Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 01:11, реферат
Цель данной работы: изучение с точки зрения социологии понятий семьи и брака. Исходя из цели, задачами данной работы являются:
- изучение понятий брак и семья как социальных институтов и их функций;
- рассмотрение социальных, психологических и экономических мотивов брачно-семейных отношений;
- характеристика перспектив развития семьи и брака.
Введение…………………………………………………………………………………………………………..
1.Социальные институты…………………………………………………..................................
2.Функции семьи……………………………………………………………………………………………….
3.Семейная роль……………………………………………………………………………………………….
4.Брак – основа семейных отношений……………………………………………………………..
5.Задачи социологии семьи………………………………………………………………………………
6.Категории семейно-брачных отношений………………………………………………………
7.Проблемы семьи и брака в современном российском обществе……………….
Заключение…………………………………………………………………………................................
Список использованной литературы………………………………………………...................
Позже возникли другие разновидности неравного брака. Неравным браком мы называем брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократа и плебея.
Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре истории, одновременно с групповым браком и внутри него. Уже тогда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались «подарками», которым могла служить женщина. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществляется в виде эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно только условно.
Особой
формой платного брака следует считать священный брак. Обычай
священного брака является столь распространенным,
что его сюжет вошел в народные сказки
практически всех народов Земли. Согласно
сюжету, народ страны, подвергшейся нашествию
многоголового змея или дракона, приносит
ему в жертву молодых девушек. На Мальдивских
островах каждый месяц жители бросали
жребий, и тот, кому он выпадал, отдавал
свою дочь морскому джину. Цель священного
бракосочетания – откупиться от богов,
вызвать плодородие виноградных лоз, призвать
на землю дождь, помочь в охоте или спасти
страну от беды.
Кроме покупного
брака существует хищнический брак. Различают
две его разновидности:
- умыкание (похищение) невесты;
- умыкание (похищение) жениха;
Такой брак возник в древности и сохранился
у некоторых народов как общепринятая
норма (Закавказье) либо как девиантное
поведение (Европа).
5. Задачи
социологии семьи
Среди задач, которые
стоят перед социологией семьи, по мнение
А.Г.
Харчева, следует, прежде всего, назвать
следующие:
1) Выяснить, какие типы социальных отношений
характерны для семьи; какие из них первичны,
какие вторичны. Чем детерминированы численность
и структура семей. Как связана семья с
другими социальными общностями и сферами
социальной жизни.
2) Анализировать общественные функции
семьи и ее особенности как социального
института и малой социальной группы,
исследовать мотивацию браков и причины
разводов, социальные психологические
факторы, которые способствуют планированию
семейной жизни, возникновению и преодолению
внутрисемейных конфликтов.
3) Изучать исторические типы и формы брачно-семейных
отношений, тенденции и перспективы их
развития; раскрывать диалектику общего,
особенного и индивидуального в деятельности
семьи на каждом этапе ее истории. При
этом не ограничиваться познанием исследуемых
явлений лишь самих по себе, а через них
изучать более широкие общественные структуры
и закономерности.
4) Разрабатывать методологические и методические
проблемы социологии брака и семьи. При
этом учитывать, что общесоциологические
методы в интересах точности и надежности
выводов и рекомендаций должны быть адаптированы
к объекту и целям исследования.
6. Категории
семейно-брачных отношений
Выделим основные
категории социологии семьи и брака. К
их числу в теории брачно-семейных отношений
принадлежат:
Условия жизни семьи. Подразделяются на:
1) макро- и 2) микроусловия: а) социально-экономические
условия; общественно-политические; социально-
культурные и идеологические; условия,
связанные с распределением населения
по демографическим, этническим, социальным,
профессиональным, образовательным признакам;
экологические условия; б) социально- психологические
условия, характеризующие общее состояние
сознания людей, их отношение к миру, непосредственному
окружению (социальные установки, интересы,
ценностные ориентации)
Структура семьи – совокупность отношений
между ее членами, которая включает:
- структуру родства;
- структуру власти и лидерства;
- структуру ролей;
- структуру коммуникаций.
Функции семьи – способ проявления
активности, жизнедеятельности семьи
и ее членов. Функции семьи историчны и
тесно связаны с социально- экономическими
условиями общества. Это обуславливает
их характер и иерархию. Современной семье
присущи репродуктивная, воспитательная,
хозяйственно-бытовая, экономическая,
первичного социального контроля, духовного
общения, социально-статусная, рекреационная,
эмоциональная и сексуальная функции.
