Социология человека-индивида-личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:19, реферат

Краткое описание

Понятия «человек», «индивид», «личность» тесно взаимосвязаны. В обыденной речи они часто употребляются в одном и том же значении. Но в науке эти понятия используют в разных контекстах, наделяя их различным смыслом.
Человек: 1) высшая ступень развития живых организмов на Земле; 2) представитель вида Человек разумный (Homo sapiens), по своей природе сочетающий социальные и природные качества и выступающий в качестве целостной, многосложной биопсихосоциальной системы; 3) продукт общественного бытия и само общественное бытие; 4) субъект общественно-исторической деятельности. Это наиболее общее понятие, которое используется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей, способа жизнедеятельности, сформированного культурой в ходе исторического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 51.92 Кб (Скачать файл)

4. Нужно ли инженеру  социальное знание, социология, в  частности?

Умение  видеть и определять индивидуально  неповторимые особенности конкретного  человека имеет решающе значение для целого ряда профессий.

Вероятность достижения цели во многом зависит  от действий самого субъекта, его прединформированности; от того, в какой мере он вооружен соответствующими знаниями и навыками и в какой мере он способен эти навыки реализовать.

Потребности человека делят на три исходные группы: на биологические, социальные и идеальные. Биологические (витальные) потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека. Оно порождает множество материальных квазипотребностей: в пище, одежде, жилище; в технике, необходимой для производства материальных благ; в средствах защиты от вредных воздействий. К числу биологических относится также потребность экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей.

Для того, чтобы потребность трансформировалась в действие необходимо ее вооружить соответствующими способами и средствами. Отсутствие у субъекта такой потребности при достаточно сильных социальной и познавательной потребностях приводят к дилетантизму и некомпетентности, к различного рода неудачам в деятельности, обрекая человека на хроническое ощущение неполноценности.

Деятельность  человека становится значительно продуктивнее, когда компетентность сочетается с  истинным призванием и талантом. Но даже в том случае, если деятельность лишена новизны и творчества, высокий  уровень профессионализма, точность и совершенство исполнения придают  выполнению, казалось бы, рутинных операций особую привлекательность за счет удовлетворения потребности в вооруженности  и тех положительных эмоций, которые  возникают на ее основе. Анализ рассмотренных  выше и других литературных источников позволяет сформулировать следующие  общие положения, определяющие роль потребностей в развитии индивидуальных особенностей поведения человека.

5. Главным признаком,  на основе которого выделяется  эта сфера, является любое объединение  людей.

Принято считать основными элементами социальной структуры: индивидов с их статусом и социальными ролями (функциями), объединения этих индивидов в социальные группы (например, классы), социально-территориальные, этнические и другие общности; социальная структура выражает существенные и устойчивые функциональные связи между этими элементами, специфичными для различных общественно-исторических условий. 
 
Социальные общности различаются между собой по ряду черт, среди которых наиболее значимыми (для их выделения в самостоятельные общности) будут потребности и интересы, ценности и нормы, место в общественном разделении труда и связанные с ними социальные роли; различие между ними усматривают также в степени их социальной однородности и устойчивости. Различия между социальными общностями имеются и в так называемом количественном их составе.

Весьма  ценным оказалось для исследователей социальной структуры представление  П.А. Сорокина о социальной мобильности. Он понимал под этим процессом  любой переход индивида или социального  объекта, т. е. всего того, что создано  или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в  другую. Он показал, что существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной мобильностью подразумевался переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Пример тому — перемещение некоего индивида с одной фабрики на другую с сохранением при этом своего профессионального статуса. Под вертикальной мобильностью имеются в виду те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т. е. социальный подъем и социальный спуск. (Наша аналогия вертикальной мобильности — механическое движение лифта вверх и вниз; социального движения — научный сотрудник — академик, банкир — бухгалтер завода.) По П.А. Сорокину, есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других, менее важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта (страта). Соответственно и нисходящие течения так-же имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной групп 
 
Итак, знание об обществе позволяет не только полнее объяснять, но и точнее предсказывать, прогнозировать изменения в структуре общества и при необходимости управлять соответствующими процессами в социальной структуре общества и при необходимости управлять соответствующими процессами в социальной структуре общества.

