Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:24, реферат
Социальное управление (или, просто, управление),в отличии от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций. При этом под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму. Разумное поведение означает способность организации адекватно реагировать (отвечать) на вызовы или решать свои проблемы.
МИНЕСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИЙ КАЗАНСКИЙ
Реферат на тему:
«Социология
управления»
Выполнил:
студент 4 курса
Группы С-1-08
Зайнуллин А. И.
Проверила:
Казань 2011
Социальное управление (или, просто, управление),в отличии от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций. При этом под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму. Разумное поведение означает способность организации адекватно реагировать (отвечать) на вызовы или решать свои проблемы. Именно благодаря этой способности, обеспечиваемой управлением, социальные организации сохраняют свою целостность и жизнеспособность. Примерами социальных организаций являются семьи, первобытные общины, поселения, города, нации, фирмы, партии, общества (цивилизации),мировые сообщества, человечество в целом. История управления начинается с первобытного человеческого стада. Уже в те далекие времена (примерно 1 млн.лет назад) на заре человечества управление уже существовало на Земле, однако носило неосознанный характер. Поведение человека в стаде определялось в основном инстинктами (безусловными рефлексами),и было подобно поведению других так называемых социальных животных (муравьев, пчел).
Прошло много времени, прежде чем люди начали сознательно относиться к окружающему их миру, начали отделять себя от природы с ее могучим действием загадочных сил (землетрясений, громов, молний, дождей, пожаров, снега и др.),которые люди пытались объяснить с помощью мифов, главными действующими лицами которых являлись различные божества, олицетворяющие властителей мира. Именно с этого момента человек начинает подчиняться не только своим инстинктам, которые постепенно стали оттесняться на второй плана, некими новыми факторам (в частности, идеей бога), которые Э.Дюркгейм назвал «социальными фактами»,заметно влияющими на поведение людей.
В связи с этим
на повестку дня встает вопрос
о необходимости создания
В настоящей работе
Основными задачами современной
ОТСУ, наш взгляд, являются:
- дать правильное научное объяснение
феномена социального управления исходя
из рассмотрения его истории;
- создание теории, отвечающей практическим
потребностям и,тем самым, преодоление
отставания теории управления от практики;
- совершенствование существующей практики
управления.
Целью данной работы является
показать настоящим и будущим социальным
управленцам новые возможности.
Как мы знаем, управление заключается в оказании определенного воздействия на людей, заставляющего их действовать во имя общих интересов. Это воздействие может иметь различный характер. В связи с этим можно говорить о различных видах управления.
Выше уже говорилось о сознательном и бессознательном (неосознаваемом, автоматическом) характере управления. Последний характерен для того периода социальной истории, когда человек был еще недостаточно разумен, чтобы осознавать собственное «я».
Воздействие
на людей может иметь легитимный
и нелегитимный характер, в связи с
этим можно говорить о легитимном и нелегитимном
управлении. Легитимное
управление осуществляется легитимными
органами власти, например, президентом,
правительством. Нелегитимное
управление осуществляется нелегитимной
властью, например, неформальным лидером.
Нелегитимное управление мы отождествляем
с самоуправлением.
Социальное управление имеет
множественные применения. Оно используется
для: обеспечения устойчивого развития
социальных организаций (включая общество),
выпуска определенной продукции, получения
высокой прибыли, предотвращения или ликвидация
социальных конфликтов, повышения уровня
жизни людей, снижения заболеваемости
и смертности населения, решения глобальных
проблем человечества. Несмотря на разнообразие
применений, можно условно выделить два
основных направления: как средство выживания
социальных организаций и как средство
решения сложных социальных проблем.
Социальное управление предполагает властное воздействие на некоторый социальный объект, называемый объектом управления. При этом границы этого объекта не всегда очевидны. Во многих случаях их определение требует проведения специальных научных исследований. Например, если речь идет об управлении фирмой, то вопросов о границах объекта управления не возникает, если же, например, требуется управлять конфликтами или другими социальными процессами, то без предварительного исследования здесь не обойтись.