Образ жизни семьи – интегральная
категория, помогающая изучать в целом
институциональные и групповые характеристики
семьи, исследовать, как и ради чего живут
люди, чем они заняты, проследить взаимосвязь
разных сторон жизни, а также соотношение
одного и того же вида деятельности у разных
членов семьи. Как отмечает советский
социолог Э.К. Васильева, образ жизни семьи
– это специфическая форма проявления
образа жизни общества. Для системации
составляющих образа жизни семьи целесообразно
исходить из классификации функций и сфер
жизнедеятельности семьи.
Семейно-брачная идеология – совокупность
ценностей, норм, установок в брачно-семейной
сфере.
Успешность брачно-семейных отношений –
интегральная характеристика, отражающая
качество брачно-семейных отношений. В
нее входит как объективная оценка деятельности
семьи, характер выполнения ею функций
с точки зрения общественных потребностей,
так и субъективные оценки удовлетворенности
браком и семьей. Эта категория позволяет
проводить сравнения качества брачно-семейных
отношений в разных типах семей, в различных
регионах и в разные периоды времени, а
также конструировать нормативные модели
управления брачно-семейными отношениями.
Этапы жизненного цикла семьи – категория,
которая характеризует динамику изменений
семьи от ее формирования до распада. Классификация
этапов жизненного цикла семьи может быть
построена на разных основаниях.
7. Проблемы
семьи и брака в современном российском
обществе
В современно обществе
наблюдается процесс ослабления семьи
как социального института, изменение
ее социальных функций, неролевых семейных
отношений. Семья утрачивает свои ведущие
позиции в социализации индивидов, в организации
досуга и других важнейших функциях. Традиционные
роли, при которых женщина вела домашнее
хозяйство, рожала и воспитывала детей,
а муж был хозяином, часто единоличным
собственником имущества, и обеспечивал
экономическую самостоятельность семьи,
заменились ролевыми, при которых подавляющее
большинство женщин в странах с христианской
и буддисткой культурами стали участвовать
в производственной, политической деятельности,
экономическом обеспечении семьи и принимать
равное, иногда ведущее участие в принятии
семейных решений. Это существенно изменило
характер функционирования семьи и повлекло
за собой ряд позитивных и негативных
для общества последствий. С одной стороны,
оно способствовало росту самосознания
женщины, равенства в супружеских отношениях,
с другой стороны, усугубило конфликтную
ситуацию, воздействовало на демографическое
поведение, приводя к снижению рождаемости
и увеличивая уровень смертности.
Семья анализируется как институт тогда,
когда особенно важно выяснить соответствие
(или несоответствие) образа жизни семьи,
ее функций современным общественным
потребностям. Модель семьи как социального
института очень важна для прогноза изменений
семьи, тенденций ее развития.
При анализе семьи
как социального института исследователей,
прежде всего, интересуют образцы семейного
поведения, семейной роли, особенности
формальных и неформальных норм и санкций
в сфере брачно-семейных отношений.
Как малая социальная группа семья рассматривается
тогда, когда изучаются отношения между
индивидами, входящими в семью. При таком
подходе успешно исследуются мотивы вступления
в брак, причины разводов, динамика и характер
супружеских отношений и отношений между
родителями и детьми. Хотя при этом нужно
учитывать, что групповое поведение подвержено
влиянию социально-экономических и социально-культурных
условий.
В настоящее время имеются
достаточные предпосылки для постановки
вопроса об интеграции институционального
и группового подхода для социологического
изучения семьи как социальной системы
(М.С. Мацковский).
Правомерность такого подхода обусловлена
тем, что к исследованию семьи может быть
применена логика системного подхода,
т.е. выявление компонентов внешних и внутренних
связей, целей функционирования, функций.
Теоретические и практические
проблемы исследования семьи связаны
с эффективностью ее функционирования
как системы. Среди таких проблем:
- несоответствие функционирования семьи
общественным потребностям
- противоречие между мужской и женской
ролями в семье, между ролями профессиональными
и семейными, низкая сплоченность семейной
группы
- падение престижа традиционного брака.
Проблемы брачно-семейных
отношений необходимо исследовать с использованием
комплексного подхода, т.к. многие из них
находятся на стыке социологии и психологии,
социологии и педагогики. Для этого требуется
вторичный анализ уже накопленных данных.
Успешное выполнение интеграционной задачи
требует и преодоления ряда методических
трудностей, что неизбежно при изучении
таких сложных явлений социальной жизни
как брак и семья.
