Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:24, реферат
Социальное управление (или, просто, управление),в отличии от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций. При этом под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму. Разумное поведение означает способность организации адекватно реагировать (отвечать) на вызовы или решать свои проблемы.
Как
видим, указанные функции существенно
отличаются от законодательной, исполнительной
и судебной функций. Это отличие
объясняют обычно различием управляемых
объектов (общество и фирма). В таком
случае получается, что функции управления
не являются универсальными, так как
зависят от вида рассматриваемой организации.
Необходимость выработки
универсального представления об управлении
привела многих исследователей к идее
обратной связи как основе управления
и надежде на кибернетику, которая в конце
40-х и в 50-х годах претендовала на роль
универсальной науке об управлении в обществе,
живом организме и машине. Формированию
кибернетического подхода к управлению
во многом способствовал системный подход
(системный анализ),чрезвычайно популярный
в мире в 60-70-е годы.
В конце 60-х и 70-е годы в России под влиянием идей кибернетики и системного анализа в рамках марксистско-ленинской философии появляется множество теоретических работ по социальному управлению.
Представители
этого направления исследований (В.Г.Афанасьев,
Г.И.Петров, В.С.Основин, Б.М.Лазарев) понимали
под социальным управлением управление
обществом. При этом к функциям социального
управления они относили: выработку и
принятие управленческих решений, организацию
(как процесс), регулирование, учет и контроль,
информация (как процесс), сбор, обработка,
хранение, анализ, руководство, планирование,
прогнозирование, моделирование, подбор,
расстановка и воспитание кадров.
Состав этих функций
включает, с одной стороны, функции классического
менеджмента (планирование, организация,
регулирование, контроль, прогнозирование),а
с другой – функции управления кибернетических
систем (моделирование, информацию, выработку
и принятие управленческих решений).
Менеджмент не только расширяет сферу своего влияния, расширяется и состав его функций. Различные авторы вносили и продолжают до сих пор вносить свои коррективы в перечень классических функций, добавляя к нему новые функции (целеполагание, принятие решений, подбор персонала, мотивация, согласование, учет, анализ и др.). Фактически почти в каждой публикации по управлению содержался список управленческих функций, который хоть немного, но отличался от других подобных списков.
В 90-ом году Р. Томпсон, проанализировавший множество публикаций на эту тему, пришел к выводу, что для современной деловой организации характерны следующие функции управления:
Как видим, перечень функций управления значительно расширился по сравнению с первоначальным. Однако, прошло совсем немного времени как опять пришлось пересматривать список функций управления в сторону его расширения. Так, многие авторы стали относить к функциям управления функции стратегического управления, управления кадрами, ресурсами, маркетингом, финансами, рисками, инновациями и др.
Исходя из принятого нами представления об организации как устойчивой социальной целостности, решающей свои проблемы, следует, что любая организация осуществляет комплекс функций, связанных с выявлением (обнаружением) проблем, их распознаванием, ранжированием, сортировкой, исследованием, подготовкой решений, контролем за реализацией решений, анализ результатов решений.
Указанные функции впервые обнаружены, по-видимому, С.Янгом, а затем уточнялись И.Ансофом и другими авторами. Они образуют единый комплекс, поэтому их иногда называют функциями управления проблемами.
Следует при этом заметить, что данные авторы исходят из рационалистической (целевой) модели организации, поэтому проблемы они понимают как отклонения от целей организации, а не от социальных норм.
Исходя
из рассмотренных в предыдущем разделе
управленческих средств решения
социальных проблем, следует, что к функциям
социального управления следует, помимо
функций управления проблемами, отнести
также функции правового регулирования,
структурного регулирования, ценностного
регулирования, управления инновациями,
межорганизационного регулирования, а
также классические функции менеджмента.
Правовое регулирование означает способность
решать проблемы с помощью нормативно-правовых
актов и предусматривает разработку и
введение новых нормативно-правовых актов,
корректировку старых. Кроме того, правовое
регулирование предусматривает законодательное
закрепление или запрещение естественно
сложившихся порядков.
Структурное регулирование
означает способность решать проблемы
с помощью создания и введения новых или
закрепления (или запрещения) существующих
организационных структур, социальных
институтов, специально созданных организаций
и предусматривает разработку и внедрение
новых организационных систем, изменение
старых систем.
Ценностное регулирование
заключается в целенаправленном изменении
социальных ценностей, включая социальные
нормы организации с целью решения социальных
проблем. Ценностное регулирование предусматривает
закрепление или запрещение тех или иных
социальных (социокультурных) ценностей
Управление инновациями
заключается в разработке и внедрении
собственных инноваций, или использовании
«чужих» для решения социальных проблем.
Управление инновациями предусматривает
закрепление и запрещение тех или иных
инноваций.
