Статистика уровня жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 03:41, курсовая работа

Краткое описание

Ежегодно проводится экономико-статистический анализ уровня жизни населения России. Все это делается для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения.

Цель моей работы: проанализировать изменение уровня жизни населения Российской Федерации за последние несколько лет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Теоретические основы статистики уровня жизни населения……...4

1.1 Понятие уровня жизни населения……………………………………....4

1.2. Задачи изучения уровня жизни……………………………………… 5

1.3 Системы показателей и основные индикаторы уровня жизни……..7

Глава 2. Статистический анализ основных показателей уровня жизни населения России……………………………………………………………......12

2.1. Анализ денежных доходов населения…………………………….…...12

2.2. Анализ величины прожиточного минимума на душу населения…...15

2.3. Оценка влияния социальной сферы на уровень жизни населения.....17

2.3.1. Характеристика уровня развития здравоохранения…………....17

2.3.2. Оценка предоставления услуг учреждениями образования……18

2.3.3. Обеспеченность жильем…………………………………………..20

Глава 3. Перспективы повышения уровня жизни населения в России………21

3.1. Мероприятия повышения уровня жизни населения…………………..21

Заключение………………………………………………………………………25

Список литературы………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 60.19 Кб (Скачать файл)

 

Данные таблицы показывают, что с 2009 г. по 2011 г. в России число дневных общеобразовательных школ сократилось на 1,03%. Наиболее интенсивно идет процесс закрытия начальных (5,1%) и основных (3,8%) школ, что не скажешь о средних школах – темп прироста равен 1,1%. Число вечерних общеобразовательных школ практически не изменилось, число учреждений начального проф.образования сократилось с 3843 в 2009 году до 3686 в 2011г. Произошло также незначительное снижение числа средних специальных учебных учреждений. Наблюдается увеличение количества высших учебных заведений, особенно негосударственных, это связанно с тем, что в последние годы наличие высшего образования является основным фактором при приеме на престижную, высокооплачиваемую работу. Но увеличение числа ВУЗов не говорит об улучшении качества образования. В последнее время увеличилось число «подпольных» негосударственных высших учебных заведений, которые выдают дипломы за определенную плату, но не дают ни каких знаний.

В последние годы положение  стало трудным и с детскими дошкольными учреждениями. Данные о  развитии их сети представлены в таблице 6.

Таблица 6

Динамика числа дошкольных учреждений (на конец года)

 

2009

2010

2011

Число дошкольных учреждений тыс.

48,9

47,8

47,2

В том числе в городах и  поселках городского типа

27,4

27,0

26,7

В сельской местности

21,5

20,8

20,5


 

С 2009 г. по 2011 г. количество дошкольных учреждений сократилось на 1,7 тыс. единиц, в городах и поселках городского типа – на 0,7, в сельской местности – на 1 тыс. единиц. Одновременно наблюдается невысокая наполняемость многих дошкольных учреждений. Причин, вызывающих такое положение, много. Это и невысокий уровень оплаты труда, удорожание услуг и др.

 

      1. Обеспеченность жильем

 

Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни  населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В очереди  на получение жилья и улучшение  жилищных условий на конец 2011г. насчитывалось 10% от общего числа семей. Число семей получивших жилье и улучшивших жилищные условия остается на одном уровне – 5% от числа семей, состоявших на учете на получение жилья (с 2008 по 2011 гг.).

Таблица 7

Предоставление жилья  гражданам

 

2007 г.

2008г.

2009г.

2010г

2011г.

Число семей, получивших жилье  и улучшивших жилищные условия за год

В % от числа семей, состоявших на учете  на получения жилья

253

 

4

242

 

5

229

 

5

227

 

5

229

 

5

Число семей, состоявших на учете на получения жилья (на коне года)

В % от общего числа семей

5419

11

4857

10

4428

9

4429

11

4180

10


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы  повышения уровня жизни населения  в России

 

3.1. Мероприятия повышения уровня жизни населения

 

Главными направлениями работы в социальной сфере являются: 
- решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности; 
- реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи; 
- поддержка старшего поколения на основе повышения уровня пенсионного обеспечения и эффективности предоставляемой социальной помощи. 
 Мероприятия, проводимые по этим направлениям, наряду с другими мерами социальной направленности, прежде всего по повышению заработной платы и увеличению занятости населения, будут способствовать решению главной задачи - последовательного повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения всеобщей доступности основных социальных услуг. 
 1. Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 
 Данная цель направлена на постепенную стабилизацию численности населения страны на основе создания условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочения миграции населения на оказание помощи и поддержки семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; на защиту прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения цели потребуется  повысить эффективность деятельности федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления в сфере регулирования демографических  процессов, касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, улучшения здоровья населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, миграции населения и иных аспектов демографического развития. Главными тактическими задачами являются: 
- содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми; 
- содействие снижению смертности, в первую очередь от неестественных причин; 
- укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

