Социология семьи и брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 05:23, реферат

Краткое описание

Людское сообщество всегда состояло из семей. На различных континентах жили семьи. Всех их объединяло желание к созданию прекрасного пространства. Семья - это неотъемлемая часть общества. Такое понятие как "счастье" практически любой человек прежде всего связывает с семьей: счастлив тот кто счастлив у себя дома.
И так одним из самых древних социальных институтов является семья. Возникла она гораздо раньше государства, религии, образования, армии. Семья - единственный производитель самого человека, продолжение рода
В силу многоаспектности понятия «семья» и выполняемых ею задач, она является объектом исследований самых разных наук: Социология, экономика, право, психологии, этнографии, педагогики, демографии. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом исследует характерные стороны развития и функционирования семьи.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….. 3
Глава I Семья как социальный институт и неотъемлемая часть общества………… 4-5
Глава II Мотивы вступления в брак………………………….………………………. 6-8
Глава III Анализ свадебных традиций в России………...…………………………… 9-11
Глава IV Социальные проблемы молодой семьи……………………………………..
Глава V Решение социальных проблем молодых семей в России………………….
Заключение ...................................................................................................................... 12
Библиографическая литература ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Хамидуллина Л.Г. 3к. П.З. социология.docx

— 39.62 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФР

Московский Архитектурный  Институт  / Государственная академия /

_______________________________________________________

 

Кафедра философии 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по социологии

на тему: «Социология семьи и брака».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Выполнила:

                                                                                    Студенка Хамидуллина Л. 3 курс «П. З.».

                                                                                     Проверил: Щепетов Н. А.

 

 

 

Москва 2012 г.

 

 

 

Содержание

                                                                                                                                                 Стр.

Введение ………………………………………………………………………………..        3

Глава I Семья как социальный институт и неотъемлемая часть общества…………      4-5

Глава II  Мотивы вступления в брак………………………….……………………….      6-8

Глава III  Анализ свадебных традиций в России………...……………………………     9-11

Глава IV Социальные проблемы молодой семьи……………………………………..              

Глава V  Решение социальных проблем молодых семей в России………………….                   

Заключение ......................................................................................................................       12

Библиографическая литература ………………………………………………………        13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Людское сообщество всегда состояло из семей. На различных континентах  жили семьи. Всех их объединяло желание  к созданию прекрасного пространства. Семья -  это неотъемлемая часть  общества. Такое понятие как "счастье" практически любой человек   прежде всего связывает с семьей: счастлив тот кто счастлив у себя дома.

И так одним из самых  древних социальных институтов является семья. Возникла она гораздо раньше государства, религии, образования, армии. Семья - единственный производитель  самого человека, продолжение рода

В силу многоаспектности понятия  «семья» и выполняемых ею задач, она является объектом исследований самых разных наук: Социология, экономика, право, психологии, этнографии, педагогики, демографии. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом исследует  характерные стороны развития и  функционирования семьи.

Семья и брак в течении  множества столетий являются неотъемлемой частью социальной строя любого общества. Они являются фундаментальными социальными  институтами, обеспечивающими устойчивость общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

 

Семья как социальный институт и неотъемлемая часть общества.

 

 

 Семья - социальный  элемент по образу которого  основывается общество. Основным  каноном человеческого порядка  является преемственность и смена   поколений. Семья- это историческая  система взаимоотношений между  супружескими парами, между детьми  и родителями , как малые группы, которые связаны родственными  или брачными отношениями, общим  бытом и взаимно моральными  обязательствами. Социальная потребность  этой системы обусловлена необходимостью  общества в физическом и духовном  создании населения.

Семья как социальный институт представляет из себя сочетание исторически  устоявшихся социальных норм, образцов и  санкций  взаимоотношений, Олицетворением стабильности, устойчивости семьи как  части социальной системы является многовековое воспроизводство всего  изобилия культур и социумов во всем мире. Как элемент общества семья  создавалась,  развивалась и видоизменялась  вместе с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II  

Мотивы вступления в брак.

 

Мотивация на сам факт брака.

Главная движущая сила в  этом случае – намерение заключить  брак. Мотивы бывают разные:

  • Реализация лозунга «Пора!» при этом человек является всего лишь средством для осуществления желаний жениться или выйти замуж.
  • Общие интересы, когда совпадение интересов, общие увлечения принимают за родство душ.
  • Порядочность, когда брак мотивируется мнением ближайшего окружения.
  • Интимный успех, когда удача сексуальных отношений сводится к предвосхищению хорошего союза.
  • Взаимная легкодоступность, что очень привлекает в отношениях до брака.
  • Выгода, когда человек приобретает в таком союзе жилище, материальное благополучие.
  • Страх одиночества, когда брак  играет роль решения своих проблем, от страха будущего.

