Стиль руководства и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 15:45, контрольная работа

Краткое описание

А так же в данной работе будут рассматриваться различные стили руководства, той области менеджмента, которая имеет огромное значение в управлении. Ведь от выбранного стиля руководства будут зависеть мотивация работников, их отношение к труду, уровень и качество производительности, дисциплина, взаимоотношения в коллективе и многое другое.
Целью работы является анализ стилей руководства, и выявление наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Предметом исследования являются стили управления, объектом – особенности различных стилей руководства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Стиль руководства и управления: понятие и факторы формирования 4
1.1 Понятие стиля руководства и управления 4
1.2 Факторы формирования стилей 5
Глава 2. Классификация стилей руководства 8
2.1 Одномерные стили руководства 8
2.1.1 Авторитарный стиль 8
2.1.2 Демократический стиль 9
2.1.3 Либеральный (попустительский) стиль 10
2.2 Многомерные стили руководства 11
2.3 Ситуационный подход к стилям руководства 14
Заключение 15
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 40.97 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Пермский национальный исследовательский  политехнический

университет

Лысьвенский филиал

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Социология управления»

На тему: «Стиль руководства и управления».

 

 

 

Студентки Мовченюк Т.С.

Группы ЗГМУ-08-1

           Шифр: 08-38

 

           Преподаватель:         

       Анисимова Е.П.                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лысьва, 2012

Содержание

Введение                    3

Глава 1. Стиль руководства  и управления: понятие и факторы  формирования      4

1.1 Понятие стиля руководства и управления              4

1.2 Факторы формирования  стилей                5

Глава 2. Классификация стилей руководства              8 

2.1  Одномерные стили  руководства               8

2.1.1 Авторитарный  стиль                 8

2.1.2 Демократический стиль                 9

2.1.3 Либеральный (попустительский)  стиль            10

2.2 Многомерные стили руководства             11

2.3 Ситуационный подход  к стилям руководства           14

Заключение                 15

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночной экономики  менеджмент, как управление, является самой важной функцией в разнообразных  сферах жизнедеятельности.

Менеджмент – специфический  орган функционирующего предприятия. Это вид оперативного искусства  с его повседневными решениями, относящимися к проведению политики, к обеспечению прибыли, к минимизации  потерь.

Успех и эффективность  организации напрямую зависит от менеджера, который будет направлять работу других и нести персональную ответственность за ее результаты. Но значительная часть людей, начинающих заниматься профессиональной управленческой деятельностью, не обладают необходимой  степенью грамотности в сфере  управления. Поэтому, в настоящее  время особое внимание уделяется  вопросам эффективного взаимодействия руководителя и подчиненного. Так  же в данной работе, я хотела бы отдельно рассмотреть такой немаловажный в настоящее время вопрос как  отличие мужского и женского стиля  руководства. Это связано с тем, что в настоящее время для  многих стран характерна тенденция  к продвижению женщин практически  во всех сферах человеческой деятельности. Однако такое явление, как использование  женского труда в управлении, фактически остается для российских условий  по-прежнему непривычным и новым.

А так же в данной работе будут рассматриваться различные  стили руководства, той области  менеджмента, которая имеет огромное значение в управлении. Ведь от выбранного стиля руководства будут зависеть мотивация работников, их отношение  к труду, уровень и качество производительности, дисциплина, взаимоотношения в коллективе и многое другое.

Целью работы является анализ стилей руководства,  и выявление  наиболее оптимального варианта сочетания  методов воздействия на работников.

Предметом исследования являются стили управления, объектом – особенности  различных стилей руководства.

Глава 1. Стиль руководства  и управления: понятие и факторы  формирования.

    1. Понятие стиля руководства и управления.

Составной частью и главной характеристикой эффективности  руководства является стиль управления, который применяет в своей  работе менеджер.

Стиль управления — это  способ, которым руководитель управляет  подчиненными ему сотрудниками, а  также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения  руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться  удовлетворенность работой и  поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля  управления не существует и говорить о преимуществе того или иного  стиля управления можно только для  определенной ситуации управления.

Каждый  руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности  в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в  том, какими приемами руководитель побуждает  коллектив к инициативному и  творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства  может служить характеристикой  качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную  управленческую деятельность, а так  же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных  взаимоотношений и поведения.

Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.

Стиль отличается устойчивостью, которая  проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта  устойчивость относительна, так как  стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства  соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть непреодолимые  препятствия. И он приведет систему  к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль управления во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица, но при всей их значимости, особенности личности не исключают и другие компоненты, формирующие его, которые также являются важными. 1. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.

Существуют  два похода к изучению стиля руководства.

1. Поведенческие теории, рассматривающие проблему с позиции по 
ведения руководителя, стремящегося эффективно организовать деятельность подчиненных ему работников.

2. Ситуационные теории, исследующие стиль руководства в контексте ряда ситуационных факторов. К таким факторам относятся ясность и характер задания, объем имеющейся у руководителя информации, личные качества подчиненных, наличие профсоюза и т.п.

