Становление социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Предыстория социологии - это, прежде всего, процесс формирования онтологических предпосылок социологического знания: представлений об обществе, о социальности, о социальной реальности. Эти предпосылки сформировались к середине XIX в, тогда, когда была социальная реальность.

Содержание

Введение 3
1. Становление социологии как науки 6
2. Социологическая концепция О. Конта 11
3. Социологическая концепция Г. Спенсера 19
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

андрей-1.docx

— 39.16 Кб (Скачать файл)

Основное различие социальных структур, по Спенсеру, состоит в  том, является ли сотрудничество людей  в достижении общей цели добровольным или принудительным. Он делит общество на два типа: «военное» и «промышленное», которым и соответствуют эти  два типа отношений людей.

«Спенсер не дал формального  определения социологии и ее отношения к другим общественным наукам. В целом он видел в социологии науку о «надорганическом» развитии, которая одновременно описывает этот процесс и формулирует его законы. Причем он нисколько не сомневается в необходимости социологии как самостоятельной науки -- науки, свободной от различных, в том числе и классовых, предрассудков.

Его труд «Основания социологии» (1877 г.) был одним из первых в плане  построения целостной социологической  системы на этнографическом материале. Он пытается теоретически реконструировать физическую, интеллектуальную и особенно религиозную жизнь первобытного человека, выяснить происхождение его  основных идей и представлений.

Большое внимание Спенсер  уделил уточнению и разработке понятийного  аппарата социологии. Так он анализирует  понятия общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций  различных систем и органов общественной жизни. Можно сказать, что он заложил  фундамент формирования понятийной системы социологии, а также структурно-функционального  метода. В значительной степени этому  способствовали аналогии человеческого  общества с биологическим организмом, которые он проводил. Безусловно, он делал различие между биологическим  организмом и процессами общественной жизни. Главный смысл различия Спенсер  видел в том, что в живом  организме элементы существуют ради целого, в обществе -- наоборот. Как он отмечал: «Общество существует для блага его членов, а не члены существуют для блага общества». № 7 Основы социологии: Курс лекций / под ред. А. К. Эфендиева. М., 1999

Анализ спенсеровских «Оснований социологии» показывает, что он подчас чисто внешним образом соединяет взгляды, навеянные органической аналогией с результатами сравнительного изучения, этнографическими и историческими данными, которые рассматриваются с эволюционной точки зрения. Это дает основание сказать, что в действительности социология Спенсера, ее содержание и смысл характеризуются не столько органической аналогией, сколько применением к изучению общественных явлений сравнительного метода. Именно он является у Спенсера исходной базой развития его социологической концепции.

 

Нельзя не отметить и того важного момента, что английский мыслитель не сомневался в реальности процесса эволюции. Объективным критерием  этого процесса он считал степень  дифференцированности и интегрированности того или иного явления. Идея выделить объективный критерий перехода от низшего к высшему, безусловно, имела положительный смысл, поскольку развитие любой системы предполагает дифференциацию ее элементов и одновременно их интеграцию в определенной структуре.

Главный фактор общественного  развития он видел в разделении труда, которое, по Спенсеру, приводит к высшему  типу общественного устройства -- «индустриальному обществу». В этом отношении Спенсер повторяет общую схему развития общества, высказанную Сен-Симоном и Контом. Однако представление Спенсера о путях и стадиях развития общества гораздо богаче контовской «социальной динамики», ибо они основаны на теоретическом обобщении очень большого социоэтнографического материала. Здесь Спенсер долгое время был непревзойден. Он наглядно показывал, как под влиянием конкретных социоприродных условий, а именно: расовых особенностей, исторических предпосылок, специфических обычаев и т. д. разнообразятся формы отдельных обществ и их социальные структуры.

Спенсер скрупулезно прослеживает эволюцию от простых обществ к  более сложным и приводит мысль об усилении дифференциации и интеграции социальных функций в процессе общественного развития. Всякое развитое общество, по Спенсеру, имеет три системы органов: производительную, распределительную и регулятивную. Регулятивная в лице государства обеспечивает подчинение составных частей целому. В качестве специфических частей общества он выделял учреждения (социальные институты): домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Все они являются продуктом медленной эволюции.

