Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:18, контрольная работа
Предпринимательство как метод хозяйствования широко известный в странах с развитой рыночной системой.
Предприниматель – это хозяйственный субъект, функцией которого является осуществление новых комбинаций в производстве и обороте, внедрение разных нововведений. При этом под понятием «осуществление новых комбинаций» понимается такое использование производственных ресурсов, которое обеспечивает производство нового неизвестного потребителям товара или создания его нового качества, внедрения новых технологий, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, а также проведения организационных изменений хозяйственных форм. Задача предпринимателя – организовать эффективное производство, умело управлять и наполнять рынок высококачественными товарами и услугами.
Концепции маркетинга и "общества потребления" активно разрабатывались прежде всего за рубежом. Поэтому целесообразно критически, но в то же время непредвзято подойти к мнениям, высказываемым иностранными обществоведами, а также корректно использовать полученные ими результаты применительно к анализу особенностей становления рыночных отношений в России. Правомерна ли постановка вопроса о "русском пути" развития маркетинга? Конечно! Ведь есть же своя специфика у американского или японского маркетинга! Однако развитие маркетинга - глобальная тенденция и опыт его внедрения во многих странах мира показывает, что технологии маркетинга в целом универсальны.
Социологическая
теория маркетинга стратифицирует общество
на относительно самостоятельные, обособленные
и самовоспроизводящиеся
Социология маркетинга рассматривает маркетинговый социологический анализ, в процессе которого раскрываются различные стороны социального взаимодействия субъектов маркетинговой деятельности. Он предполагает социологическую диагностику ситуации на рынке и позиции, занимаемой предприятием, принимая во внимание ее сильные и слабые стороны, открывающиеся возможности развития и угрожающие факторы рыночной среды.
Необходимо различать понятия маркетинг, управление маркетингом и маркетинговое управление, которые нередко используются как синонимы. Управление маркетингом - это прежде всего управление процессами группового выбора потребителями товаров и услуг, что делает необходимым подключение к его информационному обеспечению специалистов-социологов.
Управление маркетингом представляет собой взаимодействие с клиентами и удовлетворение их потребностей на более высоком по сравнению с конкурентами уровне. Ему предпосылается деятельность, направленная на изучение нужд потребителей, их социальных установок, психологии. Оно включает в себя анализ и прогноз поведения потребителей, разработку и продвижение новых товаров и услуг, управление системой взаимоотношений с поставщиками и посредниками.
3.Социология домохозяйства.
Изучение
домохозяйства в России в последнее время
становится все более актуальным, не случайно
появление многочисленных исследований
как теоретических, так и эмпирических.
Одной из причин такого интереса является
переход России к рыночным отношениям,
с одной стороны, и большое количество
исследований по проблемам домохозяйства
в странах со сложившейся рыночной экономикой,
с другой.
Устойчивость
внимания западных исследователей к изучению
домохозяйства предсказуемо и понятно.
Маркетинговый подход к сбыту продукции
предполагает, прежде всего, производить
то, что продается, но также иметь возможность
формировать заранее потребности потребителя
в товаре. Средний потребитель, несмотря
на угрожающие для семьи современные тенденции,
это все-таки потребитель семейный, включенный
в домохозяйство, где выстраиваются определенные
модели поведения, использование которых
целесообразно при построении маркетинговых
стратегий.
Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).
Домашнее хозяйство – один из трёх субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.
Домохозяйство можно определить
как круг лиц, ведущих совместное хозяйство
в одном пространстве (под одной крышей),
которое предполагает совместное производство
благ, их обмен, распределение и потребление.
С одной стороны, мы имеем дело с экономическими
категориями (производство, обмен, распределение,
потребление), которые в экономических
отношениях проявляются как понятия, связанные
с рациональностью, эффективностью.
С другой стороны, мы находимся в такой
специфичной организации как семья, где
многие принципы экономических отношений
не действуют. В частности, о неформальном,
субстантивном, реципрокном характере
обмена экономическими ресурсами в семье
известно достаточно давно.
Таким образом, изучение домохозяйства
должно опираться на знания как социологических,
так и экономических концепций. Важен
анализ домохозяйства в качестве отдельного
субъекта экономических отношений, но
в то же время необходимо учитывать особенности
взаимодействия
членов домохозяйства между собой и изучать
домохозяйства с точки зрения его социальной
структуры, прежде всего, с точки зрения
состава домохозяйства.