Главная трудность
– очень большое количество и многообразие
объектов. Семья как объект может быть
классифицирована по разным основаниям:
1) по типам поселения – городская и сельская;
2) по составу – расширенная и нуклеарная;
3) по наличию родителей – полная и неполная
(монородительская) и т.д. Брак также может
быть классифицирован. Например, по таким
основаниям, как: 1) по степени формализации
– фактически и юридически; 2) по однородности
социального положения супругов – гомогенный
и гетерогенный. При этом математически
точно может быть выражена лишь очень
ограниченное число характеристик каждого
из выбранных объектов. Почти любой социальный
объект доступен наблюдению и изучению
изнутри.
Брак и семья же являются наиболее интимной
разновидностью социальных и личных отношений,
которые большей своей частью скрыты от
постороннего наблюдателя. В связи с этим
возникает ограниченность в методах изучения
брачно-семейных отношений. Наиболее надежным
источником общесоциальных тенденций
в области брака и семьи является не изучение
и описание отдельных семейных групп,
а анализ статистических и документальных
данных относительно положения женщины
в обществе, уровня материального положения
и духовной культуры, динамика рождений,
браков, разводов.
Научно-теоретические
и прикладные исследования семьи ориентированы
не на регламентацию жизни отдельных семей,
а на изучение факторов, от которых зависит
состояние и прогресс в целом брачно-семейных
отношений во всем обществе, а также разработку
практических путей совершенствования
и стимуляции определенных социальных
процессов. Это может быть связано с достижением
равенства мужчины и женщины в обществе,
с улучшением экономической и политической
ситуации, с совершенствованием быта,
форм досуга и отдыха; улучшением законодательства,
регулирующего отношения в браке и семье.
Становление и
развитие социологии семьи было процессом
длительным и многоаспектным, чему предшествовало
накопление фактических данных и разнообразных
взглядов на семью и брак и их переосмысление
выдающимися мыслителями во все времена.
В
социологии семьи и брака различают два
основных направления:
-исследование истории семьи и брака;
-анализ современной семьи и брака.
В рамках исторического
направления рассматривается происхождение
семьи и ее развитие в различных социально-экономических
формациях.
Систематическое
исследование семьи, по данным американского
социолога Х.
Кристенсена, было начато в конце XIX века.
До этого времени на взгляды на семью и
брак сильное влияние оказывали религия,
мифология, философия. Как известно, в
социальной концепции Платона интересы
общества (государства) доминируют над
интересами личности. «Идеальное государство
– общность жен и детей», «Каждый брак
должен быть полезен для государства»,
- писал Платон.
Аристотель предполагал,
сто природа нормального человека определяется
его
«встроенностью» в политическую систему,
а «всякая семья составляет часть государства».
Английский философ
Томас Гоббс (1588-1679), разрабатывая проблемы
моральной и гражданской философии, опровергал
точку зрения на брак как нечто нечистое,
лишенное святости, желая возвращения
земному институту брака его духовной
ценности.
Французский просветитель XVIII века Жан
Жак Руссо (1712-1778), который отличался особым
демократизмом, отрицал правомерность
общественного неравенства между полами.
Но вместе с тем Руссо обращал внимание
и на их природные, функциональные и в
какой-то мере социальные различия. Он
предполагал дифференцированный подход
к особенностям женщины и мужчины.
Большой интерес представляют
воззрения на семью и брак классиков немецкого
идеализма И. Канта (1724-1804) и И. Фихте (1762-1814),
которые рассматривали проблемы брака
и семьи исходя из теории естественного
права, неравенства мужчины и женщины.
Они считали, что брак – это нравственно-
правовой институт, что половое влечение
облагорожено исключительностью и должно
регулироваться законами. Еще один классик
немецкого идеализма Г.
Гегель (1770-1831), обладая
огромным историческим чутьем, увидел
связь определенной формы семьи и соответствующего
социального и политического строя. Гегель
пришел к выводу о том, что правовые отношения
чужды семейному союзу самому по себе.
В основе этого вывода лежит идея о противоречии
между духовно-нравственным единством
в семье и внешним (юридическим) регулированием
этих отношений.
В течение длительного
времени (примерно до середины XIX века)
семья рассматривалась как изначальная
и по самой своей природе моногамная ячейка
общества. Поэтому философов и ученых
античности, средневековья и отчасти
Нового времени интересовала не столько
семья как специфический социальный институт,
сколько ее отношение к общим социальным
порядкам и, прежде всего к государству.