6. Р.Мертон: «Если бы общественное сознание не принимало мошенников, их было бы намного   меньше». Дайте объяснение этому высказыванию. Российская практика

  Мошенничество — преступление, направленное против собственности, представляющее собой хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Наибольшее распространение мошенничество получило в условиях рыночной экономики и свободы предпринимательской деятельности. В последнее время немалое распространение получило также мошенничество в Интернете и в страховой сфере.

Наивно  полагать, будто жертвами мошенников становятся только малограмотные люди. Среди тех, кто попался на приманку лохотронщиков, все чаще оказываются образованные и даже интеллигентные люди. Это связано с тем, что даже юридической подкованности часто бывает недостаточно для того, чтобы обезопасить себя и свои деньги, ведь каждый день появляются новые способы по отъемы денег у честных, но очень доверчивых граждан.

Сегодня в России мошенничество распространено как никогда широко, и оно исключительно  разнообразно, изменчиво и все  более изощренно. Оно стало явлением массовым. Каждый из нас находится  в сфере обмана и мошенничества. Наиболее опасными мишенями мошенничества  являются наше материальное благополучие (имущество, деньги, собственность), наше здоровье (физическое и психическое), сама наша жизнь и наше сознание или внутренний мир, находящийся  под давлением внушения, дезинформации  и манипулирования, т.е. различных  форм обмана. Иначе говоря, мошенничество  угрожает нашему материальному благополучию, жизни, здоровью и разуму. Соответственно главными типами мошенничества являются финансовые и иные имущественные формы мошенничества; различные виды магических, паранормальных, экстрасенсорных, альтернативных, «народных», «квантовых» и иных форм целительства; дезинформация, внушение и обман СМИ, само сильно загрязненное информационное пространство, а также различные шарлатанские психопрактики, психотренинги и лженаучные образовательные услуги (нейролингвистическое программирование, дианетика, обучение во сне и др.). 
Мошенничество – это всегда взаимодействие двух (и более) человек, т.е. мошенника и его «клиента». Успех мошенника означает поражение его жертвы. Однако успех мошенника невозможен без невольного соучастия в нем «клиента». Иначе говоря, в людях есть такие качества, черты характера или недостатки, которые помогают мошеннику обеспечить его успех.

Что это за качества и недостатки? Во-первых, это легковерие, избыточная доверчивость и любопытство, возбудимость, азартность, неосмотрительная увлеченность, импульсивность (когда желание или чувство ведут к действиям минуя разум, осознание ситуации), во-вторых, повышенная внушаемость, в-третьих, наивность, неосведомленность, невежество, отсутствие навыков критического мышления или в целом невысокий уровень образованности. Если бы нам не были присущи эти качества и недостатки, то едва ли мошенничество имело успех. Но все-таки «инициатива» в сфере обмана и мошенничества принадлежит именно мошенникам, которые со своей стороны могут иметь достаточно ярко выраженные способности к этому. Достаточно вспомнить в этой связи Остапа Бендера.

К типичным чертам психологии мошенника  относятся цинизм (бессовестность), бессердечие, лживость, жестокость, вероломство, изобретательность, информированность, изощренность и доведенные до степени  искусства навыки обмана в своей  сфере мошенничества, подозрительность, недоверчивость, гибкость и вероятностность мышления, его альтернативность и вариативность, готовность к неожиданным и нестандартным ситуациям, развитая психоэмоциональная сфера, определенные актерские навыки (лицедейство).

