Становление социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Предыстория социологии - это, прежде всего, процесс формирования онтологических предпосылок социологического знания: представлений об обществе, о социальности, о социальной реальности. Эти предпосылки сформировались к середине XIX в, тогда, когда была социальная реальность.

Содержание

Введение 3
1. Становление социологии как науки 6
2. Социологическая концепция О. Конта 11
3. Социологическая концепция Г. Спенсера 19
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

андрей-1.docx

— 39.16 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

1. Становление социологии  как науки 6

2. Социологическая концепция  О. Конта 11

3. Социологическая концепция  Г. Спенсера 19

Заключение 25

Список используемой литературы 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Предыстория социологии - это, прежде всего, процесс формирования онтологических предпосылок социологического знания: представлений об обществе, о социальности, о социальной реальности. Эти предпосылки сформировались к середине XIX в, тогда, когда была социальная реальность.

Но прежде, чем состоялось социальной реальности, предпринимались  разнообразные и многочисленные попытки ее обнаружить. Поиски эти  не всегда были осознанными. Даже столкнувшись с теми или иными проявлениями общества, исследователи зачастую принимали  их за что-то другое, подобно тому как  Колумб, открывший для европейцев Америку, считал, что приплыл к  индийским берегам.

Разумеется, какое-то представление  об обществе существовало всегда, столько  же, сколько существует само общество. Наивно было бы думать, что его поиски завершились в один прекрасный день, подобным открытиям закона всемирного тяготения, рентгеновского излучения  или гробницы Тутанхамона. Обнаружение  социальной реальности - это не событие, а длительный многовековой процесс. В этом процессе открытия нередко  заключались в самих поисках. Поиски социальной реальности состояли одновременно в ее конструировании, формировании в качестве объекта  науки.

Существуют различные  точки зрения на вопрос о времени  и месте возникновения социологии. Одни историки науки относят зарождение социологии к античности, другие - к XVII-XVIII вв., третьи - к XIX в., а четвертые - лишь к XX столетию. По-разному определяется и место возникновения этой науки. Одни считают, что социология - это  явление изначально европейское. Другие находят ее зачатки в обществах  древнего Востока, например, в Индии  или в Китае.

Некоторые исследователи  не без оснований находят прообраз социологии в творчестве арабского  историка и социального философа Ибн Хальдуна. Он разрабатывал идеи, занимавшие впоследствии важное место в развитии социологического знания. К ним, в частности, относятся следующие: о сущности общества и социального взаимодействия; о роли разделения общественного труда в поддержании социальной солидарности; о типах, образах жизни, или общества (сельская и городская жизнь); о социальной эволюции; о месте производительного труда в жизни общества; о влиянии географической среды на социальную жизнь; о законосообразности социальных явлений; о значении опыта в социальном познании и т. д.

Тем не менее, в древних  и восточных обществах можно  обнаружить лишь некоторые элементы социологического знания, но еще не социологию как таковую. То, что мы сегодня воспринимаем эти элементы как социологию, обусловлено тем, что у нас есть возможность  ретроспективного взгляда на них, взгляда  с позиций науки уже сформировавшейся, но сформировавшейся в целом в  другое время и в другом месте.

Возникновение социологии явилось  результатом соединения ряда интеллектуальных и социальных факторов, которые пересеклись  в определенный исторический период в определенной точке мирового культурного  пространства. Этим периодом стала  первая половина XIX в., а этой точкой - Западная Европа. В это время  и в этом месте произошло рождение новой науки - социологии. Далее началось ее развитие и распространение в  самых разных социокультурных ареалах земного шара. Предыстория науки закончилась, началась ее история.

Разумеется, граница между  предысторией и историей социологии в значительной мере условна. Как  уже отмечалось, переход из одного состояния науки в другое - не событие, а процесс, достаточно длительный и масштабный. В известном смысле история социологии не имеет начала или же она начинается постоянно, в том числе и теперь. Ведь в  процессе своего развития наука постоянно  вновь определяет и переопределяет свои принципы, границы, предмет и  методы.

Многие ученые и социальные реформаторы в это время связывали  свои надежды на усовершенствование общества с появлением науки о  нем. Они ждали появления новой  науки и призывали к ее созданию. Но этого, разумеется, было недостаточно. Для возникновения новой науки  требовались огромные усилия по ее созданию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Становление социологии  как науки

На развитие социальных наук, имеющих своим предметом изучения общественную жизнь, влияет, прежде всего, наличие общественных потребностей в разрешении тех или иных проблем, возникающих в социальной системе, а также теоретико-методологических предпосылок, обеспечивающих необходимый  уровень их научного анализа.

