Социология религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:03, реферат

Краткое описание

Вера — вера вообще, в Бога, в богов, в Его (их) отсутствие или в недоказуемость Его (их) существования — неотъемлемый элемент менталитета любого социального субъекта, от личности до общества в целом, она будет существовать всегда. В случае очень сильного социального давления (запретов, гонений) меняться могут лишь ее объекты, и то далеко не у всех и далеко не сразу, поскольку, относясь к важнейшим, сущностным, базовым ориентациям личности, определяя в значительной мере мировоззрение человека и будучи в силу этого аффективно чрезвычайно значимой для него, она тяготеет к устойчивости и сопротивляется изменениям. Утеря веры обычно сопровождается тяжелыми духовными кризисами.

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

– восстановление единства группы в кризисных ситуациях;

– смыслополагающая;

– посвящение индивида в полноправные члены общества посредством  инициации;

– создание чувства  психологического комфорта и безопасности;

Важным этапом истории функционалистских представлений  в социологии стал структурный функционализм  американского социолога Т. Парсонса (1902–1979) религия выступает у него в качестве функциональной универсалии  общества. В организации религии  главный – культурные элемент. Религия входит в систему поддержки ценностных образцов и является компонентом культуры.

3. Методы исследования  социологии религии

Характеристика  методов религиоведения может быть отнесена и к применяемым в  социологии религии: философскому, специальным обще и частнонаучным, теоретическим и эмпирическим методам. В них входят системный метод, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, каузальный анализ, историзм, типологический, феноменологический и герменевтический методы, структурно-функциональный анализ, индукция, экстраполяция, наблюдение и др.9 В социологии различают методы категориально-концептуального и конкретного социологического исследований. В ходе первого ведется разработка понятийного аппарата науки, выясняется связь понятий друг с другом или с другими элементами теории, устанавливаются звенья единиц знания или воссоздается его система и др. Такое исследование осуществляется с помощью анализа и синтеза, дедукции, восхождения от абстрактного к конкретному и др. Конкретное социологическое исследование нельзя считать эмпирическим. Оно проходит ряд этапов: постановка проблемы и выбор объекта и предмета; теоретическое уточнение и операциональная интерпретация понятий; поиск и формулирование предварительной теоретической гипотезы; сбор фактического материала; первичная обработка полученных данных; анализ и теоретическая интерпретация эмпирического материала. Можно выделить следующие приемы конкретного исследования: 1) методы, применяемые в ходе постановки проблем и задач, интерпретации понятий, формулирования гипотез (индукция и дедукция, анализ и синтез, обобщение и ограничение, экстраполяция и т.д.); 2) методы установления социальных фактов (изучение документов, контент-анализ, наблюдение, опросы разного рода – интервью, анкетирование, тестирование); 3) методы первичной обработки социологической информации (группировка, ранжирование, составление статистических таблиц, корреляционный, дисперсионный, факторный анализы и др.); 4) методы интерпретации эмпирического материала (анализ и синтез, типологизация, обобщение, абстрагирование, построение моделей и пр.). Таким образом, в ходе конкретно-социологического исследования при меняется целый комплекс способов и приемов – как эмпирических, так и теоретических.

 

Заключение

Социология  религии – это отрасль социологии, которая изучает религию и религиозность, функции религии в обществе. Предпосылки возникновения данной отрасли социологии были заложены в эпоху французского Просвещения. Позитивистская методология Огюста Конта и рационалистическая гносеология Иммануила Канта сформировали методологическую основу анализа религии. Основоположниками современной социологии религии считают Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Георга Зиммеля. Социология религии выступает как специальная социологическая теория (теория среднего уровня), изучающая законы возникновения, функционирования и развития религии в различных социальных системах. Предметом социологии религии является исследование генезиса, социальной сущности религии, ее функций, места и роли в жизни общества, динамики религиозности и секуляризации, изменения в религиозном сознании и деятельности верующих и религиозных организаций. Задачами социологии религии выступает и изучение конкретного исторического отношения между религией и обществом, исследования взаимодействия религии как социального института с другими ключевыми сферами социальной системы: экономикой, политикой, семьей, образованием, наукой, социальной стратификацией; является вычленение и исследование социальных функций религии. К ее важнейшим функциям обычно относятся: мировоззренческая, регулятивная, интегративная, коммуникативная, компенсаторная. Необходимая задача социологии религии в современном мире – задача изучения, оценки уровня и характера религиозности населения различных государств, анализ тенденций изменения религиозности, формулирование на этой основе прогноза будущего состояния религиозной жизни в стране. Изучая свой специфический предмет, социология религии должна заниматься совершенствованием собственного понятийного аппарата, модификацией имеющихся методов и средств социологического исследования.

Список используемой литературы:

  1. Энциклопедический социологический словарь // Под общ. Ред. Г.В. Осипова – М.: ИСПИ РАН, 2006.
  2. Гараджа В.И. Социология религии // Учебное пособие для вузов. – М.: Наука, 2005 –
  3. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классика мирового религиоведения. Антология.
  4. Конт О. Закон трех стадий истории // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. – М.: Аспект Пресс, 2003.
  5. Яблоков И.Н. Социология религии // – М.: Мысль, 2009.
  6. Белогорцев В.Н. Способна ли религия выполнять идеологическую функцию? / В.Н. Белогородцев // СОЦИС. – 2009. – №11.
  7. Беляев Д.О. Опыт эмпирических исследований гетеродоксальной религиозности в современной России / Д.О.Беляев // СОЦИС. – 2009. – №11.
  8. Волков С.Н. Тотемизм как форма эзотерических верований и способов существования / С. Н. Волков, С. Е. Кузина // СОЦИС. – 2009. – №9.
  9. Каргина И.Г. Новые формы сакрализации светского и секуляризация сакрального в христианских общинах / И.Г.Каргина // СОЦИС. – 2010. – №6.
  10. Е. Н. Кофанова. Роль религии в формировании гражданской и нравственной позиции (по материалам социологических исследований). Институт социологии РАН, 2008.
  11. Шапиро В.Д., Герасимова М.Г. Отношение к религии и конфессиональная толерантность подростков. Институт социологии РАН, 2008.

1 Е. Н. Кофанова. Роль религии в формировании гражданской и нравственной позиции (по материалам социологических исследований). Институт социологии РАН, 2008.

2 Шапиро В.Д., Герасимова М.Г. Отношение к религии и конфессиональная толерантность подростков. Институт социологии РАН, 2008.

3 Беляев Д.О. Опыт эмпирических исследований гетеродоксальной религиозности в современной России / Д.О.Беляев // СОЦИС. – 2009. – №11.

4 Е. Н. Кофанова. Роль религии в формировании гражданской и нравственной позиции (по материалам социологических исследований). Институт социологии РАН, 2008.

5 Волков С.Н. Тотемизм как форма эзотерических верований и способов существования / С.Н. Волков, С.Е. Кузина // СОЦИС. – 2009.

6 Волков С.Н. Тотемизм как форма эзотерических верований и способов существования / С. Н. Волков, С. Е. Кузина // СОЦИС. – 2009. – №9.

7 Белогорцев В.Н. Способна ли религия выполнять идеологическую функцию? / В.Н. Белогородцев // СОЦИС. – 2009. – №11.

8 Каргина И.Г. Новые формы сакрализации светского и секуляризация сакрального в христианских общинах / И.Г.Каргина // СОЦИС. – 2010. – №6.

9 Шапиро В.Д., Герасимова М.Г. Отношение к религии и конфессиональная толерантность подростков. Институт социологии РАН, 2008.


Информация о работе Социология религии