Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:30, реферат
Управление – одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. Его значение постоянно возрастает. В течение всего ХХ века мы сталкиваемся с попытками его рационализа-ции и «онаучивания».
Управление и социальная информация.
Общество и проблема управления…………………………………….2
Понятие социальной информации……………………………………..3
Понятие социального управления……………………………………..4
Субъект и объект управления………………………………………….7
II. Типы управления и влияние на социальное развитие.
Типы социального управления……………………………………….10
Управление как фактор социального развития……………………..13
III. Социально-психологические аспекты управления.
Руководство персоналом и мотивация труда……………………….16
Социальная система управления……………………………………..19
Социально-экономическая политика: разработка и реализация….21
IV. Сравнение отечественного и зарубежного опыта в социологии управления.
à Зарубежная социология управления.
Модели организаций…………………………………………………27
Эволюция методологии западной социологии…………………….30
à Отечественная социология управления.
Организационная наука в СССР……………………………………31
Постсоветский период……………………………………………….37
V. Список литературы……………………………………………
В монографии В.Н.Иванова и А.С.
Другой важной областью исследований были работы по социальному управлению.
Одним из первых, кто начал разрабатывать эту проблематику в советской литературе в терминах «коммунистического самоуправления», был Ю.Е.Волков. С его точки зрения, социальное управление включает в себя, во-первых, управление социальными процессами в коллективе, а во-вторых, решение социальных проблем собственно производственного управления. Ю.Е.Волков предложил и ряд ключевых задач социального управления: прогрессивное изменение социальной структуры производственного коллектива, формирование сплоченности, коллективизма, расширение участия трудящихся в управлении.
Сходный анализ проблем функционирования
трудовых коллективов в нашем
обществе был дан в книге В.Н.Иванова «
Задачу разработки прикладной
социологии управления ставили в
своей совместной книгеА.А.Зворыкин и С.Т.
Анализу места трудовых коллективов
в системе управленческих отношений
посвящалась коллективная монография
«Трудовой коллектив как объект
и субъект управления» под
редакцией А.С.Пашкова, выпущен
Особое внимание стало
уделяться методам социального управления.
Социально-организационную деятельность
руководителя на уровне первичного коллектива
исследует Р.Х. Симонян в своей книге «Начальник
цеха: методы и практика руководства».
Роль социальной информации в выборе методов
социального управления крупными коллективами
проанализировал Ю.Е.Дуберман н
В 80-е годы в данном направлении
появился еще один важный аспект –
материальное обеспечение участия,
который впервые в нашей
Весьма перспективным
в этом смысле представляется направление
работ, развиваемое с начала 80-х
годов некоторыми социологами, специализирующимися
в управленческом консультировании
с использованием так называемого
метода групповой работы. Эта форма
участия заводских
Ряд проблем социологии организаций решался в русле широко развернувшегося тогда в нашей стране социального планирования на предприятиях. Сюда относили такие проблемы, как участие работников в управлении, пути соединения интересов работника с целями организаций, осуществление стабильности коллектива и др. Из многочисленных работ этого направления надо отметить монографии Н.И.Лапина, Н.Ф.Наумовой, Э.М.Коржевой «Теория и практика социального планирования» (1975г.), Ж.Т.Тощенко «Социальное планирование в СССР» (1981 г.).
В 1980 г. А.И.Пригожин издал специальную монографию «Социология организаций», а затем и еще ряд книг на эту же тему: «Организации: системы и люди» (1983 г.), «Нововведения: стимулы и препятствия» (1989 г.) и «Перестройка: переходные процессы и механизмы» (1990 г.)
Таким образом, несмотря на жесткий и даже жестокий партийный контроль, проблематика социологии организаций развивалась в нашей стране по различным направлениям: как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.
Однако не произошло образование
советской социологии управления как
самостоятельной дисциплины, ибо
не были созданы ее теоретико-методологические
основы, многие разработки делались разрозненно
и задача сформировать целостное
направление социологических
Постсоветский период
Уже первые шаги горбачевских
реформ по коммерциализации народного
хозяйства, по повышению самостоятельности
все еще государственных
тий сильно активизировали
практически ориентированную
Именно консультационное направление в социологии организаций у нас, как и повсюду, стало определять ценность методов, теорий, схем, моделей и проч. В рамках этой дисциплины сложилась новая профессия: консультант по управлению и организационному развитию.
Так начался новый этап в развитии социологии организаций в России и СНГ.
Список литературы.