Социометрия как метод изучения малых групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы– рассмотреть понятие и сущность метода социометрии.
Задачи для рассмотрения для достижения цели работы – это изучить:
1. историю возникновения метода;
2.социометрию как метод изучения малых групп;
3.исследование методом социометрии;
4.обработку результатов социометрии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕТОДА……………………………….5
2.СОЦИОМЕТРИЯ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ МАЛЫХ ГРУП………....7
3.ИСЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОМ СОЦИОМЕТРИИ……………………….10
4.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОМЕТРИИ………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 50.39 Кб (Скачать файл)

Социометрический критерии должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом исследовании:

- вопрос должен быть конкретным, общепонятным;

- вопрос не должен содержать слов с двойным значением;

- вопрос должен указывать место, время и контекст;

- формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный социальный опыт опрашиваемых в той сфере, которую затрагивает вопрос4.

Выбор критериев определяется задачей исследования. Если мы хотим  выявить студентов, способных возглавить группу (например, выбрать старосту, профорга), то на выяснение этого  должны быть направлены отборные критерии. При изучении взаимных симпатий, критерии будут иными.

Варианты социометрических критериев и соответствующие  им вопросы:

 

1.Ролевой критерий. Если бы Вы были старостой, кого бы Вы включили в состав группы для выполнения ответственного задания?

2.Функциональный критерий. Кто из членов группы, по Вашему мнению, может быть старостой?

3.Деловой критерий. С кем бы Вы хотели остаться в этой группе, если группа будет переформирована?

4.Эмоциональный критерий. К кому бы из товарищей группы Вы бы обратились за помощью в трудную минуту?

5.Коммуникативный критерий. С кем из товарищей по группе Вы бы хотели провести свои выходные?

     Исходя из этого следует вывод, что важным моментом социометрического исследования является тщательный подбор вопросов (социометрических критериев), которые должны отражать реальные интересы и ситуации изучаемой группы.

 

4.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОМЕТРИИ

 

Простейшими способами обработки  результатов социометрии являются табличный, графический и индексологический5.

Социоматрица представляет собой таблицу, в которую включаются все положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами группы.

Первый этап – построение простейшейсоциоматрицы. Результаты разносятся по матрице с помощью условных обозначений. По вертикали записываются фамилии членов группы под номерами, по горизонтали – только номера членов группы. При положительном выборе на соответствующих пересечениях ставятся цифры +1, +2, +3, обозначая этим, кого бы выбрали в первую, вторую, третью очередь, -1, -2, -3 – те, кого не выбрали бы в первую, вторую и так далее. В таблице взаимный выбор обводится (независимо от очередности выбора). После занесения всех выборов в таблицу подсчитывается по вертикали сумма всех полученных выборов каждым членом группы результатов, затем подсчитывается сумма баллов: первая очередь - +3 (-3) балла, вторая - +2 (-2) и так далее. По этим результатам определяется статус человека в группе. По анализу социоматрицы можно составить представление о взаимоотношениях внутри группы. Для составления картины по нескольким выборам могут быть построены суммарные социоматрицы, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Достоинство социоматрицы: возможность представить выборы в числовом виде, а также установить статус членов группы, порядок влияний.

На основе социоматрицы строится социограмма. Социограмма – графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. На основании социограммы можно провести анализ структуры взаимоотношений в группе. Она дает наглядное представление о дифференциации членов группы, об их популярности. Социоматрица позволяет сделать более глубокое качественное описание и наглядное представления групповых явлений. При анализе социограммы выделяются наиболее влиятельные члены, взаимные пары, группировки, составленные их стремящихся выбрать друг друга. Наиболее часто встречаются группировки из 2 – 3 членов.

Есть несколько вариантов  социограммы. Первый вариант: совокупность концентрических окружностей с размещенными внутри номерами фамилий, которые соединяются между собой стрелками, характеризующими выборы. Наиболее популярные члены группы располагаются во внутреннем круге, в следующем круге находятся лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому и так далее. Второй вариант: произвольное плоскостное изображение, на котором выделены группировки взаимно выбравших друг друга индивидов. Расстояния между группировками характеризуют выборы между ними. Третий вариант: индивидуальнаясоциограмма. Она заключается в том, что выбранный член группы изображается в системе выявленных в ходе исследования связей.

Обычно внутри социограммы лица мужского пола изображаются с помощью маленьких треугольников, женского – окружностей. Такая форма изображения делает социограмму более наглядной.

Объективизация результатов  исследования вычисляется с помощью  социометрических индексов. Существуют персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Персональные социометрические индексы характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. К  ним относятся индексы социометрического  статуса, экспансивности личности в  группе, объема, интенсивности и  концентрации взаимодействия ij-члена, где i и j – один и тот же член группы, но в разных ролях: выбирающего (j) и выбираемого (i).