Утверждение исторического
взгляда на брак и семью происходило двумя
путями: 1) при помощи исследования прошлого
семьи, в частности, брачно- семейного
уклада так называемых примитивных народов;
2) путем изучения семьи в различных социальных
условиях. У истоков первого направления
стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен
(1815-1887). Он положил начало изучению истории
семьи. В труде «Материнское право» (1861)
он выдвинул тезис об универсально-историческом
развитии первобытного человека от первоначального
беспорядочного общения полов ("гетеризма")
к материнскому, а затем к отцовскому праву.
Через анализ древних классических произведений
он доказал, что до единобрачия и у греков
и у азиатов было такое состояние, когда
не только мужчина вступал в половые отношения
с несколькими женщинами, но и женщина
– с несколькими мужчинами.
Особенно большое
значение для обоснования эволюционных
идей имел труд американского ученого
Льюиса Генри Моргана (1818-1881), который впервые
на научной основе рассмотрел историю
первобытного общества. Свою книгу «Древнее
общество» он писал около 40 лет и опубликовал
в 1877 году. В ней излагается теория единого
пути развития человеческого общества,
обосновывается универсальность материнского
рода, опровергается патриархальная теория.
На огромном фактическом материале Морган
проанализировал систему родства на разных
континентах. По его схеме брачные отношения
прошли путь от промискуитета (беспорядочные
половые связи) через групповой брак к
моногамии. Наиболее важным результатом
всех его изысканий было установление
многообразия исторических типов брачно-семейных
отношений и зависимости их от конкретных
исторических условий. Книга Моргана «Древнее
общество», которую законспектировал
и прокомментировал К. Маркс (1818-
1883), послужила поводом для создания произведения
Ф. Энгельса (1820-1895)
«Происхождение семьи, частной собственности
и государства» (1884). Выполняя завещание
К. Маркса, Ф. Энгельс с использованием
труда Моргана доказал глубокую органическую
взаимосвязь производства средств жизни
и производство самого человека, развития,
с одной стороны, труда, а с другой – семьи.
Была вскрыта объективно-историческая
закономерность изменений семьи, ее противоречивый
и вместе с тем прогрессивный характер.
Энгельс уделяет особое внимание эволюции
форм семьи, ее развитию от групповых форм
брака к моногамии.
Определенное влияние
на социологию семьи оказала теория «социальных
групп». Ее автором является американский
социолог Чарльз Кули (1864-1929).
Кули ввел различения первичных групп
и вторичных общественных институтов.
Первичные группы
(семья, соседство, детские группы) являются
основными общественными ячейками. Они
характеризуются интимными, личностными,
неформальными связями, непосредственным
общением, устойчивостью, малым размером.
В первичных группах происходит социализация
личности. Вторичные общественные институты
(классы, нации, партии), согласно теории
Кули, образуют социальную структуру,
где складываются безличные отношения
и в которых индивид включается лишь как
носитель определенной функции.
В 1945 г. выходит книга
Э. Берджесса и Х. Локка «семья – от института
к содружеству». В представители чикагской
школы пытались доказать, что изменения
в жизни семьи происходят потому, что осуществляется
нормальный переход от института (традиционной
модели семьи) к содружеству (современной
модели семьи). Прочность брака зависит
главным образом от психологических усилий
супругов. Иными словами, семья изменяется,
когда утрачивает все признаки социального
института и превращается в свободную
ассоциацию лиц, которые взаимодействуют
ради своих личных желаний и потребностей,
а именно– в содружество. Берджесса и
Локк понимали изменения семьи не просто
как утрату своих функций, не в ее дезорганизации,
а в реорганизации, в изменении всего облика
семьи, ее структуры и функционирования.
Лозунг «От института к содружеству» был
социологически наивным, но идея изменения
семьи как ее реорганизация была подхвачена
и развита дальше.
Уже на этой стадии,
которую Х. Кристенсен назвал периодом
«появляющейся науки», встретились важнейшие
для теории семьи проблемы: формирование
семьи, совместимость супругов, удовлетворенность
браком и его успешность, стабильность
брака. Ученые разработали теоретические
концепции, которые по содержанию близки
тем, которые использовались позже.
С середины XX века в развитии
социологии семьи начинается стадия, которую
назвали «периодом построения систематической
теории». Именно с этого времени началось
накопление большого количества эмпирических
данных по многочисленным аспектам брачно-семейных
отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной
техники дало возможность более глубоко
и серьезного анализа полученных данных.
Проблематика семьи в этот период становится
все более актуальной, что связано с началом
дестабилизации семьи и брака. Увеличивается
число исследовательских центров. Вначале
в США, затем в Англии, Австрии, Канаде,Нидерландах,
Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже
– в СССР и странах восточной Европы.