Как видим, психология мошенника, психология обманываемого и психология мошенничества  – это не одно и то же. В процессе мошенничества как бы взаимодействуют  две психологии – психология мошенника  и психология его жертвы. Эти две  психологии встречаются, и начинается процесс мошеннического обмана. Поэтому  мошенничество как процесс –  это прежде всего психологический процесс, и только во вторую очередь – техника мошенничества, его средства и конкретные обстоятельства. Вместе с тем психология мошенничества как процесса во многом зависит от типа мошенничества, его локации (места протекания), содержания и цели мошенничества. Строго говоря, каждый случай мошенничества в чем-то уникален, и в этом также состоит его опасность, непредсказуемость и трудность понимания, разоблачения и борьбы с ним.

Какие конкретные виды современного мошенничества  бытуют в России? Если даже просто перечислить более или менее традиционные его виды, то получится довольно внушительный список: азартные игры (карты, наперстки, лотереи, казино); гадание; целительство во всех его безграничных формах, т.е. на основе ясновидения, различных видов магии («черная», «белая», «приворотная» и т.д.); парапрактики, т.е. шарлатанские и мошеннические операции, аферы, эксплуатирующие веру в сверхъестественные явления (левитация, телепатия, «холодное чтение», телепортация, уфология, полтергейст и т.д.) или веру в экстрасенсов, в сверхъестественные способности восприятия (кожное зрение, глаза-рентген, способность диагностировать карму, корректировать ауру или биополе и т.д.); попрошайничество; мошеннические виды рекламы и объявлений; политическая демагогия. Все шире распространяются религиозно окрашенные виды мошенничества: отмаливание, изгнание беса, исцеление верой, освящение и т.д.

Более сложные и специализированные виды мошенничества связаны с областью рекламы, продаж, финансовых и торговых операций, сделок с недвижимостью. Другим современным и широко распространенным видом мошенничества является большой  набор услуг со стороны так называемой нетрадиционной или альтернативной медицины. Мошенники от этого вида шарлатанства предлагают специальные виды диагностики и лечения с использованием особых аппаратов, работающих на основе новейших «открытий» в области физики (таким образом действуют, в частности, так называемые торсионщики) или квантовой механики (аппараты «квантовой медицины»).

Каковы  же места, области проявления мошенничества? Мошенничество может произойти  практически где угодно, однако есть особые зоны риска, где вероятность  оказаться жертвой мошенничества  особенно велика. Это может быть вокзал, улица, рынок, магазин, фирма-однодневка, железнодорожный транспорт, аэропорт, различные непрошенные гости, приходящие на квартиру под видом социальных работников, работников ЖЭКа или торговцев, почтовый ящик, домашний или мобильный телефон и даже Интернет.

Как говорилось выше, каждый из случаев  мошенничества уникален. В то же время он представляет собой, как  правило, минутный или достаточно продолжительный  «спектакль» со своим сценарием  и действующими лицами. Поэтому дать исчерпывающую картину современного мошенничества не представляется возможным. Можно только дать анализ наиболее типичных видов и ситуаций мошенничества  и предложить некоторые рекомендации, следование которым способно снизить  риск стать жертвой мошенничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Список использованной  литературы:

1.  Вебер М. «Основные социологические понятия» / Пер. с нем. М.И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения - М., 1990.

2.  Кон И.С. «Позитивизм в социологии».– М., 1964.

3.  Ковалевский М.М. «Очерк происхождения и развития семьи и собственности». М., 1989.

4.  Кули Ч.Х. «Общественная организация. Изучение углубленного разума». //Тексты по социологии ХIX – XX веков. Хрестоматия. – М., 1994.

5.  Вебер М. «Наука как призвание и профессия» / Пер. с нем. А.Ф. Филиппова, П.П. Гайденко // Вебер М. Избранные произведения - М., 1990.

6.  Сорокин П. «Кризис нашего времени.» /Сорокин П. «Человек. Цивилизация. Общество.», - с.498.

7.  Дюркгейм Э. «О разделении общественного труда. Метод социологии». М„ 1991.

8.  Дюркгеим Э. «Ценностные и «реальные» суждения» // Дюркгейм Э.   Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

9.  Дюркгейм Э. «Социология и социальные науки» // Дюркгейм Э.  Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995

 

 

 


Информация о работе Социология человека-индивида-личности