Для социолога изучением
является рассмотрение особенностей
поведения домохозяйства в различных
типах социально-экономического устройства.
Домохозяйство, которое функционирует
в рамках централизованной экономики
с дефицитом товаров, отличается от домохозяйства
в рыночной экономике, где необходима
ориентация в огромном разнообразии товаров.
Следовательно,
при анализе домохозяйства возможно использование
следующих социологических теорий:
1)социология семьи - анализ бюджета семьи,
подходы к изучению семьи.
2)общая социология - учение об общности
и обществе;
3)структурный функционализм; теория обмена;
Домашнее хозяйство
может вести и один человек, его деятельность
по обеспечению себя в рамках своего хозяйства
также можно отнести к понятию домохозяйства.
Все же в основном домохозяйства анализируются
как хозяйствование семей, поэтому при
изучении домохозяйства во многом опираются
на разработки социологии семьи. Практически
все вышеперечисленные подходы аппелируют
к семье, одной из функций которой и является
ведение домашнего хозяйства. Тем не менее,
понятие «домохозяйство» отличается от
понятия «семья».
«Семья – исторически конкретная система
взаимоотношений между родителями и детьми
как малой группы, члены которой связаны
брачными или родственными отношениями,
общностью быта и взаимной моральной ответственностью,
и социальная необходимость в которой
обусловлена. Домохозяйство, которое функционирует
в рамках централизованной экономики
с дефицитом товаров, отличается от домохозяйства
в рыночной экономике.
Социальная
структура домашнего хозяйства
определяется двумя группами факторов:
1)его социально-демографической композицией
(число членов, их пол и возраст, процент
работников в общем составе). Существует
точка зрения, согласно которой главная
роль принадлежит именно композиции домашнего
хозяйства: «Композиция домашнего хозяйства
является детерминантой всех исследованных
параметров домашнего производства. Альтернативные
гипотезы, постулирующие влияние уровня
дохода, классовых позиций и возраста
главы семьи тоже выглядят достоверно,
но влияние этих переменных слабее».
2)социокультурными особенностями (образование, классовая принадлежность, широта и плотность социальных связей, специфика норм и обычаев).
Эти группы факторов
определяют, с одной стороны, уровень
и структуру запросов, а с другой
- трудовые возможности данного хозяйства.
Структура домашнего хозяйства сегодня
подвергается серьезным изменениям, среди
которых можно выделить следующие:
1)возрастает доля домашних хозяйств, основанных
на нуклеарной семье или одной семейной
паре;
2)сокращается количество крупных домашних хозяйств, обслуживающих большие семьи и группы семей;
3)увеличивается удельный вес домашних хозяйств, где основным работником и кормильцем является женщина;
4)все чаще женщины (особенно замужние) сочетают домашний труд с формальной занятостью;
5)снижается уровень формальной занятости молодежных групп вследствие безработицы и удлинения сроков образования;
6)усиливается географическая мобильность домашних хозяйств.
Все это влияет не только на изменение связей между рынком и домашним хозяйством, но и на перераспределение ресурсов в самом домашнем хозяйстве, которое предстает в растущем многообразии дифференцированных форм.
Происходит
и серьезное обновление техноло
Однако
в целом, несмотря на важные сдвиги в социальной
структуре домашнего хозяйства, технологические
изменения, возросшее давление индивидуалистических
установок, относительное выравнивание
тендерных ролей, домашнее хозяйство оказывается
достаточно консервативным. Оно приспосабливается
к изменениям, но сохраняет многие принципы
хозяйствования.
Список используемой литературы
1.Андреева ОД. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2005.
2.БагиевГ.Л, ТарасевичВ.М., АннХ. Маркетинг. М.: Экономика, 2008.
3.Бове К.Л., Арене У.Ф. Современная реклама. Тольятти: Довгань, 2007.
4.В.Е.Пилипенко «Социология предпринимательства», Киев 2007г.
5.Е.М.Бабосов «Экономическая социология», Минск 2004г.
6.Вебер М. Избранные произведения. М.,2005.
7.Волков Ю.Г.Социология.