Существенным становится стремление откорректировать
понятия, которые необходимы для анализа
семейных процессов, выяснение зависимостей
между этими понятиями. Следует
отметить особую роль в этом процессе
американского социолога Толкотта Парсона
(1902-1979). В пятидесятые годы он разработал
так называемую «систему социального
действия», которая оказалась достаточно
открытой для междисциплинарных взаимодействий
и пригодной для решения специальных задач.
Кроме этого, она способствовала понятийно-языковой
интерпретации социальной действительности.
Формализм этой системы включал в себя
априорную систему понятий, многие из
которых колеблются между чисто теоретическим
истолкованием и операционным применением
в процессе исследования. Для анализа
американской семьи Парсонс использовал
методику, которая широко распространена
в культурной антропологии и этнографии,
а именно – изучение терминологии родства.
Парсонс со своими коллегами впервые провели
исследования по определению роли супругов
в обществе. Парсонс допускал возможность
процесса дезорганизации семьи вне всякой
связи с процессами функционирования
и развития более широких общественных
структур.
Особенности брачно-семейных
отношений в США Т. Парсонс объясняет процессом
социальной дифференциации. В связи с
изменением уровня структурной дифференциации
общества, пишет Парсонс, «уменьшается
важность в нашем обществе всех единиц
родства, кроме нуклеарной семьи». Происходит
перемещение всех основных ее функций,
(в частности, в сектор занятости), кроме
двух: первичной социализации детей и
эмоциональной стабилизации личности
взрослых. Парсонс считает, что это свидетельство
не упадка семьи, а ее «специализации»
и повышение роли в обществе, т.к. эти жизненные
функции выполняются исключительно в
семье.
В социологии
семьи и брака сделано немало. Отмечается
значительное продвижение в разработке
теории, ее понятийно-категориального
аппарата, практических рекомендаций
по совершенствованию социальной политики
в сфере брачно-семейных отношений, имеются
плодотворные подходы к исследованию
семьи и брака, накоплен огромный эмпирический
материал. При должной систематизации
и дополнениях разработанные концепции,
утверждения, полученные выводы могли
бы придать фундаментальность и укрепить
целостность специальной социологической
теории семьи и брака.
Заключение
Таким образом,
семья как основанное на браке и кровном
родстве объединение людей, связанное
общностью быта и взаимной ответственностью,
является главным институтом человеческого
общества.
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак, то есть исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, через которую общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, более сложная система отношений, чем брак, так как она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников, поэтому семья не просто брачная группа, а социальный институт, то есть система связей, взаимодействий и отношений индивидов, которые выполняют функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи, на каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации: в зависимости от формы брака выделяются моногамная (муж и жена) и полигамная (муж имеет несколько жен) семьи. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.
Одним из видов социальных ролей человека в обществе является семейная роль, эти роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.
К функциям семьи как основного
социального института
Брачные отношения выступают как сложнейшая гамма отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п. Их нужно регулировать со стороны общества ввиду того, что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, тоесть будущее самого общества и государства.
Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. В примитивных общественных отношениях, больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты. В более развитом обществе, большую роль в брачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и сексуальные моменты. Об этом говорят мотивы вступления молодых людей в брак. Мотивами брачно-семейных отношений являются: социальные мотивы, психологические и экономические мотивы.Современная семья переживает кризис, приведший к падению рождаемости, нестабильности семьи, росту количества разводов, росту количества бездетных семей, отказ от рождения единственного ребенка. Причины кризисного положения семей экономические и социальные. При прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество (переход к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни). В современных условиях значительно изменяются социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему осваивая новые, рыночные виды деятельности. Развитие современной семьи во многом связано с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне. Репродуктивная функция семьи подвергнется серьезным изменениям, она будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества, потребность в качестве жизни. Упор будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности. В условиях модернизации института семьи в России имеется два варианта, либо: традиционный, восточный (власть мужа, святость супружества, многодетность, непопулярность развода), либо модернизационный и сверхмодернизационный - западный (супружеское партнерство, малодетность, разнообразие вариантов и типов семейных структур). При этом быстрые, кардинальные изменения испытывает западный вариант, демонстрируя, например, новые формы брака: бигамию, групповой брак, партнерство вне брака и т.п. В этом контексте перемена проявляется в разрыве между брачными и семейными отношениями (пробные браки, семейные группы кровнородственного типа, неполные семьи и т.д.).Необходимо создание обществом через государство благоприятных условий для сохранения устойчивости модернизировавшегося института семьи и росту авторитета семейной общности в общественном сознании.