Межорганизационное регулирование
означает способность решать общие проблемы
путем объединения нескольких организаций
на временной или постоянной основе. Межорганизационное
регулирование предполагает создание
договоров, союзов, ассоциаций и других
видов объединений.
Примерный состав функций
социального управления приведен в табл.
Таблица
Функции социального управления | |||
Функции выживания и развития | Функции управления |
Функции управления | |
Функции
управления проблемами |
Функции развития |
Основной деятельностью | правоохранительной деятельностью |
Предвидение и выявление проблем Анализ и исследование проблем Целеполагание Контроль
за Анализ
выполнения |
Правовое регулирование Структурное Управление Ценностное регулирование Регулирование |
Планирование
Организовывание Руководство Координация Контроль
за |
Прокурорский надзор Контроль Ревизия Инспекция Управление |
Из таблицы видно, что с помощью управления в общем случае осуществляется два вида деятельности – основная (производственная) и деятельность, связанная с выживанием и развитием организации. Основная (производственная) деятельность осуществляется в рамках действующих структур с помощью функций и методов традиционного менеджмента. Деятельность, связанная с выживанием и развитием организации требует управления проблемами организации и управления развитием, для чего необходимы разработка и принятие управленческих решений. Наконец, поскольку легитимное управление осуществляется путем законодательного закрепления принимаемых управленческих решений, то необходимы также функции управления правоохранительной деятельностью. Таким образом, функции социального управления включают как функции традиционного менеджмента, так и функции подготовки и принятия управленческих решений, а также функции законодательного закрепления управленческих решений и контроля за их выполнением.
Конечно, приведенный в табл. состав функций, вряд ли способен разрешить все противоречия относительно понимания социального управления и его функций, которые накопились у приверженцев различных взглядов на управление, тем не менее мы надеемся, что он будет способствовать сближению позиций.
Как следует из таблицы, традиционные функции управления (функции управления исполнительской деятельностью) составляют менее половины всех функций управления, что во многом объясняет неудачные попытки управления обществом с помощью в основном функций классического менеджмента.
Многие из указанных функций (в частности, функции управления проблемами организации и функции развития) имеют скрытый (неявный, латентный) или полускрытый характер, что приводит к неадекватным представлениям. В частности, популярное представление об организации как целенаправленной системе является следствием недостаточной осознанности нетрадиционных функций управления. В результате многие руководители не видят большой разницы между управлением обществом и большой фабрикой. А разница между тем огромна – как между человеком и машиной (роботом). Если машину (фабрику) конструировал сам человек, хорошо знающий как она функционирует и что можно от нее ожидать, то общество никто не конструировал и законы его развития нам пока почти не известны, поэтому, в отличие от фабрики, целеполагание к нему может быть применимо лишь когда будут получены объективные знания о законах функционирования общества. Без таких знаний все попытки устанавливать перед обществом конкретные цели (коммунизм, развитый социализм, цивилизованная рыночная экономика) являются не более чем утопиями, вызванными искаженным представлением об обществе как большой фабрике.
В настоящее время управление имеет множественные применения. Оно применяется не только для управления социальными организациями, но также для решения сложных социальных проблем (экономических, политических, экологических и др.), для управления любой сложной деятельностью; для управления социальными процессами (например, социальными конфликтами) и др. Вряд ли можно назвать какую-либо сферу человеческой деятельности, обходящуюся без управления.
Однако, несмотря на то, что практика управления до сих вынуждена обходиться без адекватной ей науки, есть определенные проблемы, без научного решения которых ей никак не обойтись. Это, прежде всего, проблема управления обществом.
Человечество
добилось определенных успехов в
управлении фирмами и другими
деловыми организациями, однако управлять
обществом мы пока не умеем, о чем
свидетельствует история России
и многих других стран.
Каждое общество на определенном
этапе своего развития создает специальный
институт, называемый государством. С
этого момента жизнь каждого человека
начинает существенно зависеть от мудрости
государственных деятелей, от институтов
(законов, учреждений), которые они создают,
от принимаемых ими решений. Очевидно,
что решения, принимаемые на государственном
уровне должны быть максимально объективными
и научно обоснованными, так как от них
зависит судьба общества страны и каждого
его члена, поэтому государственные деятели
должны использовать в своей практической
работе научные методы социального
управления.
К сожалению, приходится
Очевидно, что для управления обществом нужны качественно новые методы. Попытки разработки таких методов предпринимались в России и раньше (еще в 60-х годах) под влиянием идей кибернетики, системного анализа, философии марксизма-ленинизма, однако они не увенчались успехом. Причинами этого являются не только несостоятельность научной платформы, но и исторически сложившееся пренебрежение руководителей властных структур к общественным и организационным наукам, а также неконтролируемым размежеванием последних.
В
настоящее время в российских
вузах отсутствует