Стратификационная теория П.А. сорокина и концептуальная модель этносоциальной стратификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:59, реферат

Краткое описание

П.А. Сорокин определял социальную стратификацию как «дифференциацию некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших
слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества» (Сорокин 1992а: 302–303). При этом он подчеркивал, что «конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны»,

Вложенные файлы: 1 файл

Кафедра.docx

— 36.94 Кб (Скачать файл)

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМ.Т.Г.ШЕВЧЕНКО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Кафедра теории и методологии социологии»

 

 

 

 

 

Реферат

 по предмету  «Общая социология»

на тему «СТРАТИФИКАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ П.А. СОРОКИНА

И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ

СТРАТИФИКАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Выполнила: Алёхина Екатерина

                                                                        студентка 202 группы

                                                                                              Факультет: ИИГиП

                                                                                              Специальность: социология

                                                                                              Проверил: Грошовкина Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тирасполь 2012г.

 

 

В статье разрабатывается  концептуальная модель этносоциальной

стратификации, которая, с  точки зрения автора, вопреки распространенному  мнению, не противоречит стратификационной теории П.А. Сорокина, а дополняет ее. Исходя из авторского анализа основных подходов

к определению социальной стратификации, сформировавшихся в  зарубежной и отечественной социологии (структурно-институциональная, процессуальная и аксиологическая концепции), в  статье предлагается оригинальная дефиниция  этносоциальной стратификации общества, рас-

сматриваются ее сущностные и функциональные характеристики.

Одним из самых выдающихся достижений социологического наследия

великого русско-американского  социолога П.А. Сорокина по праву  считается теория социальной стратификации. Начав работать над этой проблемой

еще в российский период своего творчества, особенно в таких трудах, как

«Проблема социального равенства» (1917) и «Система социологии» (1922),

П.А. Сорокин развивает  идеи о социальной стратификации  общества в но-

ваторской по своему жанру публикации «Социальная мобильность» (1927)

уже после окончательного переезда в США. Дальнейшие многочисленные

его научные публикации лишь уточняют и дополняют сформулированную

именно в этот период стратификационную концепцию.

П.А. Сорокин определял  социальную стратификацию как «дифференциацию  некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании  высших и низших

слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении  прав и привилегий, ответственности  и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния  среди членов того или иного сообщества» (Сорокин 1992а: 302–303). При этом он подчеркивал, что «конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны»,

хотя в качестве основных ее типов выделял экономическое, политическое и

профессиональное расслоение общества. При этом в более ранних своих

работах, посвященных проблемам социального равенства, П.А. Сорокин

отмечал: «…так называемое “национальное” неравенство (понимаемое прежде всего как этническое — Р. Г.) есть лишь частная форма общего социального неравенства», исходя из утверждения, что «национальности как единого социального элемента нет, как нет и специально национальной связи»

(Сорокин 1992б: 248–249). Таким  образом, П.А. Сорокин считал, что  национального (этнического) неравенства  не существует в том смысле, что оно

«разлагается на иные более  простые ограничения» социального  порядка.

Вместе с тем Сорокин  признавал существование разнообразных  ограничений по отношению к различным  российским этническим группам и, исходя

из этого — право  этих групп бороться за уравнивание  в социальных правах,

оговариваясь только по поводу того, что «…как только национальный принцип становится средством угнетения  одной группой других групп, мы поворачиваемся к нему спиной, памятуя, что высшая ценность — равноправная

человеческая личность» (Сорокин 1992б: 252).

С конца 80-х гг. ХХ столетия, вслед за «реабилитацией» так  называемых

западных социологических  концепций, в российской науке возрождается интерес к стратификационной теории П.А. Сорокина и его последователей (К.

