Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:22, реферат
Профессия "Социальная работа" способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Используя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа включается в процесс на этапе, когда люди взаимодействуют с окружающей средой. Принципы соблюдения прав человека и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы.
Введение…………………………………………………………………….
1. Расскажите о поведении и облике социального работника………………
2. Какие этические обязательства существуют у социального работника по отношению к клиентам……………………………………………………………
3. Какие существуют этические нормы социального работника по отношению к своим коллегам……………………………………………………
4. Какие этические обязательства существуют у социального работника по отношению к руководителю или организации……………………………..
5. Этические обязательства социального работника перед своей профессией
6. Этические обязательства социального работника перед обществом…….
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
При этом социальный работник
обязан учесть собственные психические
особенности и динамику развития
отношений с клиентом, возможности
контактов с людьми из его окружения,
динамики и характера их взаимозависимости
с подопечным. Принципиальное значение
в данном контексте отношений, взаимодействия
социального работника и
Личностный подход к человеку
как принцип социальной работы акцентирует
внимание на человеке как личности,
уникуме, индивидуальности. Человек
есть единство уникального и универсального,
биологического и социального. Личностный
подход предусматривает поиск
Принцип доверия к клиенту и поддержания доверия клиента к соц. работнику. Только на этих основаниях соц.работник может расположить клиента к взаимопониманию и взаимодействию. При этом интересы клиента социальный работник ставит выше своих собственных, исповедуя принцип альтруизма как отказ от эгоистических сиюминутных мотиваций во имя высших целей поддержки, коррекции, терапии, спасения клиента.
Принцип модальности предполагает гибкий подход с учётом конкретного региона, специфики личности клиента, его пола, возраста, характера, культуры, традиций, религий. Принцип перманентности означает требование непрерывности в социальной работе, недопустимости прекращения коррекционных, терапевтических и поддерживающих действий, разработки индивидуальных программ, действующих на протяжении жизненного пути клиента. Принцип компетентности ориентирует на знания, умение и профессионализм, сопровождается рефлексией "не навреди", сочетанием профессиональных и непрофессиональных (домашнее лечение) форм поддержки и терапии. Этот принцип предполагает заботу о кадрах, повышении их квалификации, переобучении, дополнительном образовании, их специальной стажировке.
Социальный работник и социальный педагог не имеют права использовать свои профессиональные знания, навыки и умения, а также отношения с клиентом в личных целях. Они должны избегать связей и отношений, которые идут во вред клиентам; никогда и ни при каких обстоятельствах не должны вступать в сексуальные отношения с ними.
Социальные работники:
- уважают основные права человека, указанные во Всеобщей Декларации ООН по правам человека и в других международных соглашениях, основанных на этой Декларации;
- демонстрируют уважение и доброжелательное отношение ко всем людям и уважают убеждения своих клиентов, их ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения и связи с другими людьми;
- защищают и поддерживают
их достоинство, учитывают
- способствуют достижению
личного благосостояния и
- уважают права своих
клиентов в принятии решений;
гарантируют клиентам
- гарантируют защиту своим
клиентам в целях их
Уважение права клиента на принятие решения есть проявление уважения и соблюдение его прав. Человек, обратившийся за помощью к социальному педагогу и социальному работнику, имеет те же права, что и все остальные люди. Социальный педагог и социальный работник не могут оказывать помощь человеку (или группе лиц) без его согласия с их планом действий. Клиент имеет право отказаться от предложенного варианта действий, от продолжения уже начатой работы, если его мнение или ситуация в силу каких-либо причин изменились. Он имеет право на изменение своих взглядов, позиций, убеждений.
Вне зависимости от степени рациональности (иррациональности) поступков клиента социальный педагог и социальный работник не могут принуждать его (морально или материально, психологически или физически) следовать их профессиональной логике. Только доводы и аргументы, логика убеждения, этические ценности государства и общества, нормы действующего законодательства, возможности системы социальной защиты населения и других социальных институтов, профессиональный опыт социального работника и социального педагога являются инструментом их воздействия на клиента.