Как не парадоксально, но многие считали Спенсера реакционером и  противником либералов. У Спенсера были свои причины выступать против либералов. Вот что он писал: «Я не хочу быть причислен к тем, кого сейчас называют либералами. Тогда, когда это  слово вошло в употребление, либералами называли тех, кто стоял за расширение свободы личности по отношению к  государству. В то время как сейчас либералы последовательно расширяют  власть государства и ограничивают свободу личности». А это, по Спенсеру, неизбежно ведет назад к военному (тоталитарному, говоря современным  языком) типу общества.

Спенсер был непримиримым противником социализма. Он отрицал  его как с точки зрения справедливости, так и с точки зрения пользы. В своей работе «От свободы  к рабству» (1891 г.) он писал, что «ничто, кроме медленного совершенствования  человеческой природы посредством  организации социальной жизни, не может  произвести благоприятной перемены. А мое отрицание социализма основывается на убеждении, что социализм остановит  развитие высокоразвитого государства  и повернет вспять развитие менее  развитого».

Спенсер был убежден, что  социализм в любой форме подразумевает  рабство. Характерной чертой рабства  он считал труд по принуждению. Степень  рабства зависит от того, сколько  раб должен отдать и сколько он может оставить себе, а кто его  господин -- личность или общество, принципиального значения не имеет. Если человек должен отдавать весь свой труд обществу и получать из общего достояния, лишь ту часть, которую общество ему назначит, он раб общества. Именно в книге «Личность против государства» Спенсер пытается предостеречь человечество от грозящей ему опасности.

 

 

Заключение

 

Социология как самостоятельная  научная дисциплина возникает в  середине XIX века. Ее возникновение  связано с философией позитивизма. Позитивизм предполагает особое отношение  к познанию, для которого характерно:

· отказ от метафизики и  стремление принимать во внимание только выводы, основанные на фактах;

· отказ от суждений, противоречащих друг другу; научная достоверность  как результат возможности всесторонней верификации наблюдаемых фактов.

Сам позитивизм возник на основе натурализма. Середина XIX века - это  время увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско-натуралистического мировоззрения, под влиянием которого тогда и формировалась социология.

«Царицей наук» стала  биология, ее идейным эпицентром - эволюционная теория Ч. Дарвина. Эволюционисты того времени считали, что история  природы и история человечества имеют общие законы развития, а  естественные и общественные науки - единый метод, что социальная эволюция есть продолжение эволюции биологической.

Они полагали, что, подобно  закономерностям роста организмов, существует органический закон развития общественных институтов, который определяет регулярный и постепенный характер их изменений, одинаковый во всем мире. Поэтому достаточно открыть этот закон - и будет найден путь управления обществом.

Общество, с точки зрения эволюционистов, есть организм, который  представляет собой не сумму отдельных  индивидов, клеток, а надиндивидуальную целостность. Общество возникает на определенной стадии эволюции, когда единые законы эволюции переходят от создания индивидуальных организмов к созданию «сверхорганизмов», т.е. сообщества людей и животных. Яркими представителями эволюционизма были О. Конт и Г. Спенсер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Арон Раимон Этапы развития социологической мысли, М., 1999

2. Зборовский Г. Е. Орлов Г. П. Социология, М., 2004

3. Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Введение в социологию, Екатеринбург, 2000

4. История социологии / под  ред. А. Н. Елсукова и др., Минск, 2002

5. Капитонов Э. А. История  социологии, Ростов-на-Дону, 2002

6. Комаров М. С. Введение  в социологию, М., 2003

7. Основы социологии: Курс  лекций / под ред. А. К. Эфендиева. М., 1999

8. Сорокин П. А. Человек.  Цивилизация. Общество, М., 2000

9. Социология: наука об  обществе / под ред. В. П. Андрущенко, Н. И. Горлача, Харьков, 2001

10. Тексты по истории  социологии XIX--XX вв.: Хрестоматия / отв.  ред. В. И. Добренькое, М., 1998

11. Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс. М., 2004

12. Фролов С. С. Социология, М., 2003


Информация о работе Становление социологии