 

Мотивация является основным аспектом личности, т.к. она придает  поведению направление. Цели и мотивы непрерывно связаны между собой. В связи с этим можно утверждать что формирование мотивов - это сложный  и долговременный процесс, в течение  которого в сознании человека складываются определенное мнение о браке и  семье. При этом содержимое этих взглядов определяется характером социально  экономических условий духовного  потенциала общества, господствующих традиций и норм поведения.

 

 В истории человеческой  мысли существуют две основные  теории о браке: реалистическая, идеалистическая. Первая видит  смысл брака в размножении,  появление потомства. Желание  продолжить свой род. Вторая, идеалистическая  теория видит  брака не в   стремлении  к сохранению своего  рода, а в другом, более возвышенном  стремлении органического мира- стремление к развитию, совершенствованию.  В России до 17 века браки строились  на основе Домостроя. Каких  либо фундаментальных  указов  и документов регулирующий эту  сторону населения не существовало.

В эпоху правления Петра  было начало в развитии семейного  права, как одно из составляющих общей  правовой системы государства.

Социалистические преобразования общества, обеспечивали равноправия  мужчины и женщины, способствовали распространению в массы коммунистической морали, вели к духовному обогащению взаимоотношений между супругами. К коммунистическим идеалам таких  отношений относится гражданский  брак, будучи основанный на любви. Поэтому  главным мотивом вступления в  брак в России являлась любовь как  основная и определяющая сила в равноправном, добровольном, свободным от утилитарных  расчетов  союзе мужчины и женщины.

Проведенные исследования Т.А. Гурко показали что мотивация  заключения брака в 1980-х гг. зачастую не совпадала с желанием рождения семьи. Для кого-то брак означал законное оформление факта добрачной беременности невесты, для других- право узаконить существующие или возможные интимные отношения, оторваться от родителей если не материально, то хотя бы статусно и психологически. Очень важную роль имело и получение брачного статуса в связи вступлением в очередь на получение жилья, с бесплатным получением семейного общежития, целью «обосноваться» в городе, уклониться от распределения в глубинку после завершения учебы. Кроме всего этого, существовала и просто банальная мотивация: «пришло время, что бы быть как все», «отслужил в армии- пришло время жениться» и т.д. Разумеется, выше сказанное совсем не значит, что не существовало осознанногоо желания создать семью, рождить потомство или любви как основной причины заключения брака. Хотя и в таких случаях было множество социальных причин, мешающих настоящим семейным отношениям. Речь лишь о особенности социальных условий, в которых формировались советские семьи, и особенности решений людей с определенными системами ценностей.

. Мотивы заключения брака,  как выяснилось, зависят от множества   экономических, социальных, а так  же субъективных факторов. Но, не  смотря на периодические изменения  этих факторов со временем, общие  тенденции остаются, как нам кажется  и по сегодняшний день.

Мы предполагаем, что основным мотивом как и прежде является «взаимная любовь», но рейтинг остальных  мотивов нужно изучать дополнительно. При нынешнем динамичном развитии сегодняшнего общества, на мой взгляд, этот рейтинг  успел претерпеть перемены со времен последних исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

Анализ свадебных традиций в России.

 

В России существует много  разных свадебных обрядов и ритуалов. Рассмотрим несколько из этих обрядов.