Поэтому можно различать управление в зависимости от ясности границ его объекта управления, а именно, два вида управления: управление социальными объектами с четкими границами и управление с нечеткими границами объектов управления.
В зависимости от типов социальных сфер, охватываемых управлением, оно подразделяется на политическое, экономическое, военное и др.
В
зависимости от уровня управления оно
подразделяется на государственное, территориальное,
муниципальное, управление предприятий
(учреждений).
В зависимости от продолжительности воздействия
на социальный объект управление может
быть оперативным и стратегическим.
В
зависимости характера
Возможны и
другие виды социального управления, классификация
которых представляет собой самостоятельную
задачу.
2
Методы управления
Методы управления - способы и средства непосредственного воздействия на людей и социальные субъекты, входящие в состав объекта управления, заставляющие их действовать или вести себя определенным образом.
В отличии от древних времен, когда (например, в рабовладельческих обществах) преобладали методы насильственного (физического) воздействия на людей, в современном обществе подобные методы противоречат правам человека и являются противозаконными.
Наиболее распространенными в наше время методами управления являются административные, законодательные, экономические, мотивации и социально-психологические.
Административные (директивные) методы основаны на дисциплине, четкой субординации и строгой регламентации деятельности, характерных для формальных организаций. Формами выражения этих методов являются приказы, распоряжения, директивные указания вышестоящих органов управления, которые имеют обязательный характер для нижестоящих. Методы предполагают четкое опредение прав, обязанностей и ответственности каждого руководителя и подчиненного, которые отражены в их должностных инструкциях. Каждый сотрудник организации несет административную ответственность лишь в рамках своих прямых обязанностей, в случае невыполнения которых к нему могут быть применены меры административного наказания в виде строгого выговора, выговора, замечания, предупреждения.
Законодательные
методы, в отличии от административных,
основаны
не на директивном, а на законодательном
воздействии на людей и социальные субъекты
с помощью норм права. При этом если административные
методы имеют локальный характер (они
распространяются только в пределах конкретного
учреждения),то законодательные методы
могут распространяться на всю территорию
страны.
Экономические
методы воздействуют на материальные
интересы людей и социальных субъектов.
При этом на каждом уровне управления
используются свои средства воздействия.
Так, на индивидуальном
уровне используются различные системы
оплаты труда, премирования, возможности
использования общественных фондов и
т.п. На уровне подразделений
и предприятий используются различные
формы хозрасчета, цены на изделия и ресурсы,
штрафы, нормы отчислений, нормы образования
фондов (зарплаты, материального поощрения),налоги,
кредитные ставки и т.п. На
государственном уровне используются
различные формы регулирования предпринимательской
деятельности путем владения контрольным
пакетом акций, контроль за размещением
и строительством предприятий, контроль
за качеством продукции, выдача лицензий,
антимонопольный контроль, контроль за
ценами, налоги и налоговые льготы, контроль
за соблюдением трудового и социального
законодательства, финансовая помощь
(дотации, инвестиции, государственные
капитальные вложения).
Методы мотивации действуют на индивидуальном уровне и основаны на использовании разнообразных стимулирующих средств и создании материальной и моральной заинтересованности, побуждающей людей добиваться высоких результатов в своей работе.
Мотивация предполагает вознаграждение работников в соответствии с их индивидуальными потребностями, которые, согласно А.Маслоу, делятся на:
Указанные потребности образуют иерархическую структуру, показывающую, что для удовлетворения потребностей более высокого уровня (например, потребности в уважении) необходимо сначала удовлетворить потребности более низких уровней (физиологические, потребности в безопасности, социальные).
Если руководитель знает потребности своих подчиненных, то используя иерархию потребностей, он может мотивировать их строго индивидуально, ориентируясь на их потребности более высокого уровня.
Социально-
Основатели менеджмента совсем иначе отнеслись к управлению, чем их предшественники. В частности, Анри Файоль пишет:» Я предлагаю следующее определение: управлять значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Предвидеть – означает учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать – означает строить двойной – материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться – означает заставлять персонал надлежаще работать; координировать – означает связывать, объединять, гармонизовать все действия и все усилия; контролировать – означает заботиться о том,чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».