Социо-этнический конфликт в постсоветской России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:45, реферат

Краткое описание

Целью данной работы явилось раскрыть конфликт между тувинцами и русскими, рассмотрев его:
- с политической точки зрения;
- с социальной точки зрения;
- с культурной точки зрения.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть
1. Исторический очерк
2. Политические предпосылки конфликта
3. Социологический аспект конфликта
4. Культурный аспект конфликта
3. Заключение
4. Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 92.27 Кб (Скачать файл)

     И все равно русским тувинцы  казались (и до сих пор кажутся) невежественным народом, «для русских  тувинцы – источник опасности» (Монгуш, 2010).

     Со  времен СССР  сохранилась диспропорция в распределении «благ» в смысле экономической теории, самые высокодоходные места так и сохранились за русскими руководителями и соответственно, персонал там проходит неписаный «фейс–контроль». 

     И вот первая история, обнажающая причины  конфликта:

     «Я  была с сотрудниками МЧС  в небольшом походе, это трудяги, родившиеся в Туве (но по национальности русские – примечание автора), вроде нормальные люди, но бессознательные нацисты. Они запретили мне и двум тувинцам … общаться на тувинском. Они не разрешали этим двум тувинцам заваривать даже в своих котелках чай по-тувински с молоком и солью. Я-то знаю, … что без тувинского чая тувинцу – конец. Мужики и в походе терпели, как они терпят на работе целыми днями, вроде бы и шутливые и с матерками придирки и ограничения. Но однажды, если напьются, могут молча зарезать. Безо всяких мотивов на первый взгляд».

     А ведь в тувинском МЧС, созданном Шойгу, все должности занимают русские. Такие моноколлективы – нас самом деле очаги национализма в Туве. «Я никогда не слышала от тувинцев какого-то смакования недостатков или странностей русских, он постоянно оказываюсь свидетелем подобных разговоров в русской среде» - говорит С. Монгуш.  
 Вероятно, косвенной причиной конфликта можно считать факт сохранения Тывой собственных традиций, языка, культуры. Ведь при присоединении других народов к России, происходила ассимиляция, показательным является вымирание коренных языков в регионах – Хакасии, Якутии, Бурятии и так далее. Тыва же, может быть, благодаря постоянному игу то маньчжуров, то монголов, сумела сохранить свое культурное достояние. Может быть, именно поэтому слияние и совместное существование двух кардинально разных культур России и Тывы вызывает конфликты?
 

     Культурный  аспект конфликта

     Этнокультурные  черты тувинцев сформировались во второй половине XVIII – начале XIX веков. Географическая изоляция (Тыва окружена горными хребтами) оградила Тыву от влияния родственных культур, и в ней сформировался особый культурный мир.

     Резкая  континентальность характерна для  Тывы как в географическом, так  и в культурном отношении: двойственность с тяготением к полярным крайностям проявляются во многих чертах характера  и поведения тувинцев.   Они  открыты к новациям и готовы принимать  их, но до тех пор, пока это не выходит  за рамки их культуры, народных знаний, традиций. «По природе тувинцы довольно общительные люди, но перед своим начальством и незнакомыми русскими становятся робкими и покорными», писал В. Родевич (1910).  Путешественник Д. Каррутерс (1914) отмечал, что тувинцы проявляют самостоятельность, вращаясь только в узком кругу своих дел, но всегда ощущают растерянность и страх, сталкиваясь с чем-то незнакомым.

     В условиях относительной удаленности  Тывы от Центра, ее культура приобрела  черты вневременности. Тувинцы ориентировались  по ритму природных изменений, необходимости  в абстрагированной хронологии не было. Пунктуальность большинству тувинцев даже сегодня дается с трудом.

     Шаманизм, являющийся первой и основной религией тувинцев, отождествляет человека с  природой, связывая их в одно целое. В их языке много устойчивых оборотов: «пасти скот на ступнях гор», «взбираться  на горные головы», «переваливать через  горные плечи». Дары природы вбираются  только сколько необходимо. Соответственно культура ориентирует экономику на сегодняшние потребности, но не на накопительство.

     Между тем, кроме мирных, спокойных, флегматичных черт, тувинцы вобрали в себя воинственность, упорство, непокорность древней культуры тюрков. Ведь тувинский язык относится к древнейшим тюркским языкам.

     Между тувинцами и русскими этносоциологами зафиксирована четкая социо-культурная дистанция (Анайбан, 1999). Региональная идентичность у тувинцев проявляется в разделении своих и чужих даже в пределах республики. У местного населения распространено выражение «за Саянами»: ездят «за Саяны», возвращаются «из-за Саян». Г. Ф. Балакина и З. В. Анайбан писали: «тувинцы усматривают угрозу своей национальной целостности и единству, сознание угрозы включает механизмы психологической защиты от чужеродного влияния, приводит к ошибкам в восприятии другой национальной группы. Такая ситуация обусловливает изменение вектора межэтнического взаимодействия в направлении к полюсу этнокультурной изоляции, отчуждению между тувинцами и русскими» (Балакина, Анайбан, 2005).

     Трансформация восточной «природы» Тывы в европеизированную породила комплекс национальной неполноценности. Именно это в условиях дефицита политической и этической культуры, считает доктор культурологи А.К. Кужугет, вызвало у большинства тувинцев ксенофобию к русским (Кужугет, 2010).

     Распад Советского Союза, утверждает В. Кондаков, «неизбежно повлек за собой пробуждение и интенсивный рост этнического и национального самосознания, стремление к самоопределению еще недавно задавленных наций, народностей и их культур, рост национальных и этнокультурных интересов» (Кондаков, 2003).

     Не  удивительно, что при таком чувстве  обособленности, особенно с учетом небольшого исторического опыта  самостоятельного государственного существования  местные политики заявляют о возможности выхода Тывы из состава России. 
 
 
 

     Заключение

     Из  изложенного материала можно  сделать следующие выводы:

- Республика  Тыва находится в экономическом  кризисе;

- кризис усугубляет  местная борьба за власть и  миграция русского населения; 

- сокращению  русскоязычного населения и, как  следствие, становлению мононациональной  республики предшествовало всестороннее  вмешательство русских в жизнь  тувинцев.

- выявлено проявление  национализма, в том числе в  крайних формах, русских по отношению  к тувинцам;

- менталитет  тувинцев вследствие культурно-социальных  особенностей развития сильно  отличается от русского;

- трансформация  восточной «природы» тувинцев в европеизированную могло вызвать ксенофобию к русским.

      Предстоящие события (строительство железной дороги) должны в корни изменить как экономическое  состояние Республики, так и социальные и политические условия. Однако вряд ли это положительно отразится на самих тувинцах. Существуют опасения, что вскоре тувинская культура сохранится только в деревнях, а потом и  вовсе исчезнет.

 

Используемая  литература

  1. Анайбан З.В. Межнациональные отношения в Тыве в 1990-е годы - М., 1999
  2. Балакина, Г.Ф., Анайбан, З.В. Современная Тува: социокультурные и этнические процессы - Новосибирск, 2005
  3. Газета «Риск»,  http://risk-inform.ru/index.php
  4. Каррутерс Д. Неведомая Монголия - Пг., 1914 - т. 1 Урянхайский край.
  5. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России - М., 2003
  6. Кужугет А. К. Тувинцы и русские в контексте изучения чувства национального достоинства, 2010 - Электронный информационный журнал "Новые исследования тывы", http://www.tuva.asia/
  7. Материалы сайта http://www.tuvaonline.ru/
  8. Монгуш С. Национализм в Тыве, 2010 -  http://plimpa.livejournal.com/361496.html
  9. Новостной портал, http://lenta.ru/
  10. Официальный сайт Республики Тыва, http://gov.tuva.ru
  11. РБК daily ежедневная деловая газета, http://www.rbcdaily.ru/
  12. Родевич В. Очерки Урянхайского края - Спб., 1910
  13. Хинштейн А.Е. Тыва ищет выход из России, Кафедра стран постсоветского зарубежья России РГГУ, 2008 – http://www.postsoviet.ru/publications/1389/
  14. Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник/под ред. Ю.В. Попкова - Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2006 - Вып. 7

Информация о работе Социо-этнический конфликт в постсоветской России