Дэвис, У. Мур, Т. Парсонс и др.). Одновременно начинается изучение этнического аспекта социальной стратификации как в теоретическом смысле, так

и с позиций осмысления конкретных форм ее проявления на всем постсоветском пространстве. Анализ исследования феномена этнической стратификации  за последнее постперестроечное  десятилетие приводит нас к выводу о

том, что слабая теоретическая  разработанность этой проблемы в отечествен-

ной науке вызвана главным образом двумя группами причин. Во-первых, как

известно, сам стратификационный подход к анализу социальной структуры,

введенный в научный оборот и разработанный П.А. Сорокиным  и его последователями, долгое время  находился в нашей стране под  запретом как «лженаучная теория»  и получил академическое признание  относительно недавно,

с конца 1980-х гг., в связи  с освобождением отечественного научного социологического пространства от идеологических догм и клише советской  эпохи.

Во-вторых, объективное теоретическое  и эмпирическое изучение этносоциальной стратификации долгое время (вплоть до конца 1980-х гг.) не могло осуществляться в отечественной науке еще и потому, что исследование

этнонациональных отношений находилось под жестким партийно-политическим контролем, а главной задачей специалистов-этнологов было, в основном, лишь комментирование и «научное подтверждение» официальных

документов по национальному  вопросу. Центральной проблемой  большинства работ по национальным процессам оставалось, как отмечали руководители социологической науки, «…сближение социальных характеристик

различных этнических общностей» (Иванов 1989: 52). Поэтому смысл этносоциальной стратификации, наличие которой в многонациональной

стране было бесспорным, исследовался в советской обществоведческой

науке без применения самого термина, в рамках изучения «неравномерного  социально-экономического развития народов», «социально-культурных

различий и их стирания», «проблем формирования новой исторической

общности — советского народа» и т. д.

Всплеск этнонациональной активности населения в большинстве регионов Советского Союза, начавшийся с конца 1980-х гг., вновь поставил

перед наукой и практикой  проблему этнической стратификации, которая  в

сложившихся политических условиях стала своеобразной социальной основой стремительно развивающейся межэтнической конфликтности. Стало очевидным, что именно этносоциальная стратификация, в результате

общественного осознания  многообразных различий в уровне демографического развития, преимущественных сфер занятости, уровня образования, представленности во властных структурах и т. д. различных этнических групп является главной причиной этноконфликтогенности в отдельных регионах и во всей стране в целом.

Уже в течение последнего десятилетия теоретические исследования проблем этносоциальной стратификации в российской обществоведческой науке привели к формированию нескольких направлений при определении ее

сущности. Однако каждое из этих направлений отличается от других только

набором стратификационных признаков и придаваемым им доминирующим

значением. Например, сыктывкарский  исследователь В.И. Ильин в качестве

главного статусного индикатора выделяет безопасность и стабильность физического существования представителей этнических групп, уровень жизни, престиж, перспективы социальной мобильности, объем власти, место в

общественном разделении труда. Соответственно, при наличии этносоциальной стратификации индивиды, принадлежащие к тому или иному этно-

полю, оказываются в привилегированном  или приниженном положении

именно «в силу своей этнической принадлежности» (Ильин 1996: 279). Социологи из Санкт-Петербурга А.О. Бороноев и Н.Г. Скворцов основными и

главными факторами этнической стратификации считают количество общественного богатства, власти и престижа (Бороноев 2000: 165). Уфимский

профессор Дж. М. Гилязитдинов называет ведущими признаками этнической стратификации «…показатели национально-культурного развития и

другие этнические характеристики» (Гилязитдинов 1996: 71–74), не раскрывая при этом смысл этих характеристик.

В 1990-е гг. среди отечественных  специалистов завязалась своеобразная

дискуссия о соотношении  этнической стратификации как одного из важнейших показателей общественного развития и социальной стратификации

в целом. Одна группа авторов  считает, что этническая стратификация является лишь одной из форм проявления социального расслоения. Другие специалисты (например, А.А. Празаускас) выделяют этническую стратификацию наряду с политической, культурной и узкосоциальной в отдельную группу общественных различий (Национальная политика России 1997:390).

