Социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:30, реферат

Краткое описание

Управление – одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. Его значение постоянно возрастает. В течение всего ХХ века мы сталкиваемся с попытками его рационализа-ции и «онаучивания».

Содержание

Управление и социальная информация.
Общество и проблема управления…………………………………….2
Понятие социальной информации……………………………………..3
Понятие социального управления……………………………………..4
Субъект и объект управления………………………………………….7
II. Типы управления и влияние на социальное развитие.
Типы социального управления……………………………………….10
Управление как фактор социального развития……………………..13
III. Социально-психологические аспекты управления.
Руководство персоналом и мотивация труда……………………….16
Социальная система управления……………………………………..19
Социально-экономическая политика: разработка и реализация….21
IV. Сравнение отечественного и зарубежного опыта в социологии управления.
à Зарубежная социология управления.
Модели организаций…………………………………………………27
Эволюция методологии западной социологии…………………….30
à Отечественная социология управления.
Организационная наука в СССР……………………………………31
Постсоветский период……………………………………………….37
V. Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социология управления.docx

— 67.03 Кб (Скачать файл)

В монографии В.Н.Иванова и А.С.Фриша «Основная ячейка социалистического общества» (1975) строение трудового коллектива тоже рассматривалось в единстве его технико-экономической и социально-экономической сторон. В этой работе авторы выступили против использования понятий «формальная» и «неформальная» организация в их общем виде, предложили идти по пути конкретизации их содержания.

Другой важной областью исследований были работы по социальному управлению.

Одним из первых, кто начал  разрабатывать эту проблематику в советской литературе в терминах «коммунистического самоуправления», был Ю.Е.Волков. С его точки зрения, социальное управление включает в себя, во-первых, управление социальными процессами в коллективе, а во-вторых, решение социальных проблем собственно производственного управления. Ю.Е.Волков предложил и ряд ключевых задач социального управления: прогрессивное изменение социальной структуры производственного коллектива, формирование сплоченности, коллективизма, расширение участия трудящихся в управлении.

Сходный анализ проблем функционирования трудовых коллективов в нашем  обществе был дан в книге В.Н.Иванова «Трудовой коллектив – субъект социального управления». Специфику методов социального управления автор видел в их направленности на согласование деятельности, сплочения людей в единый коллектив. Приводится и типология этих методов: выработка и постановка социальных задач, сплочение коллектива вокруг социальных целей с учетом интересов групп и личностей, изменение условий жизнедеятельности в соответствии с социальными целями, реализация воспитательных, педагогических и социально-психологических задач, подбор, расстановка и выдвижение кадров, привлечение членов коллектива к активной деятельности.

Задачу разработки прикладной социологии управления ставили в  своей совместной книгеА.А.Зворыкин и С.Т.Гурьянов: «Образно мы строим условный куб прикладной социологии управления, где по трем граням в десятичной градации откладываем три вида проблем, пересечение которых в объеме куба дает все виды аспектов прикладной социологии управления. По первой грани мы откладываем методы, приемы и средства управления, по второй грани – основные проблемы, связанные с законами и механизмами всех основных видов управления человеком и коллективами… На третьей грани – проблемы управления народным хозяйством с выделением отраслей деятельности…»

Анализу места трудовых коллективов  в системе управленческих отношений  посвящалась коллективная монография «Трудовой коллектив как объект и субъект управления» под  редакцией А.С.Пашкова, выпущенная НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета. В этой работе коллектив есть «такая кооперация труда, которая предполагает единство действий людей и их общую цель – оптимизацию трудовой деятельности, повышение их эффективности, всесторонне развитой личности». Характеризуя положение коллектива в политической системе, авторы указывают: будучи низовыми массовыми институтами системы, они выполняют важные функции по включению индивидов в определенные формы социально-трудовой активности, участия в делах общества, воспитания личности.

Особое внимание стало  уделяться методам социального управления. Социально-организационную деятельность руководителя на уровне первичного коллектива исследует Р.Х. Симонян в своей книге «Начальник цеха: методы и практика руководства». Роль социальной информации в выборе методов социального управления крупными коллективами проанализировал Ю.Е.Дуберман на примере объединения «Татнефть» в книге «Социология – практике управления».

В 80-е годы в данном направлении  появился еще один важный аспект –  материальное обеспечение участия, который впервые в нашей литературе был поставлен и обоснован  в книге Ж.Т.Тощенко «Социальная  инфраструктура. Сущность и пути развития». Участие трудящихся в управлении не может эффективно осуществляться без необходимых помещений, инвентаря  и оборудования, органов печати и  т.п.

Весьма перспективным  в этом смысле представляется направление  работ, развиваемое с начала 80-х  годов некоторыми социологами, специализирующимися  в управленческом консультировании с использованием так называемого  метода групповой работы. Эта форма  участия заводских специалистов, рабочих в выработке управленческих решений получила тогда распространение  и признание среди самих руководителей. В работе О.И.Косенкодавался критический анализ так называемых «программ участия» в ряде стран. В книге представлена довольно полная картина таких программ и их реализации.

Ряд проблем социологии организаций решался в русле широко развернувшегося тогда в нашей стране социального планирования на предприятиях. Сюда относили такие проблемы, как участие работников в управлении, пути соединения интересов работника с целями организаций, осуществление стабильности коллектива и др. Из многочисленных работ этого направления надо отметить монографии Н.И.Лапина, Н.Ф.Наумовой, Э.М.Коржевой «Теория и практика социального планирования» (1975г.), Ж.Т.Тощенко «Социальное планирование в СССР» (1981 г.).

В 1980 г. А.И.Пригожин издал специальную монографию «Социология организаций», а затем и еще ряд книг на эту же тему: «Организации: системы и люди» (1983 г.), «Нововведения: стимулы и препятствия» (1989 г.) и «Перестройка: переходные процессы и механизмы» (1990 г.)

Таким образом, несмотря на жесткий и даже жестокий партийный  контроль, проблематика социологии организаций  развивалась в нашей стране по различным направлениям: как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.

Однако не произошло образование  советской социологии управления как  самостоятельной дисциплины, ибо  не были созданы ее теоретико-методологические основы, многие разработки делались разрозненно  и задача сформировать целостное  направление социологических исследований не ставилась.

Постсоветский период

Уже первые шаги горбачевских реформ по коммерциализации народного  хозяйства, по повышению самостоятельности  все еще государственных предприя-

тий сильно активизировали практически ориентированную социологию управления: у нее появился реальный клиент – заинтересованное и строго избирательное лицо, способное заключать  контракт с конкретным специалистом как консультантом. Коммерческие отношения  довольно быстро и ясно расставили по своим местам всех в зависимости  от квалификации одних и платежеспособного  спроса других.

Именно консультационное направление в социологии организаций  у нас, как и повсюду, стало  определять ценность методов, теорий, схем, моделей и проч. В рамках этой дисциплины сложилась новая  профессия: консультант по управлению и организационному развитию.

Так начался новый этап в развитии социологии организаций  в России и СНГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Андрющенко В.П. Социология: наука об обществе. Харьков, 1996.
  2. Карлоф Б. Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.:’’ЮНИТИ’’, 1994.
  4. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.:Интерпракс, 1995.

 


Информация о работе Социология управления