       1.2 Факторы формирования стилей.

В стиле  руководства выделяют, с одной  стороны, его общую объективную  основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и  приемы осуществления управленческих функций. Объективная составляющая стиля определяется совокупностью  социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами  личности руководителя. Но если в стиле  нельзя четко выделить его объективную  основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации.

Можно выделить основные факторы, характеризующие  стиль руководства:

  1. Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
  2. Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
  3. Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.
  4. Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.

Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается  на всех сторонах деятельности системы  и непосредственно на подчиненных.

Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество  объективных и субъективных условий  и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой  социальное явление, так как в  нем отражены мировоззрение и  убеждения руководителя, а так  же он во многом определяет результаты деятельности всей системы2.

Стиль руководителя может  меняться в зависимости от сложившихся  особенностей и потребностей коллектива, а стиль работы подчиненных от интеллекта и культуры руководителя. Таким образом, субъективные и объективные элементы стиля интегрируют друг с другом и образуют уникальный и неповторимый стиль руководства.

«Анализ теоретических и  практических исследований позволяет  выявить основные элементы, формирующие  тот или иной стиль управления руководителя:

  1. Распределение полномочий;
  2. Установление ответственности;
  3. Характер процесса принятия управленческих решений;
  4. Используемые методы руководства;
  5. Осуществление контроля за деятельностью подчиненных;
  6. Отношение к самостоятельности и инициативности подчиненных;
  7. Уровень сотрудничества и доверия между руководством и подчиненными;
  8. Отношение к нововведениям;
  9. Заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных»3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Классификация стилей руководства 

2.1  Одномерные стили руководства

К "одномерным" то есть обусловленным одним каким-то фактором, стилям управления относятся: авторитарный, демократический и либерально-попустительский.

2.1.1 Авторитарный стиль

Классическим и самым  распространенным является авторитарный (единоличный) тип начальников. Они  рассматривают подчиненных только в качестве орудий для исполнения приказов и достижения целей организации, во взаимодействии с персоналом используют различные стратегии поведения — от задабривания и поощрения до принуждения и шантажа увольнением.

Отрицательной стороной единоличного стиля является подавление инициативы со стороны работников — наказывается сам факт ее проявления. Творческие сотрудники либо превращаются в простых исполнителей, либо увольняются. Если руководитель выстроил диктаторскую вертикаль, оградил себя от критики, уволил перспективных специалистов, да еще и утратил профессионализм, то фирму ждут трудные времена. Авторитарность лежит в основе абсолютного большинства производственных конфликтов из-за стремления субъекта к единовластию. Автократ своим своеволием парализует работу коллектива. Он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Недовольные и обиженные подчиненные могут его подвести и дезинформировать.

Положительной стороной авторитарного  типа руководства является оперативность  в управлении подчиненными. Жесткая  система «приказ — исполнение» часто оказывается эффективной в чрезвычайных обстоятельствах, когда возникает необходимость взять на себя ответственность за принятое решение и максимально быстро и точно воплотить его в жизнь. Подобный тип руководства представляется единственно приемлемым в группах, где имеются проблемы с трудовой дисциплиной.

2.1.2 Демократический стиль

Начальник-демократ стремится привлечь сотрудников  к решению стратегических задач  фирмы или предприятия, поощряет инициативу. Естественно, что при  таком стиле руководства приходится применять индивидуальный подход к  работникам. Для этого надо быть хорошим психологом, обладать не только анкетной информацией, но и уметь  «брать» ее из личного общения.

Начальники - демократы уважительно относятся к сотрудникам, не допуская публичных и приватных оскорбительных замечаний в их адрес. В отличие от авторитаристов они могут поделиться частью своих полномочий с заместителями, не воспринимая это как покушение на власть. Вместо системы «приказ — исполнение» основным методом руководства являются рекомендации, просьбы, советы.

Начальник постоянно  контролирует их исполнение и в случае отклонения от должного курса ненавязчиво  корректирует сотрудника. При подобном типе руководства существование  «подпольных оппозиций» и приближенных группировок затруднительно. Но, чтобы успешно осуществлять демократическое лидерство, необходим запас прочности, достаточно профессиональный и дисциплинированный коллектив, плюс эмоциональная зрелость, уравновешенность, компромиссность, тактичность и коммуникабельность начальника. А это, все вместе, к сожалению, — большая редкость.

В конфликтной  ситуации руководитель такого стиля  стремится выявить все альтернативные точки зрения сторон, стимулирует  полное раскрытие всей информации, касающейся причин и сути конфликта. При этом его разрешение идет по пути принятия наиболее убедительной точки зрения вне зависимости  от ее носителя и выявления корней конфликта. В итоге при таком  стиле работы возможен переход на новый уровень взаимодействия, когда  появляется абсолютно новый результат. Но все это возможно при хорошо налаженной организации.

2.1.3 Либеральный (попустительский) стиль

Информация о работе Стиль руководства и управления