Социологческа мысль в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 20:45, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – изучить зарождение социологической мысли в России и формирование различных направлений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Субъективная школа в социологии. Психологическое направление………………………………………………………….4-10
Многофакторная концепция М.М. Ковалевского……………….11-12
Практическое задание………………………………………………..13
Заключение………….……………………………………………………14
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 33.78 Кб (Скачать файл)
  1. Социология выступает как система взглядов «на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу»;
  2. Она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений.

     Социология, - писал Кареев, - исходит из определенного мировоззрения, из общей картины общества, которая создается социальной философией. В тоже время она должна опираться не на произвольные умозрительные построения, а на факты и науку.

     Кареев  указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, ибо последнее, по его мнению, всегда имеют психологическую основу. Ведь они выступают как продукт  деятельности людей, в результате которой  воплощаются их чувства, воля и представления  о чем-либо, их инстинкты, интуиция и  образ мыслей.

     Н.И. Кареев обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека, а именно: на его ум, чувства и  волю. Он отмечал, что в деятельности и поведении людей , во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны  их духовного мира.

     По  мнению Кареева, психическая жизнь  человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею. Эта  зависимость проявляется в деятельности людей и в их взаимоотношениях. При этом психологического объяснения требуют  их полезные и вредные  поступки, а также «справедливые  и несправедливые общественные явления». Как и Де-Роберти, Кареев считал, что психические взаимодействия людей лежат в основе их общественного развития, ибо обуславливают их экономические, политические и другие взаимодействия, результатом которых выступает развитие всех сфер жизни общества и его социальных институтов.

     Коллективная  психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры, которая  представляет собой «результат коллективного  творчества и психического взаимодействия». В конечном счете психические  взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни. Исходя из данных положений Кареев строит свою теорию общества. Теория общества, в его представлении, выступает как система психических и практических взаимодействий между людьми. С учетом этого следует осмысливать взаимоотношения личности и общества, а также другие проблемы общественной жизни, такие, как разделение труда, обмен услугами и продуктами человеческой  деятельности, борьбу классов, систему политической власти, подчиняющей все части общества единому целому. Все эти и многие другие проблемы можно понять, лишь глубоко осмыслив значение психологического фактора в деятельности  и поведении людей и в развитии общества. 
 

     Многофакторная  концепция М.М. Ковалевского.

     Значительный  вклад в развитие русской социологической  мысли внес М.М. Ковалевский (1851-1916).  По его мнению, социология  является обобщающей теоретической наукой, интегрирующей в себе результаты различных общественных наук. Цель социологии состоит в том, чтобы вскрыть причины покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственности и причинной связи.

     Идеи  закономерного и поступательного  характера исторического процесса, как и социальной преемственности, - важные стороны эволюционной концепции  Ковалевского, согласно которой общество более или менее плавно переходит от одного своего состояния к другому. Таким же образом, по его мнению, происходит развитие отдельных областей общественной жизни и различных социальных институтов.

     Ковалевский указывает на роль многих факторов общественного развития: экономических, демографических, политических, психологических, нравственных, религиозных и т.д. однако не одному из этих факторов не придается  постоянного решающего значения. В различных ситуациях им отводятся  разные роли, и любой из них может  выйти на первый план. В этом и  заключается мировоззренческий  и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского.

     Важную  роль в социологии Ковалевского играет историко-сравнительный метод. Сравнивая  развитие народов разных стран и  эпох, можно обнаружить некоторые  общие законы их исторической эволюции. В связи с этим Ковалевский  писал, что «на одинаковых ступенях развития в каждом человеческом обществе развитие происходит по одинаковому внутреннему закону». Историко-сравнительный метод позволяет выявить и эти законы, и специфические особенности в развитии разных народов и их культур.

       В своих трудах Ковалевский  говорит о множественности факторов  общественного развития. В качестве  социально значимых факторов  у него фигурирует и биологический, и космический, и политический. И многие другие. Он указывал на необходимость обнаружения одновременного и параллельного воздействия этих факторов на развитие общественных явлений. В этом и заключается одно из основных методологических требований его социологической концепции.

