Социологческа мысль в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 20:45, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – изучить зарождение социологической мысли в России и формирование различных направлений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Субъективная школа в социологии. Психологическое направление………………………………………………………….4-10
Многофакторная концепция М.М. Ковалевского……………….11-12
Практическое задание………………………………………………..13
Заключение………….……………………………………………………14
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 33.78 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

     Введение……………………………………………………………………3

  1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление………………………………………………………….4-10
  2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского……………….11-12
  3. Практическое задание………………………………………………..13

    Заключение………….……………………………………………………14

    Список  литературы……………………………………………………….15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение

     Социологическое знание в России развивалось как  часть общемировой социологической  науки. Русская социология испытывала влияние различных течений Западной социологии, вместе с тем выдвигала  оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского  общества.

     Социологическая мысль в России второй половины XIX - начала XX века была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали цели, а порой и программные установки этих течений.

     Необходимо  отметить, что российская социологическая  мысль представляла собой сочетание  общего и национально особенного. Уже на первом этапе ее становления  появилось множество направлений, зачастую имеющих принципиальные различия и отстаивающих противоположные  позиции.

     Весьма  содержательные, основанные на определенных идеологических принципах, объяснения развития общества, движущих сил исторического  процесса содержатся в трудах русских  мыслителей XIX – XX вв.: П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, М.М. Ковалевского, В. Белинского, Н.Г. Чернышевского.

     Цель  данной контрольной работы – изучить  зарождение социологической мысли  в России и формирование различных  направлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Субъективная  школа в социологии.

     Субъективная  школа в социологии - теоретические  взгляды на общественный процесс, в  котором личность, а не группа или класс, является основной "единицей" общественной структуры и исторического развития.

     Заметное  влияние на становление и развитие общественной мысли в России оказала  социология народничества. Виднейшими ее представителями были Петр Лавров и Николай Михайловский. Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах.

     Суть  субъективного метода П. Лавров (1823-1900) раскрывает так: «Волей и неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т.е. усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью».

     Основную  задачу социологии П. Лавров видел в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития.

     Под солидарностью Лавров понимал « сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Разумеется, поведения, и деятельность людей определяются многими объективными обстоятельствами – природными и социальными. Этого Лавров не отрицал. Однако главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, идеалы и волю. А поэтому «объективный» анализ явлений общественной жизни, т.е. постижение «правды - истины», легко соединялся с субъективным, оценочным подходом к ним. Данный подход заключался в нахождении «правды - справедливости», призванной осветить путь к обществу, в котором бы гармонически сочетались интересы всех  людей. В этом и заключается социальная направленность субъективного метода в социологии.

     Основным  двигателем истории, по мнению П. Лаврова, являются действия критически мыслящих личностей, составляющих передовую  часть интеллигенции.

     «Развитие критической мысли  в человечестве, ее укрепление и расширение есть… главный  и единственный агент  прогресса в человечестве», - писал он.

     Разработку  субъективного метода продолжил Н. Михайловский (1842-1904). Он прямо заявлял, что «объективная точка зрения, обязательная для естествоиспытателя, совершенно не пригодна для социологии», что в социологии этот метод бессилен. А бессилен он потому, что невыполним. Ведь социолог – не бесстрастный наблюдатель и истолкователь тех явлений, которые он исследует. Он неизбежно оценивает их, и не только с познавательных, но и иных, прежде всего нравственных позиций, принимает их или отвергает. Поэтому, Н. Михайловский делает вывод: «в социологии неизбежно применение субъективного метода».

     Михайловский  всесторонне обосновал концепцию  о существовании правды – истины и правды – справедливости. Сам он по этому поводу высказывался так: «Безбоязненно глядеть в глаза действительности и ее отражению – правде – истине, правде объективной, и в то же время, сохранять и правду – справедливость, правду субъективную – такова задача всей моей жизни.

     Он  развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. С позиций этой двуединой правды он рассматривает проблемы общественной жизни и различных наук, в том числе социологии, этики, эстетики, политики и т.д.