Наконец, третья группа исследователей, подчеркивая, что этническая стратификация тесно связана с уровнем экономического, социального и политического развития, считают, что рассматриваемое явление объективно выделяется в самостоятельный феномен общественного развития, имеющий как

детерминирующие факторы, так  и специфические тенденции развития.

Наш анализ теоретических  проблем этнической стратификации  также

подтверждает вывод о  том, что она является самостоятельным  процессом

социального развития и не может быть сведена к различиям в уровнях экономического, социального, политического развития различных народов. Подчеркивая именно процессуальные, динамические характеристики, а не статусные показатели этносоциальной стратификации, мы считаем, что она

определяется взаимодействием  двух основных групп тенденций социального  развития общества. Во-первых, сам этнос  является способом социоприродной адаптации определенного населения к условиям какого-либо ландшафта и климата. Например, уже с эпохи зарождения современного типа

цивилизаций существовали народы, занимающиеся преимущественно земледелием (ирригационным, «подсечным» и т. д.). Одновременно зарождались и бурно  развивались социокультурные типы, основанные на кочевом

скотоводстве. Позднее, с вступлением человечества в индустриально-урбанизационный период, сформировались промышленно-городские этнические

культуры, причем значительная часть народов сохранила в  качестве преобладающей формы трудовой занятости аграрное производство. В  указанном

смысле своеобразие и различие этносов, а, следовательно, этническая стратификация неизбежна и уже сама по себе сущностна.

С другой стороны, этническая стратификация уже на следующих  этапах

эволюции этноса детерминируется  факторами, которые задаются объектив-

но-цивилизационными процессами, т. е. явлениями, не зависящими от воли

и сознания личности и групп  людей: индустриализация, урбанизация, маркетизация, глобализация и т. д. Естественно, что в силу неравномерности

исторического развития различные  этносы отличаются по степени вовлечения в указанные процессы, а, следовательно, по уровню развитости феномена этнической стратификации. Если говорить о современных  примерах

подобных различий, достаточно сравнить башкир и русских Башкортостана. Башкиры, по крайней мере в пределах Башкортостана, до сегодняшнего

дня и в расселенческом, и в производственном смысле фактически являются аграрно-деревенской этнонацией. Русские же, в подавляющем своем большинстве занятые в индустриальном производстве и проживающие в городах, представляют собой промышленно-городскую этническую группу.

Во-вторых, значительную группу факторов, задающих этническую стра-тификацию, составляют тенденции социального развития, которые в боль-шей степени зависят от субъективного, самоуправляющего воздействия социума, поддаются социальному регулированию. Это, в первую очередь, различная представленность в органах власти, различный уровень образования,

различная этноязыковая компетентность, различный уровень доступа к  другим общественным ресурсам и т. д. Данные факторы, в отличие от первой

группы, имеющей более  объективный характер, находятся  в прямой зависимости от принципов  организации и функционирования социальных институтов, а поэтому  более подвержены социальному регулированию  и более

конфликтогенны.

Своего рода промежуточной  группой социальных различий, формирующих  этническую стратификацию, являются социальные показатели национально-культурного  развития, т. е. уровень потребления  духовных богатств,

степень развитости современных  и традиционных типов культуры и  искусства, разнообразие и уровень  развития традиций, обычаев, обрядов, уровень  адаптированности к модернизированным формам культуры, степень

самоидентификации со своим  народом и т. д. Несмотря на то, что  данная

группа социальных показателей  этнической стратификации в значительной

степени находится под  влиянием развитости двух вышеприведенных, она

все же обладает относительной  самостоятельностью и, что самое  главное,

трудно сопоставима и  измерима. Так, и в культурологическом, и в цивилизационном смысле невозможно сравнивать, что выше по своему художественному  уровню: резьба по кости северных народов  или картины итальянских

Информация о работе Стратификационная теория П.А. сорокина и концептуальная модель этносоциальной стратификации