Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:49, контрольная работа
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Введение
1. Постиндустриальное общество.
2. Теория глобального общества И.Валлерстайна.
3. Концепция коммуникативного общества Н.Лумана.
Содержание
Введение
Введение
Термин «социология» происходит от латинского слова «societas» (общество) и греческого «hoyos» (слово, учение). Из чего следует, что «социология»- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.
Современная социология
— это множество течений и
научных школ, которые по-разному
объясняют ее предмет и роль,
по-разному отвечают и на
«Краткий словарь по
социологии» дает определение
социологии как науки о
Социология как
В книге «Введение
в социологию» отмечается, что
социология — это наука, в
центре внимания которой
Современное общество также качественно отличается от общности, как общность от общины. В современном обществе добыча и переработка природных ресурсов сменяется добычей и переработкой информации и развитием сферы услуг. Материальное производство превращается в производство услуг, среди которых на первое место выходят информационные технологии.
Информационные технологии захватывают практически все важнейшие сферы общественной жизни: промышленную, политическую, военную, культурную. Смена технологического базиса сказалась на организации всей системы социальных связей. В результате меняется структура занятости, соотношение профессионально - квалификационных групп. В современном обществе взаимодействие людей определяется их социальными статусами. Статусы определяются не индивидуальными характеристиками людей, тех или иных основных групп, а общезначимыми факторами: образованием, опытом, талантом и т.д.
Это общество, которое развивается
в условиях научно-технической революции.
Повышение благосостояния людей
приводит к увеличению спроса на личные
услуги. Это обуславливает
Информационная революция позволяет осуществить возврат к домашнему труду на основе высоких технологий. Появляется так называемая «домашняя индустрия». На смену массового производства приходит гибкое мелкосерийное производство продукции, требующее высоко квалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат.
В силу высокой динамики
развития технологий и увеличения темпов
внедрения технических новшеств
формируется «новая» культура потребления.
Появляется установка на приобретение
вещей «одноразового
Невероятно возрастают возможности
вертикальной и, особенно, горизонтальной
мобильности индивидов. Развитие коммуникаций
и увеличение благосостояния людей
дает возможность им свободно менять
место обитания. В политической сфере
происходит ослабление роли национальных
государств. Происходит решительная
децентрализация структуры
Так описывают путь развития человеческого общества современные социологи. Если учесть, что к своим «духовным» отцам они относят таких выдающихся адептов философии агностицизма и позитивизма (эмпириокритицизма), как Э. Кант и О. Конт, то можно с большой долей вероятности проследить путь и конечную цель, куда ведут современные обществоведы человеческое общество. Мы это наблюдаем на примере великой России.
«Ослабление» роли национальных
государств ведет к усилению влияния
одной «великой»
Иммануил Валлерстайн – американский социолог, представитель неомарксистского направления в теории международных отношений, один из создателей мир-системной теории. Закончил Колумбийский университет (Columbia University) со степенью доктора социологии (1959 г.). Работал в Колумбийском университете (1958–1971), Университете Мак-Гила (1971–1976, McGill University), Бингемтонском университете (1976–1999, Binghamton University). С 1976 по 2005 год руководил организованным им Центром Фернана Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций при Бингемтонском университете (Fernand Brodel Center for the Study of Economies, Historical Systems and Civilizations). В 1994–1998 гг. был президентом Международной социологической ассоциации (International Sociological Association). С 2000 года И. Валлерстайн – старший научный сотрудник Йельского университета (Yale University).
На первом этапе своей научной деятельности (1955-1970) Валлерстайн занимался исследованием африканских обществ, но затем переключил свое внимание на общую теорию социально-экономического развития. Разработанная им мир-системная теория опирается на предложенные французским историком Фернаном Броделем принципы комплексного исторического анализа. Она синтезирует социологический, исторический и экономический подходы к общественной эволюции. Главный труд И. Валлерстайна — многотомник «Современная мир-система»: в первом томе (1974) рассматривается генезис европейской мир-экономики в XVI в., во втором (1980) — ее развитие в период меркантилизма, в третьем томе (1989) он довел ее историю до 1840-х. В других своих работах Валлерстайн анализирует эволюцию капиталистической мир-экономики в XIX–XX вв. и даже делает прогнозы на XXI век.
Его главный вклад в развитие социальных наук заключается в разработке оригинальной теории мировых систем. В своей методологической концепции Валлерстайн предельно дедуктивен. Свой анализ он начинает с глобальной экономической системы, или, как он ее называет, мир-системы. По Валлерстайну она может быть трех типов.
1. Мир-империя, состоящая из нескольких локальных культур, присоединенных путем завоевания. Например, Древний Египет, Древний Рим, Россия эпохи крепостного права.
2. Мир-экономика, которую составляют независимые государства-нации. Единственным историческим примером здесь служит Европа от Нового времени до наших дней, которая из континентальной выросла до всемирной капиталистической мир-экономики, включающей существовавшие и существующие социалистические страны.
3. Мир-социализм, который представляет, по Валлерстайну, гипотетическую систему, никогда и нигде не осуществленную.
Мир-экономика имеет
Мир-экономика прошла в своем развитии три этапа. Первый этап (XV-XVI вв.) – этап зарождения мир-экономики из феодальной экономо-политической системы (мир-империи). На этом этапе в результате географических открытий и колониальной экспансии страны, составляющие ядро системы (Португалия, Испания, Нидерланды, Великобритания), и некоторые другие, завоевавшие колонии, получили доступ к сверхдешевой рабочей силе и природным ресурсам периферийных областей, которые таким образом были присоединены к мир-экономике. Это обеспечило первоначальное накопление капитала и развитие мир-экономики на втором этапе (XVI – первая треть XVII в.). Но каждой части этой системы присущ свой характер труда. В странах ядра действует свободный рынок труда, а контроль за качеством труда носит экономический характер. Это ведет к постоянному повышению квалификации работников и качества товаров. В полупериферийной зоне контроль за рабочей силой носит неэкономический, принудительный характер, сами работники менее квалифицированы, а труд существует в таких формах, как барщина, издольщина. В периферийных зонах преобладает рабский труд.
На третьем этапе развития мир-экономики возрастает роль политических процессов. Во-первых, увеличивается роль государств в регулировании экономики. Во-вторых, развивающаяся экономика позволяет укреплять государственные структуры за счет подготовки большого количества чиновников и, в-третьих, формировать постоянные национальные армии, которые, в-четвертых, служат укреплению и внутренней стабильности государств. Укрепление государств и усиление их роли в экономике вызывает рост конкуренции между ними на международной арене, восхождение одних и падение других.
Вопреки распространенному мнению, в частности высказывавшемуся З. Бжезинским, окончание холодной войны не означало победу США, а, наоборот, означало конец эпохи американской гегемонии и лидерства. Окончание холодной войны не стало «концом истории», а привело к обострению старых и появлению новых конфликтов. В отличие от С. Хантингтона причины грядущих конфликтов Валлерстайн видит не в цивилизационных, а в экономических факторах. Так, он полагает, что уже в начале XXI века можно ожидать вызовов или даже прямых нападений государств бедного и отсталого Юга на богатый Север, а также захватнических войн между самими государствами Юга. Но самая главная угроза, которая может исходить от периферии по отношению к ядру мир-системы, - массовая миграция населения с Юга на Север. Современный пролетариат – население стран Юга – хочет не уничтожить капитализм, а жить при капитализме. Поскольку это невозможно на его родине, масса мигрантов из Африки в Азии стремится в благополучные страны Севера. Этот исход уже начался, и он повлечет за собой различные негативные последствия.