     При этом он постоянно подчеркивал, что  субъективный метод в социологии не означает произвольного толкования явлений общественной жизни. Эти явления надо осмыслить научно, а для этого необходимо опираться на объективную правду науки. Вместе с тем объективный анализ социальных явлений неизбежно дополняется субъективными оценками их со стороны социолога исходя  из его нравственных и иных позиций. Другого быть просто не может. К тому же и сами явления общественной жизни – политические, экономические, нравственные и другие – несут в себе, писал Михайловский, большой заряд субъективности, идущей от сознания, чувств и воли субъектов, вызывающих к жизни эти явления и выступающих в качестве творцов истории.

     Можно указать на две основные стороны  субъективного метода в социологии:

  1. Этот метод направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов и чувств людей, той «критической мысли в человечестве», о которой говорил  П.Лавров. к тому же необходимо учитывать субъективную позицию самого социолога, исследующего те или иные общественные явления.
  2. Субъективный метод направлен на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми», т.е. такого общественного устройства, при котором каждая личность, все классы и сословия смогут удовлетворять свои разносторонние потребности, свободно действовать и развиваться.

     Много внимания уделял Михайловский решению  проблемы взаимодействия личности и общества. На первом плане у него, разумеется, личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями являются главными действующими лицами в обществе, определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства.

     Сосредоточив  усилия на защите индивидуальности, Михайловский как бы опускает, не анализирует  проблему  влияния социальной среды  на формирование социальных потребностей и интересов человека и тем  самым на его поведение. Он больше привлекает внимание к сформулированному  им закону антагонизма между быстро развивающимся и усложняющимся  обществом и превращение личности в носителя его частной функции. В результате развития общественного  разделения труда не только крестьяне, но и рабочие превращаются в односторонне развитых людей.

     Михайловский  считает, что указанный антагонизм можно преодолеть путем предоставления личности большей свободы и самостоятельности  по отношению к обществу.

     Во  многом сохраняет свое теоретическое  и практическое значение теория общественного прогресса Михайловского. Он считал, что в основе развития общества лежат не биологические, а социальные процессы, в том числе разделение труда, борьба нового уклада общественной жизни со старым, передовых и реакционных идей и общественных идеалов. Он указывал на прогресс общества и прогресс личности. Ни один из этих видов прогресса не должен осуществляться за счет другого. Важно, чтобы общество в своем развитии создавало необходимые условия для всестороннего развития каждой личности. Это было бы справедливо и нравственно, что и в «формуле прогресса» Н. Михайловского, которая во многом согласуется с пониманием общественного прогресса П. Лаврова. 
 
 

     Психологическое направление.

     Психологическое направление в социологии в России сложилось в 1890-х годах. Именно в  это время вышли фундаментальные  труды наиболее ярких его представителей  Е. Де-Роберти, Н. Кареева и др. В  теоретическом отношении их труды базировались на идеях, высказанных французами Г. Тардом и Г. Лебоном, немцами М. Лацарусом, Х. Штейнталем, американцами Л. Уордом и Ф. Гиддингсом, а также русскими социологами П. Лавровым и Н. Михайловским, которые также были склонны к известной психологизации в объяснении явлений общественной жизни.

     Главные труды Е. Де-Роберти и Н. Кареева касались фундаментальных проблем общественного развития – его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории ит.д. Все эти проблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.

     В своей психологической социологии Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т.д. Делается вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими». Поэтому социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Де-Роберти пояснял, что психическая деятельность людей развивается под влиянием биологических факторов и их социальной деятельности. Однако ведущим звеном в данном взаимодействии он называл именно психическую деятельность людей.

     Основную  цель социологии Де-Роберти видел  в познании «законов психического взаимодействия». Он писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия.

     Говоря  о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти, указывал на значение как  индивидуальной, так и коллективной психики. Последняя предстает как совокупность коллективных восприятий, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей.

     Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении  людей, тем самым воплощается  в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности. По его мнению, индивидуальная и  коллективная психика людей, их психический  склад воплощаются во всех проявлениях  их духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества.

     В работе «Основные направления социологии и ее современное состояние» Н.И. Кареев указал на две основные стороны  социологии:

Информация о работе Социологческа мысль в России