Клиент имеет право отказаться от взаимодействия на любом этапе совместной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.
Соблюдение принципа защиты
прав клиента обусловливают
Социальные работники
ответственны за полноту, качество и
своевременность предоставления клиенту
всей необходимой для него информации.
Информирование клиента необходимо
в целях создания благоприятных
условий для активизации его
личностного потенциала. Кроме того,
недостаток информации может отрицательно
сказаться и на качестве принимаемого
клиентом решения, так как он, не
зная всех обстоятельств и фактов,
может принять ошибочное
Учитывая, что взаимодействие
человека (клиента), специалиста (социального
работника) и общества (социума) строится
на основании партнерских
Социальные работники должны предупреждать возникновение ситуаций конфликта интересов, которые могут влиять на их профессиональную тактичность, на успешность решения социальных проблем человека, обратившегося за помощью. Если такой конфликт возникает, они должны объявить об этом и принять необходимые меры, гарантируя, что это не принесет ущерб профессиональным отношениям.
Социальные работники
и социальные педагоги должны помогать
отдельному человеку, семьям, группам
и сообществам находить пути для
взаимоприемлемого решения
3. Какие существуют этические нормы социального работника по отношению к своим коллегам
Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:
- работники социальных
служб обязаны накапливать и
углублять свои знания и
- работники социальных
служб должны поддерживать и
укреплять всё то, что способствует
осуществлению ими своего
- работник социальной
службы должен стремиться к
сотрудничеству со своими
- отношения между работниками
социальных служб должны
Социальный работник и социальный педагог:
- с уважением относятся
к коллегам вне зависимости
от их специальности и
- уважают различные мнения
и подходы коллег и других
специалистов, принимая на себя
ответственность за
- защищают своих коллег
от любых форм и видов
- следуют советам и
консультациям коллег и
4. Какие этические обязательства существуют у социального работника по отношению к руководителю или организации
Социальные работники, являясь
представителями
Социальные работники не должны поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути их профессиональной деятельности; их долг - беспристрастно выполнять свои профессиональные обязанности.
Социальные работники:
- строят свои взаимоотношения
с другими организациями на
основе доброжелательности, ориентированности
на интересы людей,
- придерживаются своих обязательств, данных взаимодействующим организациям, и добиваются от этих организаций выполнения их собственных обязательств при использовании их ресурсов на те нужды, на которые эти ресурсы предназначены;
- развивают командные, межинституциональные и межведомственные формы социальной и социально-педагогической работы, оберегают рабочую атмосферу в коллективах и командах, поддерживая приемлемые условия для деятельности каждого сотрудника.
5. Этические обязательства социального работника перед своей профессией
Социальная работа в своих различных формах обращена к многостороннему, комплексному взаимодействию людей. Её миссия заключается в том, чтобы дать возможность всем людям использовать полностью свой потенциал, обогатить свою жизнь и предотвратить её разрушение. Профессиональная социальная работа сосредоточена на решении проблемы и изменениях. Социальные работники являются носителями изменений, как в обществе, так и в жизни отдельного человека, семьи, общины Социальная работа - это взаимосвязанная система ценностей, теории и практики.
Социальные работники
несут ответственность перед
своей профессией, повышая ее престиж,
социальный статус в обществе, значимость
в межличностном и межгрупповом
общении в различных видах
и типах социума, обеспечивая
ее притягательность для молодежи и
интеграцию молодых специалистов в
профессии социального
При этом важно учесть, что
в условиях взаимодействия общества,
клиента и социального
Социальные работники:
1. соблюдают Кодекс этики,
утверждают ценности и правила,
2. повышают качество и
эффективность социальных
3. повышают статус социальной
и социально-педагогической
4. принимают участие и поощряют других к творческому поиску новых подходов, технологий, методов и методик социальной работы;
5. критически оценивают
достигнутые в личной
6. в доходчивой форме
разъясняют окружающим