Применительно к формированию социологии эти предпосылки своими корнями уходят в эпоху Просвещения  и исторические события Великой  французской революции, ставшей  во многом поворотным пунктом развития человеческой цивилизации.

Эпоха Просвещения породила плеяду блестящих мыслителей:

Монтескье (1689--1755), Вольтер (1694--1778), Руссо (1712-- 1778), Гельвеций (1715--1771), Тюрго (1727--1781), Кондорсе (1743--1794) и ряд других, произведения которых с социально-политической и духовной точек зрения стали  идейным основанием не только разрушения здания феодализма и его социальных институтов, но и во многом теоретической  базой будущей науки социологии. Особую роль сыграл здесь, в частности, Шарль Луи Монтескье (1689--1755), труд которого «Дух законов» (1748 г.) некоторые  исследователи склонны рассматривать  как социологический, а его самого как одного из основоположников социологической  доктрины.

Как писал виднейший русский  социолог, автор первого русского учебника по социологии Н. Кареев: «Мы  не можем не признать, что, если кто-либо имеет право на имя социолога, когда не было еще социологии, то это право принадлежит, конечно, Монтескье» № 1 Арон Раимон Этапы развития социологической мысли, М., 1999

В этом есть смысл, поскольку  Монтескье задается целью понять историю, превратить бесконечное многообразие обычаев, нравов, привычек, идей, различных  социально-политических институтов и  т. д. в осмысленный порядок. Или, говоря другими словами, он пытается за цепью событий, которые кажутся  случайными, увидеть глубинные причины, которым эти события подвластны. Такой подход к фактам свойственен  именно социологии.

Однако Монтескье скорее предчувствовал будущую науку об обществе, чем осознавал ее необходимость. Во всяком случае, он не представлял  еще себе, что над существующими  социальными науками должна возникнуть новая наука, которая имела бы своим предметом, не отдельные стороны  общественной жизни, а ее общие основания.

Стремление понять и осмыслить  характер общественного устройства, пути и принципы, на которых строится здание человеческого общежития, было свойственно мыслителям, философам  еще на заре духовного развития человечества. В философском и политическом плане это было сделано достаточно четко и глубоко в Античной Греции, прежде всего Аристотелем (384-- 322 гг. до н. э.) в работе «Политика», которая является прообразом всех последующих произведений подобного рода.

Следует отметить, что предметом  исследования и науки, созданной  великим греческим философом, было не общество, а государство, то есть общество, рассмотренное как государство, а, следовательно, лишь с одной стороны  своего бытия. Понятно, что явления  государственной жизни далеко не исчерпывают содержание общественной жизни в широком смысле этого  понятия. Поэтому политическая наука, созданная Аристотелем, не может  претендовать на значение общего учения об обществе. Собственно и разграничение  понятий «государство» и «общество» произошло намного позднее.

 

Обращаясь к истории социальных наук, нельзя не сказать, что каждый крупный мыслитель в рамках своей  философской и социально-политической теории, так или иначе пытался  отразить пути и принципы общественного  развития, свое видение положения  и роли человека в социальной системе: таким образом дать более или  менее общую картину общественного  бытия.

Нельзя не отметить в этой связи и того факта, что первоначально  социальные и политические науки  должны были служить главным образом  руководством для правителей и государственных  деятелей.

К примеру, само название такой науки как политическая экономия, то есть государственное домостроительство, указывает на то, что исходной целью этой науки было не просто теоретическое исследование народного хозяйства. Хотя в деле возникновения и развития наук (в частности, социологии) играла роль и чистая любознательность, отвлеченное желание знать и понимать окружающую нас социальную действительность.

И в практическом, и теоретическом  планах особая потребность познания социально-политических условий жизни  возникла в связи с крушением  рационалистических теорий XVIII века, последовавшим  после трагических событий и  результатов французской революции. Именно тогда встал вопрос о необходимости  общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни. Многие обратили свои взоры на принципы и методы исследований, которые были отработаны в естественных науках.