  2. Повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения. 
 Данная цель носит межведомственный характер и требует четкого взаимодействия различных федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 
 Достижение данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики. Уровень достижения цели зависит также от своевременного выделения в полном объеме бюджетных средств (как из федерального, так и из региональных бюджетов), предусмотренных на реализацию соответствующих программ, средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации). 
 Повышение благосостояния населения в значительной степени связано с ситуацией на рынке труда и занятостью населения. Главными тактическими задачами  являются: 
- содействие росту заработной платы; 
- содействие улучшению пенсионного обеспечения и развитию пенсионного страхования; 
- развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите. 
 3. Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. 

  4. Повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан, в первую очередь пожилых граждан и инвалидов. 
Тактическими задачами  являются: 
- оптимизация системы оказания социальных услуг, развитие организационно-правовых форм учреждений социального обслуживания; 
-  повышение качества и увеличение объема услуг по реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

  5. Содействие продуктивной занятости населения, обеспечение защиты прав граждан в области труда. 
 Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу предусмотрено принять конкретные меры для того, чтобы: 
- создать условия для более эффективного регулирования использования рабочей силы; 
- развивать эффективную занятость населения, создать условия для снижения безработицы и обеспечения социальной  поддержки безработных граждан; 
- повысить мобильность рабочей силы и обеспечить регулирование миграционных процессов с учетом потребностей рынка труда. 
- обеспечивать доступность и качество услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции, урегулирования коллективных трудовых споров; 
- модернизировать механизмы проведения активной политики занятости и реализации других мер, способствующих повышению качества человеческого капитала; 
- создать условия для привлечения квалифицированных, легальных трудовых иммигрантов.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в данной работе были рассмотрены такие вопросы, как основные индикаторы уровня жизни  населения, современный уровень  жизни населения, а также мероприятия повышения уровня жизни населения. Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни.

Для анализа уровня жизни  мною были проведены исследования доходов  и расходов населения, величины прожиточного минимума, влияние социальной сферы. Отметим основные итоги исследования:

1) Денежные доходы населения  в ноябре 2011г. сложились в сумме 1456,7 млрд. руб. и увеличились на 20% по сравнению с соответствующим периодом 2010г.Денежные расходы населения в ноябре 2011 г. сложились в сумме 1487,7 млрд. руб. и увеличились на 23% по сравнению с ноябрем 2010г. Превышение расходов населения над доходами составило - 31,0 млрд. руб. , что характеризует уменьшение денег на руках населения.

2) Численность населения  с доходами ниже прожиточного  минимума в РФ на конец 2011 г.составила 26,3 млн. чел и увеличилась на 3,1%.

3) Рассмотренные показатели  социальной сферы показали ухудшение  уровня жизни.

Важнейшая задача статистики уровня жизни - выявление закономерностей  изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так  и ее регионы, социально-демографические  группы населения и различные  типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни  в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических  и других особенностей, а также  от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами.

Повышение уровня жизни - это  не только результат экономического роста, но и его условие. В современной  России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  2. Жеребин В.М., Ермакова М.А. Межгрупповые сопоставления уровня жизни населения.// Вопросы статистики. – М., 2001, №6, стр. 3..
  3. Кремлев М.Д. Проблемы оценки уровня жизни населения.// Вопросы статистики. – М., 2003, №8, стр. 18.
  4. Нестеров Л.И., д-р экон. Наук, институт экономики РАН. Перспективы

повышения уровня жизни в  России.// Вопросы статистики, 2004, №8.

  1. Предположительная численность населения РФ на период до 2016г. М.: Госкомстат России. 2001.
  2. Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб./ Федеральная служба государственной статистики. – М., 2004. – 431 с.
  3. Социальное положение и уровень жизни населения в России: Статистический сборник./ Госкомстат России. – М., 2005.
  4. Социальная статистика: Учебник/ Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: Фипансы и статистика, 2002. – 480 с.
  5. Тамашевич В.Н., Лешкевич В.В. Социальная сфера белорусского села.// Вопросы статистики. – М., 2003, №9, стр. 64.
  6. Тарасова Н.А. Макроэкономическая статистика: Конспект Лекций. Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2006. 36 с.
  7. Тарасова Н.А., Глушкова О.В. Социально – экономическая статистика: Учебное пособие/ Чуваш. ун-т, Чебоксары, 2003. 108 с.
  8. Френкель А.А. Российская экономика в 2003-2001 гг.// Вопросы статистики. – М., 2003, №12, стр. 60
  9. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник/ Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М. 2002. – 480с.

14. Официальный сайт Министерства  здравоохранения и социального  развития РФ www.mzsrrf.ru

 


Информация о работе Статистика уровня жизни