Вычисление индекса социометрического  статуса i-члена группы осуществляется по следующей формуле:

 

NN

SBi+ + SBi-


i=1 i=1

Ci =


N — 1

 

В данной формуле Ci – социометрический статус, В+ и В- - полученные выборы, S - знак алгебраической суммирования всех полученных выборов, N – число полученных выборов.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Это свойство может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Есть положительный и отрицательный статус, в зависимости от того, как личность влияет на других. Для вычисления социометрического статуса следует воспользоваться результатами социоматрицы.

Индекс эмоциональной  экспансивности j-члена группы:

 

NN

SBj+ + SBj -

j=1 j=1

Э j =


N — 1

 

Эj– эмоциональная экспансивность, Bj – сделанные членом группы выборы. Индекс эмоциональной экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Групповые социометрические индексы: индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической  взаимности.

Индеек эмоциональной  экспансивности.

 

åA+ij +åA-ij

 Э = ——————— ,

N

 

где åA+ij — общее число положительных выборов; åA-ij — общее число отрицательных выборов; N — количество членов в группе. Индекс позволяет определить среднюю активность группы.

Индекс психологической  взаимности (сплоченность группы):

 

åA+ij

К = ———— ,

N (N - 1)

где åA+ij — количество взаимных положительных выборов; N — количество членов в группе.

 Таким образом обработка результатов социометрии может быть представлена в графическом, табличным и индоксологическом виде. Социоматрица представляет собой таблицу, в которую включаются все положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами группы.На основе социоматрицы строится социограмма. 

                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

социометрия малый  группа лидер

Исходя из выше сказанного можно сказать о том, что социологическое исследование - основной источник информации, необходимой при составлении планов социального развития производственного коллектива, а также для оперативной работы службы социального развития предприятия. В последнем случае социологическое исследование проводится, когда имеющейся информации недостаточно для объяснения изменения уровня тех или иных показателей деятельности предприятия.

В социологическом исследовании объектом изучения является некоторая  социальная общность - группа, коллектив. Часто сведения о социальной общности приходится получать путем анализа  таких характеристик, как социальные ориентации, мнения, стереотипные суждения. Для этого используются методики, разработанные в психологии. Особенно широко используются в социологических  исследованиях групповые тесты, к числу которых можно отнести  социометрию, которая как разновидность  психологического теста на опросе и  является своеобразным методом диагностики, количественного измерения и  анализа взаимоотношений малых, полностью сформировавшихся, социальных групп.

Изучение характера взаимоотношений  членов трудового коллектива - одна из самых актуальных задач социологии. Социология позволяет измерить степень  сплоченности (разобщенности) группы; выявить "социометрические позиции", то есть соотносительный авторитет  членов группы по признакам симпатии (антипатии); обнаружить внутригрупповые  сплоченные образования, лидеров и  т.д.

Результаты социометрических исследований по каждому из критериев  фиксируется в специальной таблице - шахматке, которая называется социоматрицей. Результаты социометрического исследования можно интерпретировать графически и количественно (социометрические индексы, статистический анализ).

Использование социометрии  позволяет проводить измерение  авторитета формального и неформального  лидеров для перегруппировки  людей в командах так, чтобы снизить  напряженность в коллективе, возникающую  из-за взаимной неприязни некоторых  членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных  затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна  в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию  отношений в коллективе. Но она  не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины  которых следует искать не в симпатиях  и антипатиях членов группы, а в  более глубоких источниках.

Таким образом надежность процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

 

                     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. – М.: Академический Проект, 2003. – 228 с.
  2. Васильев В.П., Юдина Т.Н., Фомичева Т.В. Методология и методика социологического исследования. – М.: Изд-во МГСУ, 2003.-280с.
  3. Гвишиани Д.М. Социология бизнеса. М. 2002.-167с.
  4. Гусев В.О. Социологические исследования в практике управления отраслевым производством. - М.: Радио и связь, 2005315с.
  5. Дряхлов Н., Давыденко В. Предпринимательство как объект и субъект управления: методологические подходы // Соц. исследования. 2006.-200с.
  6. Маслова О.М. Качественная и количественная социология. Методология и методы // Социология 4М. 2005.-160с.
  7. Морено Д. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе: Пер. с англ. М., 2008.-320с.
  8. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. Л., 2009-186с.
  9. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 2007.-160с.
  10. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук: Пер. с фр. М.: Прогресс, 2002.-190с.
  11. Саганенко Г.И. Социологическая информация: статистическая оценка надежности исходных данных социологического исследования. Л.: Наука, 2009.-360с.
  12. Саганенко Г.И. Надежность результатов социологического исследования. Л.: Наука, 203.-230с.

Размещено на  

1 Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях.— Л., 2000.

2 Мясищев В. Н. Психология отношений. — М.;—Воронеж, 2005.С.-120.

3 Васильев В.П., Юдина Т.Н., Фомичева Т.В. Методология и методика социологического исследования. – М.: Изд-во МГСУ, 2003.С.-90.

4 Морено Д. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе: Пер. с англ. М., 1958.С.-230.

5 Маслова О.М. Качественная и количественная социология. Методология и методы // Социология 4М. 2005.

 


Информация о работе Социометрия как метод изучения малых групп