроля (государству, милиции, судам, армии и т.д.) вынужденно приходится вступать в действие для нейтрализации негативных действий отдельных своих граждан.

В то же время жесткий детерминизм, постоянные ограничения дают не лучшие результаты. Человек тормозит развитие собственного самоконтроля, сдерживает самореализацию, самосозидание себя как личности.

Помимо  официальных санкций и институтов воздействия (полиция, суды, тюрьмы), существуют и неформальные механизмы уже социального контроля, предназначенные для борьбы с девиациями. Американский социолог П.Кросби выделил 4 вида неформальных воздействий:

  1. Социальные вознаграждения;
  2. Социальные наказания;
  3. Социальное убеждение;
  4. Социальная переоценка норм.

   Можно сделать вывод: при развитом  самоконтроле высока вероятность  установления демократии, при неразвитом - авторитарного режима. Сама система социального контроля может разбалансироваться и начать допускать дисфункциональное поведение индивидов. Такие деструктивные процессы происходят прежде всего в периоды кризисных ситуаций в обществе.

   
 

 

                                       Заключение

    Отклоняющемуся  поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного  характера (алкоголизм и наркомания), различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, такие как принципиальное отрицание чужого мнения, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками и более старшими людьми.

    Но  такие проступки подростков имеют свое обоснование. Трудное детство – пожалуй, самый главный фактор, который травмирует психику ребенка или уже подростка. Который не видит своей защиты ни в чем и не в ком, даже в лице своих родителей. В следствие этого подросток подвержен влиянию «из вне».

    Теряется  собственное «Я», и единственной защитой для себя подросток видит  это вступление в плохие компании. Которые ни к чему хорошему не приведут.  В таких компаниях обычно и  начинают подростки принимать  наркотики  и алкоголь. Или для того чтобы  доказать свой авторитет принимаются не обдуманные проступки в отношении других людей (такие как вымогательство, избиение и прочее).

    Для многих Девиантное поведение – это  норма жизни. Для того чтобы быть авторитетным у младших, которые  не понимают что хорошо, а что плохо.

    А главный минус таких компаний это «Стадное мышление». Один сказал и все сделали. Главный пример это современное движение «НЕО Нацистов». Они думают, что делают правое дело, но на самом деле они просто инструмент в руках высокопоставленных лиц.  

 

Список  использованной литературы. 

Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону,2002

Волков Ю.Г. Социология: лекции и  задачи.-М,2003

Саясат №4(апрель), 2003. Ш.Джаманбалаева.Проблемы становления и развития социологии девиантного поведения полростков

С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. – 360 с.

Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. Учебное пособие.-М,2004

Яременко С.Н. Социология для технических вузов.Ростов-на-Дону,2001

Психологические механизмы насильственного преступного  поведения. -М.: 1993. – С. 137.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальные институты  и процессы. – М., 2002. – 368 с. 
 
 
 

Информация о работе Социология отклоняющегося ( девиантного ) поведения