Становление социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Предыстория социологии - это, прежде всего, процесс формирования онтологических предпосылок социологического знания: представлений об обществе, о социальности, о социальной реальности. Эти предпосылки сформировались к середине XIX в, тогда, когда была социальная реальность.

Содержание

Введение 3
1. Становление социологии как науки 6
2. Социологическая концепция О. Конта 11
3. Социологическая концепция Г. Спенсера 19
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

андрей-1.docx

— 39.16 Кб (Скачать файл)

В то же время нельзя не отметить одно важное обстоятельство, наложившее отпечаток на характер вновь создаваемой  науки об обществе. Дело в том, что  и на Сен-Симоне и Конте сказывалось  влияние религиозно-мистических  идей, которые получили в то время  широкое распространение и были направлены также против рационализма и рассудочности духа XVIII века. В  этом отношении и Сен-Симон и Конт создавали в известном смысле новые «религии человечества».

Так О. Конт, хотя и поставил целью своей позитивной философии  вывести человечество из состояния  умственной анархии, и средством  для этого должно было служить  научное знание, в то же время  его идеалом было возвращение  к тому господству духовного авторитета в обществе, какое наблюдалось в средневековом католицизме. В этом отношении на О. Конта оказали заметное влияние идеи Жозефа де-Местра (1754--1821). Взгляд Конта на средневековый католицизм был ему подсказан знаменитой книгой Ж. де-Местра «О папе» (1819 г.).

В социологии О.Конта эти  «новые» взгляды на общество нашли  также свое отражение. Основатель позитивной философии видел в обществе не произведение искусства, а естественное явление, склоняясь при этом к  мысли, что общество следует понимать по аналогии с организмом. Признание  общества частью органической природы, с другой стороны, приводило к  идее закономерности общественного  развития. В свою очередь это, устранило мысль о каком бы то ни было произволе человека, способном прервать закономерную преемственность социальных явлений. В этом плане О. Конта можно рассматривать и как одного из предшественников эволюционно-органической парадигмы в социологии, идеи, которая в том, или ином аспекте определила развитие этой науки на длительную перспективу. Более того, эволюционно-органическая парадигма сохраняет свою актуальность и в современных социальных теориях.

По Конту и новая  наука «социология» должна быть позитивной наукой. Суть позитивной науки заключается  в том, чтобы рассматривать все  явления как подчиненные неизменным естественным законам, сведенным, по возможности, к меньшему числу, признавая невозможность познания так называемых первых и конечных причин. Как он считал, до сих пор научно изучались лишь явления астрономические, физические, химические и биологические, и единственный пробел, который необходимо устранить, чтобы завершить позитивную философию -- это научно понять общественные явления, создать «общественную физику».

Прежде всего, он разделил всю сферу знаний на науки теоретические  и практические, поместив социологию в число первых. Однако науки, в  собственном смысле слова, Конт разделил на два разряда: абстрактные и  конкретные. Абстрактные науки, по Конту, имеют своей целью открытие законов, которые управляют разными классами явлений. Науки конкретные (частные, описательные -- как их именует Конт) состоят в приложении этих законов к действительной истории различных существующих предметов. Причем абстрактные науки являются, по его мысли, основными, а конкретные -- второстепенными. Социологию он считал наукой абстрактной, общей, подобно физике. Правда, он отмечал, что не все отрасли знания с одинаковой быстротой достигают положительной ступени и здесь наблюдается известный порядок. У Конта получился ряд наук, расположенных по убывающей общности и возрастающей сложности: математика, астрономия, физика, биология и социальная физика (социология). Здесь следует, прежде всего, обратить внимание на то, какое место было определено Контом социологии. Социология получает свое непосредственное обоснование в биологии. И другой важный момент для последующего развития социологии: О.Конт отрицал самостоятельность психологии, полагая, что для изучения психических явлений достаточно одной физиологии мозга. А главное, Конт рассматривал социальную физику как подотдел органической физики, занимающийся «феноменами организованных тел», поэтому общество подводилось под одну категорию с организмом, а практически нередко рассматривалось прямо, как организм.

Для Конта неизбежный (неотвратимый) прогресс ума есть главный аспект истории человечества. Как он писал  в первой лекции «Курса позитивной философии», «идеи управляют миром  и переворачивают его», или «весь  общественный механизм покоится, в  конечном счете, на мнениях...» №4 История  социологии / под ред. А. Н. Елсукова и др., Минск, 2002

Следует отметить, что Конт не ставит проблему, каково отношение  между прогрессом человеческого  разума и преобразованиями в экономике  или политике и вообще другими  общественными процессами. Он практически  все сводит к состоянию разума.

