Социология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 11:11, контрольная работа

Краткое описание

Я иногда думаю, почему мы так боимся одиночества? Быть может из - за
эгоистических соображений. Нам просто необходима оценка наших поступков и
результатов творческих усилий для продвижения в перед, для самореализации. И
как прекрасно, когда тебя могут понять и поддержать искренне любящие тебя люди
– твоя семья.

Содержание

Введение.
1. Сущность семьи.
2. Её функции .
3. Структура социальной семьи.
4. Альтернативные теории развития семьи.
Выводы.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 29.55 Кб (Скачать файл)

партнера, местожительства, а также происхождению и способу  наследования

имущества.

     1. Форма семьи.  Термин «родство» означает совокупность  социальных отношений,

основанных на некоторых  факторах. К ним относятся биологические  связи, брак и

правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей

системе родственны отношений  существуют 2 основных типа семейной структуры:

     нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят,

     причём важно  наличие обоих супругов, образующих  ядро семьи. В зависимости от

этого выделяют полную семью  с обоими супругами и не полную, с отсутсвием одного

из них.

     расширенная  семья  (в отличие от первого  типа семейной структуры) включает

нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков,

дядю, тетю, двоюродных братьев  и сестер.

     В большинстве  обществ нуклеарные семья считается важным, а может быть, и

основным социальным объединением.

     2. Форма брака.  Среди ирландских крестьян, жителей  Тробриандских островов и

членов израильского кибутца существовала одна основная форма брака. Речь идет о

моногамии - браке между 1 мужчиной и 1 женщиной. Однако имеются  сведения о

нескольких других формах. Полигамией  называется  брак между  одним и

несколькими другими  индивидами.

     Брак между  1 мужчиной и несколькими  женщинами  называется полигинией; брак

между 1 женщиной и несколькими  мужчинами получил название полиандрии.

     Еще одной  формой является групповой брак - между несколькими мужчинами  и

несколькими женщинами.

     В большинстве  обществ отдается предпочтение  полигинии(брак между 1 мужчиной и

несколькими женщинами). Поскольку  в большинстве обществ соотношение  мужчин и

женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого

распространения даже в тех  обществах, где они считается  предпочтительной. В

противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность

мужчин, имеющих нескольких жен.

     Какие факторы  способствуют преобладанию одной,  а не другой формы брака?

Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в определенных

обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по

наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные  участки, которые

слишком малы, чтобы прокормить семью каждого брата. Поэтому братья вместе

используют эту землю  и имеют общую жену(Кенкель, 1977)

     Помимо экономических  факторов, важную роль играют  и другие факторы. Например,

полигиния выгодна для  женщин в обществах, где много  мужчин погибает на войне.

     3. Типы властных  структур. Большинство семейных  систем, при которых

расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот термин

обозначает власть мужчин над другими членами семьи.  Такой тип власти считается

общепринятым и часто узаконенным в Тайланде, Японии, Германии, Иране, Бразилии

и др. При матриархальной семейной системе власть  по праву  принадлежит жене и

матери. Такие системы  встречаются редко.

     В последние  годы произошел переход от  патриархальной к эгалитарной семейной

системе. Это гл. образом  обусловлено увеличением числа  работающих женщин во

многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние  и власть

распределяется между  мужем и женой почти в равной мере.

     4. Предпочитаемый  партнер.  Правила, регулирующие  браки вне определенных

групп(например, семей или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними

существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри

определенных групп. Эндогамия  была характерна для кастовой системы, сложившейся

в Индии. Самым известным  правилом эндогамии является запрет кровосмешения

(инцеста), исключающий брак  или половые связи между лицами, которые считаются

близкими кровными родственниками.

     5. Правило выбора  местожительства.  В США большинство  молодоженов

предпочитают нелокальное  местожительство - это значит, что  они живут отдельно

от своих родителей. В  обществах, где нормой является патрилокальное

местожительство ,новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или

поблизости от дома его  родителей. В обществе, где нормой является

матрилокальное местожительство, молодожены должны

     жить с родителями  невесты или поблизости от  них.

     6. Родословная  и наследование имущества. Существует 3 типа систем определения

родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной

является родословная  по мужской линии, где основные родственные  связи

существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых  случаях родство

определяется по женской  линии. Речь идет о системах определения  родословной по

линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и  основную

поддержку молодой семье  оказывает брат жены. В нашем обществе нашла

распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной. Она

является общепринятой в 40 процентах мировых культур. В  таких системах при

определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны

отца и матери.

     4.       Альтернативные теории развития  семьи.

     Давно известно, что поведение, диктуемое лишь  сексуальным импульсом, ведет  к

духовной и физической деградации человека. Но эта тема до настоящего времени –

своего рода табу в педагогической литературе и практике. Поэтому появилось

немало мужчин и женщин, которые слишком поздно убеждаются в том, что

человеческое счастье  лежит на путях не просто сексуальной, а семейной жизни. Но

не следует также думать, что создание семьи дело не трудное. Много испытаний

выпадает на долю супругов. Поэтому вступление в брак и особенно рождение детей

должно быть хорошо обдуманным шагом. Но есть обстоятельства, которые  бывают

сильнее нас. В прошлом  понятия «семья» и «дети» были неразрывно связаны между

собой, и такая связь  казалась само собой разумеющееся. Бездетность во все

времена и у всех народов  представлялась таким же тяжелым  несчастьем, как

слепота, глухота, немота. Супруги  приносили жертвы всем мыслимым богам, давали

обеты, сутками ползли на коленях каким-нибудь «святым местам», вымаливая себе

ребенка. И окружающие взирали  на них по крайней мере с состраданием, а то есть

презрением. В настоящее  время эта проблема имеет несколько  решений. Семья может

усыновить или удочерить  ребенка, но не все решаются на этот поступок. Ведь в

таком случае неизменно возникает вопрос: а смогу ли я любить его также, как

любила своего собственного? По опыту известно, что ответить на этот вопрос

невозможно. А необдуманность поступка может привести к самым печальным

последствиям как для ребенка, так и для приемных родителей.