     Исходя  из основных установок социологического плюрализма М.Ковалевский  разрабатывал теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии. Он писал, что основным законом социологии является закон прогресса. Задача же социологии состоит в том, чтобы «раскрыть те перемены в общественном и политическом укладе, в которые вылился этот прогресс, и те причины, которыми он обусловлен».

     Обосновывая закономерный и в целом прогрессивный, поступательный характер развития человеческого  общества, Ковалевский не отрицал  ни многих факторов застоя или топтания общества на месте, ни попятных, регрессивных движений, которые также бывают в  истории. Но побеждает все-таки «закон прогресса» - всеобщий социологический закон, проявляющийся в «расширении сферы человеческой солидарности». В этом он видел основное содержание общественного прогресса.

     По  Ковалевскому, «все народы участвуют  в мировом прогрессе», который  должен привести к их объединению  в единое «мировое солидарное общество». Обосновывая эволюционный характер общественного прогресса, он отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции, считал, что  при нормальном течении общественной жизни столкновения классовых и  других социальных интересов предотвращаются  соглашением, компромиссом, при котором  руководящим началом всегда является идея солидарности всех членов общества.  
 
 
 

     Практическое  задание

     Русский историк XIX в. Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Объясните, что означает такое суждение?

     Чернышевский  Николай Гаврилович (1828-1889) – писатель, публицист, философ, общественный деятель.

     Мысли о воспитании, пронизывающие художественные и публицистические произведения Чернышевского – важный аспект его философской позиции. Проблему формирования личности Чернышевский рассматривал, опираясь на собственную трактовку антропологического материализма Л. Фейербаха. Согласно Чернышевскому, человек формируется совокупностью биологических и социальных факторов. Отдельные качества личности развиваются под влиянием экономических условий, общественных институтов, литературы, семьи и школы; наследственность не играет большой роли. Мысль о социальной обусловленности воспитания легла в основу педагогического идеала Чернышевского.

     Важнейшими  составляющими духовного развития Чернышевский считал нравственное, умственное и эстетическое воспитание. Быть социологом в стране, где социология десятилетиями официально не признавалась либо не имела статуса самостоятельной науки, если не невозможно, то по крайне мере очень непросто.

       Русский историк Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии», это означает, что «он был социологом, сам того не зная». 
 
 

     Заключение

     Зарождение  социологии в России было связано  со многими трудностями, главной  из которых была реакционность российского  правительства. В тоже время русские  социологи находились в лучшем положении  по сравнению с западными социологами. Они имели возможность ознакомиться с достижениями европейской мысли. Благодаря систематическому ознакомлению с мировым опытом и развитием  социологической науки в мире социологии в России достигли больших успехов.

     Заметное  влияние на становление и развитие общественной мысли в 

     России  оказала социология народничества. Виднейшими ее представителями были Петр Лавров и Николай Михайловский. Они придерживались так называемого  субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах.

     Значительный  вклад в развитие русской социологической  мысли внес М.М. Ковалевский. Разносторонне  образованный и широко мыслящий ученый, он пользовался широким признанием ученого мира в России и за ее пределами. Социологический плюрализм  Ковалевского служил теоретическим  обоснованием его политической платформы  умеренного либерализма, основная направленность которого заключалась в преобразовании экономической и политической системы российского общества по образцам западных буржуазных демократий.  
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

     1). Социология: Учебник для вузов  / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд. – М., 2004.

     2). Социология. Общий курс: Учебник. – М.,2010

       3). Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. 3-е изд.- М., 2006.

     4). Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – П., 2007.

     5). Сорокин П.А. «О русской общественной мысли». – П., 2000.

     6). Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007.

     7). Новикова С.С. «Особенности развития социологической мысли в России», статья, 2002. 


Информация о работе Социологческа мысль в России