Обряд венчания в древней  Руси людей ведического периода. Это церемония венчания скорее признания  молодых в любви. Встреча будущей  пары происходила по разному. На общих  праздниках, играх, карнавалах. Молодые  там встречались и влюблялись. Потом влюбленные вдвоем выбирали место  для будущего дома и создавали  свой проект для сотворения своего пространства. На участке выбранной  земли молодые проектировали  реальную жизнь. Им предстояло спроектировать дом, разместить различные растения, где все должно помогать и взаимодействовать  друг другу. Все так разместить, что  бы выросло самостоятельно, не требуя физических затрат от человека. При  этом необходимо учесть множество нюансов: Расположение планет, движение потоков  воздуха. Все эти знания перенимали от своих родителей. В этой культуре была осмысленность. Место выбранное  молодыми должно было преобразоваться  в замечательную, радующую глаз картину. В мыслях они создавали проект на века. Когда этот проект был завершен влюбленные шли в селения где  жили жених и невеста и заходили в каждый дом, приглашали в гости. Их прихода все ждали в трепетном  ожидании. Люди ведической культуры знали: когда молодые приходят, то их посещает новая энергия, это энергия божественной любви. В назначенный день все  шли к ним в гости, каждый стремился  подарить им то, что они хвалили  побывав у них в гостях. То могли  быть саженцы яблони, вишни, груши  или кусты смородины, малины, саженцы  сосны, дуба, кедра и ольхи. Люди вставали по периметру участка земли. Жених  и невеста излагали перед ними свой проект пространства, который  они создали вместе. Рассказывая  они показывали где будет расти  каждое из саженцев. Какие травы  будут источать свой аромат. И каждый раз когда жених указывал на место  где будет расти растение, из круга  выходил человек и вставал  на то место. Выходящий из круга в  своих руках как раз держал саженец того растения который жених  назвал и указал место. Каждому выходящему из круга народ кланялся. Ведь вышедший был достоин похвали молодых  когда они обходили поместье, за то что он смог взрастить саженец. Далее невеста одевала венок  на голову жениха, сплетенный из пахучих  трав. Жених брал за руку невесту  и возводил на возвышение. К ним  подходили родители, все стихало, в этот момент жених говорил речь: «спасибо всем любви энергию познавшим, мечтой души помысленная пусть взойдет  с земли ростком, после этих слов, люди стоящие по периметру начинали высаживать саженцы в том месте  в котором указал жених. У кого не было саженцев бросали в землю  семена строго в те места куда указали  жених с невестой. Всего лишь за несколько минут был заложен  чудесный сад спроектированный в  мыслях молодых. Лучшие мастера за сутки  сооружали небольшой бревенчатый  дом, между бревнами пахучие травы  и мох. Две матери покрывали постель  льняным покрывалом и накрывали  стол лучшими плодами. После этого  все люди уходили. Невеста и жених  в это время отдыхали каждый у  себя дома. На третий день они объединялись

Свадебные традиции 19-20 веков. Городские свадьбы того времени  основывались на традициях деревенской, но отличались от нее большей простотой.

Основные обряды крестьянской свадьбы были свойственны и для  города. Присутствовали и магические ритуалы, но с небольшими изменениями. Вместо осыпания зерном или хмелем в жениха и невесту бросали монеты. Как и в деревне, царил культ нечетного числа: кортеж молодожен состоял из нечетного числа людей и лошадей, праздничный стол накрывали нечетным количеством различных кушаний, так же из нечетного числа составлялись свадебные букеты.

 

В дворянских семьях у невесты  дома устраивали бал, на который присылали  приглашения, с подписью родителей  невесты. Отец невесты в начале церемонии  знакомил жениха и невесту с гостями  и объявлял об их помолвке. Жених  вручал невесте обручальное кольцо с драгоценным камнем. Все это  завершалось балом, который открывался вальсом жениха и невесты.

 

В купеческих семьях в день сговора  проходило официальное  знакомство родителей молодых. Жениха и невесту благословлял священник. После благословления происходила  передача денежной части приданного невесты отцу жениха. Завершался сговор обрядом кругового хождения. После сговора никто из сторон не мог отказаться от бракосочетания без серьезных юридических последствий. В случае отказа, пострадавшая сторона имела право потребовать возмещения затрат на приготовление к свадьбе.

 

Так же существуют такие  свадебные традиции как выкуп. Это  традиция храниться от наших предков. Это самая интересная часть свадьбы. Подружки и родители невесты проводят выкуп жениху за проявление сообразительности за сладости, за деньги и шампанское. Выкуп невесты – исконно-русская традиция. Именно русский выкуп предполагает скорее не денежную оплату, а соблюдение церемонии.

Бросание подвязки и букета невесты. Эта традиция перешла к  нам из Америки и обязательной не является. Невеста бросает свадебный  букетик  своим незамужним подружкам, и та, которая его поймает букет, по примете, должна сохранить букет  в течении года, и тогда она  обязательно выйдет замуж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV

Социальные проблемы молодой  семьи.

У современной семьи сейчас не простой период. Меняются приоритеты семейных отношений. Растет число гражданских  браков. Растет количество внебрачных детей, этим самым ухудшая их положение. По информации социологического Левада центра на вопрос « Что в вашей  семье не так?» известны следующие  ответы:

  1. Низкий достаток69%.
  2. Слабое здоровье 29%.
  3. Бытовые сложности 17%.
  4. Усталость 16%.
  5. Страх лишиться работы 14%.
  6. Безвыходность и плохое жилье 12%.
  7. Невозможность дать детям достойное образование 9%.
  8. Отсутствие свободного времени 8%
  9. Алкоголизм, пристрастие к наркотикам 2%.
  10. Плохие взаимоотношения 2%
  11. Затруднились ответить 9%

Информация о работе Социология семьи и брака