Социально-политические воззрения  Конта в значительной степени  имеют консервативно-охранительный  смысл и изложены в «Системе позитивной политики». Его позитивная политика была своеобразной альтернативой социализму, хотя здесь много и реверансов в его сторону. Так, он заявлял, что  понимает «благородные чувства» коммунистов  и одновременно упрекал их в утопичности, в том, что они игнорируют историческую непрерывность, «игнорируют естественную организацию современной промышленности, поскольку коммунисты хотят устранить  руководителей, то есть владельцев собственности».

Что касается либерализма, то в нем Конт усматривал не суть нового общества, а нечто патологическое и считал, что свободная конкуренция, за что ратовали либералы, не может  создать стабильной организации.

В целом контовская теория индустриального общества была направлена и против либеральных экономистов, и против социалистов, считая и тех и других метафизиками, которые пытаются абстрактно определить функционирование социальной системы. Хотя его симпатии были более на стороне либералов, ибо он, как и либералы, не видел существенного противоречия интересов пролетариев и предпринимателей, считая, что рост производства отвечает интересам всех. Отсюда, по Конту, закон индустриального общества -- рост богатств, утверждающий или предполагающий окончательное согласование интересов. Причем он исходит не из социалистического и не из либерального толкования индустриального общества, а скорее из теории организации, делая ставку на эффективную организацию производства и отводя основную роль «инженерам-организаторам», «политехникам-организаторам».

Конт -- не реформатор, он -- противник всех доктринеров и теоретиков (социалистов) его времени, которые выступали за обобществление частной собственности. Он, прежде всего, организатор, верящий в добродетель частной собственности и в тех, у кого сконцентрированы богатства. Во всяком обществе, подчеркивает он, командует лишь небольшое количество людей и хорошо, если те, кто командует, имеют необходимую экономическую и общественную власть. Однако здесь нельзя не отметить и другой стороны этой проблемы, которую развивал и обосновывал Конт, а именно, идею о том, что жизнь людей не определяется только их местом в экономической и социальной иерархии. Кроме мирского порядка, где, по Конту, властвует закон могущества, существует духовный порядок -- порядок моральных добродетелей. Этот духовный порядок Конт рассматривал и трактовал не как потусторонний порядок, а как порядок на земле, заменяющий светскую иерархию силы и материального богатства духовным богатством морального свойства. Каждый должен задаваться высшей целью -- стать первым не в иерархии власти, а в иерархии добродетелей.

Одной из центральных мыслей социологии О. Конта является деление  этой науки на две части: социальную статику и социальную динамику, которые  являются главными понятиями его  социологии. Оба эти понятия заимствуются из биологии. Как он отмечал, в биологии мы делаем различение между точкой зрения чисто анатомической, относящейся  к идее организации и точкой зрения физиологической, в собственном  смысле непосредственно присущей идее жизни. В социологии, по его мнению, разделение должно происходить аналогичным  способом. Социальная статика и динамика -- это как бы анатомия и физиология общественного организма, причем первая изучает явления общественного строения, вторая -- процессы общественной жизни, ее развитие. Статическому и динамическому состоянию общества у Конта соответствуют понятия «порядок» и «прогресс». Задачей статической социологии Конт считал изучение взаимодействий, которые происходят постоянно между различными частями общественной системы. По его мнению, отдельные социальные элементы не имеют безусловного и независимого существования, а тесно связаны между собой. В этом отношении принцип солидарности и гармонии общественных явлений, взятых одновременно, составляет основной закон социальной статики.

Социальная динамика Конта, над которой он больше всего работал, имеет более историко-философский, нежели социологический характер. Основную идею социальной динамики он видел  в постепенном развитии, эволюции человечества.

Как явствует из его социальной динамики, «умственное развитие является преобладающим принципом развития человечества». Или, как он отмечал, «история человеческого ума выступает  естественною и постоянною руководительницею  всего исторического изучения человечества». №4 История социологии / под ред. А. Н. Елсукова и др., Минск, 2002

Таким образом, закон трех фазисов умственного развития (миросозерцания) становится у Конта главным, самым  общим и основным законом всей эволюции человечества.

Ясно, как ни велико общественное значение типов миросозерцания, из них невозможно понять всю полноту  явлений социальной жизни. Причем, саму историю миросозерцания Конт представляет так, как будто в ней все  дело сводится лишь к одному объяснению явлений природы. А это лишь одна из сторон умственной истории человечества, которая является лишь одной из сторон общего культурного и социального  развития человечества. Нельзя не отметить и то, что сам факт умственного  развития является фактом психологическим, а не социологическим. Вместе с тем  Конт утверждал, что «совокупность  материального развития должна неизбежно  идти по пути не только аналогичному, но и совершенно соответствующему тому пути, по которому идет умственное развитие».