     Несколько легче  обстоит дело в семье, которая  воспитывает ребенка своего

родственника, оставшегося  сиротой по какой-либо причине. В  данном случае легче

преодолевается барьер генетической несовместимости. В данном случае также  может

и еще один выход – ребенок  «из пробирки». Пусть это звучит несколько грубо и

отталкивающе, но многим семьям этот способ помог обрести долгожданное счастье.

На мой взгляд, любая  из вышеперечисленных возможностей принесет радость, если

супруги любят, доверяют и  уважают друг друга. В таком случае они смогут

преодолеть все трудности  и вырастить полноценного индивида, который сможет

принести пользу обществу. Данное замечание также относится  и к семьям, которые

не обременены проблемой  бесплодия.

     Также я хочу  остановиться на такой проблеме, как обдуманный отказ от детей.

Все больше и больше семей  предпочитают заводить домашних животных, мотивируя

это тем, что от последних  можно получить больше благодарности  при минимальной

заботе о них. Что ж, не мне судить таких людей. Я вполне согласна, что без

детей меньше проблем. Но жизнь  должна иметь смысл. Этим смыслом  может быть

труд, но только как первая жизненная потребность, во имя всестороннего  развития

личности. А такое развитие немыслимо, если у него выпадает одна из важнейших

сторон – общение с  детьми, которые дают взрослым больше, нежели те – им.

Ребенок дает гораздо больше, чем обычно думают: он помогает человеку стать

Человеком, делает его жизнь  полнее, полноценнее.

     Справедливости  ради надо сказать, что такие  семьи приносят меньше вреда

обществу, чем те, кто относится  с легкомыслием как к браку, так и к рождению и

воспитанию своего чада. К  моему большому удивлению и огорчению  в газетах часто

находишь заметки о  том, что в таком-то районе найден труп новорожденного, а

сколько холодности и обыденности  в разговорах у людей, упоминающих  о своем и

чьем-нибудь разводе. Конечно, бывают моменты, когда развод является благом, но

на мой взгляд в человеческих силах не допускать таких ситуаций. Основной

причиной развода является неподготовленность супругов к семейной жизни. На них

наваливаются бытовые  и финансовые проблемы. В первые годы супружеской жизни

молодые больше узнают друг друга, раскрываются недостатки, которые  старались

скрывать до свадьбы, происходит адаптация супругов друг к другу.

     Молодые супруги  нередко излишне поспешно прибегают  к разводу, как к способу

разрешения любых конфликтов, в том числе вначале преодолимых. Подобное «легкое»

отношение к распаду семьи  складывается благодаря тому, что  развод уже стал

обыденным явлением. В момент заключения брака существует четкая установка на

развод, в случае, если один из супругов не будет удовлетворен семейной жизнью.

Ясно, что такая установка  стимулирует развод. Причиной развода  может послужить

нежелание одного из супругов иметь детей, но люди разводятся не для того, чтобы

все жизнь жить в одиночестве. Они хотят заменить неудачный  брак счастливым, но

это не всегда удается. При  социологических опросах больше половины мужчин и

женщин хотели бы вступить в повторный брак. А какова его  цена? Американские

социологи Картер и Глик сообщают, что в больницу попадают в 10 раз больше

неженатых мужчин, чем женатых, смертность у неженатых мужчин в 3 раза больше, а

у незамужних женщин в 2 раза больше, чем у замужних. Таким образом, можно

сказать, что разводы отрицательно сказываются на здоровье разведенных  людей.

     Многие мужчины,  как и многие женщины, идут  на развод, но потом очень тяжело

переживают его последствия. В разводах, кроме супругов, есть еще

заинтересованные лица –  дети. Эти юные доверчивые существа оказываются в

ситуации дисгармонии, что  приводит к психическим расстройствам. Зачастую они

начинают винить во всем себя, замыкаются. Как правило, из них вырастают  либо

озлобленные и мстительные, либо склонные к самоубийству люди. Зная об этом, я

не могу согласиться с  родителями, которые говорят: «Ему так  будет лучше», - но

в душе думают только о собственном  спокойствии. Всегда нужно помнить: от матери

дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а  от отца –

мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание  этих качеств

формирует полноценную личность.

     Выводы.

     Из всего  выше сказанного я могу сделать следующие выводы:

     1.              Семья – неотъемлемая ячейка  общества, и невозможно уменьшить

ее значения. Не одна нация, не одно сколько-нибудь цивилизованное общество не

обходится без семьи. Для  каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья

почти каждый человек связывает прежде всего с семьей: счастлив тот, кто

счастлив в своем доме.

     2.              Семья – важнейший источник  социального и экономического

развития общества.

     3.              Дети – суть и смысл семьи.  Потому что они – наше будущее.  И

завтра, и через много  лет.

     Список литературы.

1. Афанасьева Т.М. Семья.  — М.: Просвещение, 1985.

2. Бедный М.С. «Семья–здоровье–общество»,  М., 1986

3. Гребенников И.В. Основы  семейной жизни. — М.: Просвещение, 1991.

4. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. — М.: Педагогика, 1990.

5. Ковалев С.В Психология современной семьи. — М., 1988.

6. Осипов Г.В. Коваленко  Ю.П. «Социология», М., 1990

7. Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы М.,1978

    


Информация о работе Социология семьи