Одним из первых, кто встал  на точку зрения примата естественнонаучных принципов в познании общественной жизни, был Клод Анри де Сен-Симон (1768--1825) -- философ, один из родоначальников  концепции, вошедшей в социальную науку  под названием «утопический социализм». Вместе с ним работал Огюст  Конт (1798--1857) с 1817 по 1824 г. в качестве личного секретаря, который и  считается основателем социологии, ему же принадлежит и приоритет  введения в научный обиход самого термина «социология».

В 1822г. они составили «План  научных работ, необходимых для  реорганизации общества», где проводилась  мысль о необходимости создания науки об обществе, которая базировалась бы на объективных наблюдениях и  разрабатывалась в соответствии с методами естественных наук, в  частности физики. Первоначально новая наука об обществе и называлась «социальная физика» -- название, в своей сущности передававшее основной замысел «позитивного» метода познания -- открытие объективных законов общественного развитая, столь же необходимых и непреложных, как «закон тяготения». Таким образом, социология явилась результатом стремлений заменить в изучении общества прежний спекулятивный, чисто абстрактный метод научным, образцы которого представляют собой отрасли естествознания.

Позднее, в 1839 г. Конт весьма неохотно сменил термин «социальная  физика» на термин «социология». Это  было вызвано тем, что родоначальник  новейшей статистики бельгийский математик  и физик А. Кетле свел «социальную физику» в своем труде «Социальная физика или опыт исследования развития человеческих способностей» лишь к статистическому исследованию общественной жизни, а в понимании Конта социология должна быть не описательной, а теоретической наукой.

К формированию социологии как самостоятельной науки приводило  не только развитие частных общественных наук (политики, юриспруденции, политической экономии) и естественнонаучных методов  познания, но и внесение в историю  философского начала. Общее направление  мысли в XVIII веке заставляло передовых  историков задаваться вопросом о  применении законов к исторической жизни человечества. Особенно было важным стремление уловить закономерность в общем ходе истории, которая уже тогда начинала рассматриваться как постепенное совершенствование человеческого рода. И в этом плане в качестве непосредственных предшественников Конта следует назвать его соотечественников: А.Р. Тюрго (1727--1781) -- экономиста, социального философа и политического деятеля и Ж.А. Кондорсе (1743-- 1794) -- историка и философа-просветителя, утвердивших в европейском социальном мышлении идею прогресса, причем прогресса, совершающегося в противоречивой форме «неравенства прогресса народов».

История человечества, как  ее понимали Кондорсе и Тюрго, основывалась на принципе развития, собственно на нем  Конт и построил свою идею социальной динамики. В целом, возникновение  социологии как новой науки об обществе и стремление Сен-Симона и  Конта обосновать свою «социальную  физику» было симптомом общего недовольства спекулятивной философией после  того социального испытания, какому она подверглась во время революции. Ужасы французской революции и ее неуспех ставились в вину принципам и идеям рационалистической философии XVIII века. Сен-Симон и Конт, занимавшиеся преимущественно точными науками, стали на точку зрения научной реакции на политическую умозрительность философии XVIII века.

Вопросы, связанные с исследованием  социальных и теоретических предпосылок  возникновения социологии, представляют собой важную сферу социологического знания. Именно здесь и прослеживается преемственность и взаимосвязь  многих социогуманитарных дисциплин (философии, истории, теории права и государства и др.), а также причинная обусловленность тех или иных теоретических положений, взглядов, идей характером общественной жизни людей, их практическими потребностями в совершенствовании различных социальных институтов. Понятно, что каждый мыслитель -- «дитя» своего времени и несет не только открытия, но и заблуждения и ошибки своего времени. Переосмысление этих открытий, равно как и ошибок и заблуждений, является неотъемлемой частью нашего познания и прогресса в науке.

 

2. Социологическая концепция  Огюста Конта

Стремление создать новую  науку об обществе, предпринятое Сен-Симоном  и О. Контом, было одним из симптомов  недовольства общественной мыслью (философией) XVIII века после того практического  испытания, какому она подверглась  во время Великой французской  революции. Эта революция одних  напугала, других глубоко разочаровала. Все ужасы революции и ее неуспех приписывались именно идеям рационалистической философии, на которых основывалась эта революция. И если одни противопоставляли рационализму старые религиозные верования и богословские воззрения, то другие, и, в частности, А. Сен-Симон и О. Конт, искали выходы в научном исследовании реальных явлений.

Информация о работе Становление социологии