Рассматривая социологические  воззрения Конта, нельзя не остановится  на одной из центральных проблем  социологии -- проблеме взаимоотношений личности и общества. Проблема личности и общества красной нитью проходит через всю историю общественной мысли. Предметом острых дискуссий и разногласий она стала и в только что нарождающейся науке -- социологии. Следует отметить одно обстоятельство, определившее подход Конта к решению данного вопроса, а вернее -- определившее его резкий антииндивидуализм. Дело в том, что научная реакция против политической метафизики, философских спекуляций XVIII века по поводу принципов общественного и государственного устройства, которая подготовила почву для развития положительной науки об обществе (социальной физики), была в то же время и реакцией против индивидуализма.

Несмотря на теоретический  характер, социология Конта была ориентирована  на практические потребности общественной жизни. Сам Конт мечтал о реорганизации  общества, которую считал возможной  при условии хорошего знания законов, управляющих общественными явлениями, и лишь такую науку он считал вполне достигшей положительной ступени.

Таким образом, основатель позитивной философии верил в возможность  изменения социальных процессов  путем человеческой деятельности. Управление он рассматривал как искусство пользования  научной теорией для практических целей.

Признавая за социологией  право, быть теоретической основой  практического воздействия на общество, Конт тем самым допускал возможность  этого воздействия со стороны  человека на общественное развитие. Хотя это, в общем, и противоречило  исходной позиции понимания общества как организма. Допуская возможность  воздействия человека на ход общественной жизни, он указывал на ту цель, какую  человек при этом должен ставить, то есть речь идет фактически о формировании общественного идеала. Социологию, как науку о законах общественной жизни, Конт во второй период своей деятельности дополнил политикой, понимаемой как учение о правильных принципах общественного устройства. Отсюда «научный позитивизм» у Конта все более склонялся к субъективному методу, где процесс добывания истины сводился к одному источнику, а именно -- собственному разуму. Последнее, безусловно, противоречило его первоначальному замыслу позитивного метода, который должен опираться, прежде всего, на опыт и наблюдения.

 

3. Социологическая концепция  Герберта Спенсера

При жизни Конта его  идеи не оказали заметного влияния. Позитивизм во Франции существовал  не столько как социально-философское, сколько как сектантско-религиозное  течение. Признание Конта пришло из Англии, со стороны Дж. Стюарта Милля (1806--1873). Именно в Англии социология нашла свою вторую родину. Поскольку дух позитивизма с его ориентацией на методы точных наук как нельзя лучше «вписывался» в традиции английского эмпиризма.

Конечно, перенесение контовской социологии на английскую почву требовало известных изменений ряда положений его теории. Идеи О. Конта, выросшие из сенсимонизма, были пропитаны духом социального мессианства, чуждого трезвому английскому рассудку. О. Конт мечтал о переустройстве общества в духе своих морально-религиозных принципов, английское же общество середины XIX века было вполне удовлетворено существующими порядками.

Наиболее полно и широко идеи, связанные с натуралистической (органической) концепцией представлены и развиты в трудах английского  социолога Герберта Спенсера (1820--1903). Г.Спенсер разделял основной взгляд Конта, по которому социология, непосредственно  примыкая к биологии, составляет с  ней «физику организованных тел» и рассматривает общество как  своего рода организм. Правда, Спенсер  помещает между биологией и социологией  психологию, но это не оказало заметного  влияния на его представление  об обществе. Спенсер был не согласен с идеей Конта о том, что  весь социальный механизм покоится на мнениях и что идеи управляют  миром, вносят в мир перевороты.

В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность  Конту он сделал акцент не на том, что  изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты  и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной - неорганические, органические и надорганические (социальные). Социология призвана изучать, прежде всего, надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д.

 

Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера -- эволюционизм. По его определению эволюция -- это интеграция материи, именно эволюция переводит материю из - неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность, то есть социальное целое, где, однако, это целое -- общество -- не может и не должно поглощать отдельную личность. Отсюда существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм или общество «служит» составляющим его индивидам. Как он писал: «...Идеалом, к которому мы идем, является общество, в котором управление будет доведено до возможно меньших пределов, а свобода достигнет по возможности наибольшей широты». № 5 Капитонов Э. А. История социологии, Ростов-на-Дону, 2002

Информация о работе Становление социологии