Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 20:45, реферат
Стремительное распространение наркотиков и наркомании среди молодежи связано с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, отнюдь не является однозначно наркопровоцирующей. Мы имеем в виду особенности возраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения и др. Указанные группы факторов, взятые каждая отдельно, скорее создают общую негативную ситуацию детства в России. Однако их одновременное воздействие и порождает необычайно благоприятные условия для молодежной наркомании.
В самом общем виде социально-психологические последствия наркомании можно охарактеризовать как нравственно-этическую деградацию личности ребенка. Сначала у него снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и потребностей, кроме употребления наркотиков. Наркотическое влечение меняет сложившиеся межличностные отношения формирующейся личности, ее социальные ориентации, а, следовательно, и всю жизнь. Окружающая социальная среда воспринимается, оценивается наркоманом только с точки зрения возможностей, облегчающих или затрудняющих поиск и употребление наркотиков. Происходит разрыв социально полезных связей с обществом (наркоман теряет друзей, не хочет и не может учиться и работать, паразитирует). Психический комфорт возможен только при условии приема необходимой дозы наркотика.
Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Ввиду того, что средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (чаще всего путем краж, ограблений и разбойных нападений). При отсутствии денег наркоман не останавливается ни перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством.
По мнению специалистов,
наркомания, как правило, сочетается
с алкоголизмом. Отсутствие наркотиков
многие наркоманы стремятся компенсиро
Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина – неудовлетворенность жизнью. Некоторые из деградировавших наркоманов занимаются бродяжничеством, являются тунеядцами.
Любой наркотической
зависимости предшествует так называемое
аддиктивное поведение –
Этапы полисубстантного поведения:
- этап первых проб,
который, как правило,
- этап поискового наркотизма,
когда пробуются все
- этап выбора предпочитаемого вещества, который завершает поиск;
- этап групповой зависимости, проявляющейся потребности в приеме наркотика в компании; за пределами группы влечение отсутствует.
Этапы моносубстантного периода:
- случайное употребление психоактивного вещества;
- эпизодический прием;
- злоупотребление;
- групповая зависимость.
Этап первого случайного
или преднамеренного
На этапе злоупотребления наркотиком происходит адаптация организма к новым условиям, определяемым постоянною наркотизацией. Признаки: желание продолжать прием наркотика в целях воссоздания его эффекта; зависимость только психического состояния данного человека от наличия или отсутствия наркотика; вредные последствия, касающиеся только самого человека. На этом этапе изменения психики происходят в виде вегетативных нарушений, понижения настроения, раздражительности.
Этап групповой зависимости
– этап сложившегося привыкания, переходящего
в пристрастие. В отличие от предыдущего
этапа состояние наркомана
Итак, подростковая наркомания обладает целым рядом специфических особенностей, а также тенденций к злокачественному течению. Подростковые наркомании сложны для диагностики, лечения, социальной реабилитации. Они требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по реконструкции личности подростка, восстановлению утраченных социальных связей.
Список использованной литературы:
Анисимов, Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи.
Матвеев В. Ф„ Гройсман А.
Л. Профилактика вредных привычек
школьников: Кн. для учителя.
Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркология.
Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркотики.