Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:59, реферат
П.А. Сорокин определял социальную стратификацию как «дифференциацию некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших
слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества» (Сорокин 1992а: 302–303). При этом он подчеркивал, что «конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны»,
художников эпохи Возрождения. В то же время нельзя говорить и о том, что
человек какой-то этнической группы, не владеющий языком своего народа,
по уровню развития и выраженности национального самосознания всегда
ниже, чем его соплеменник, хорошо говорящий на родном языке.
Проведенный нами анализ функционального значения социальной стратификации в отечественной и зарубежной социологии позволил выделить
три основных типа дефиниций.
Во-первых, это структурно-
(Дэвис 1992: 198) неравенство между различными социальными стратами.
Во-вторых, это подход Н. Смелзера, который мы называем процессуальной
концепцией, когда стратификация рассматривается не просто как ранжирование, а как способы сохранения и передачи этого ранжирования от одного
поколения к другому (Смелзер 1994: 274). В третьих, выделяется подход,
который условно можно назвать аксиологическим, когда в качестве главного функционального показателя стратификации рассматривается не само
неравенство и даже не способы его передачи, а социальная оценка этого
неравенства обществом и отдельным человеком (Парсонс 1992:114). Последний показатель приобретает в современных условиях возрастающее значение в связи с тем, что по мере формирования гражданского общества, раз-
вития процессов демократизации несправедливое неравенство все больше
воспринимается как негативное, требующее преодоления явление, хотя ранее считалось большей частью социума неизбежным злом.
Мы исходим из того, что этносоциальная стратификация — это непрерывно развивающийся процесс, основанный на структурированном и иерархизированном неравенстве этнических групп, способах передачи этого неравенства от одного поколения к другому и его социальной оценки индивидом и обществом в целом. Статусными индикаторами на всех этапах
процесса этносоциальной стратификации выступают различные факторы,
в том числе такие, как место в общественном разделении труда, доход,
уровень жизни, демографические показатели, перспективы социального
роста, доступ к власти, а также характеристики физического существования этнических групп. Таким образом, этносоциальная стратификация,
на наш взгляд, представляет собой прежде всего процесс эволюции этнического неравенства, а не только это неравенство как таковое.
Из приведенного нами определения хорошо видно, что мы подчеркиваем
в первую очередь динамические, процессуальные характеристики этносоциальной стратификации, т. к. даже структурированное неравенство этнических групп относительно достижения тех или иных социальных параметров не может быть постоянным, оно непрерывно эволюционирует, в какой-
то части выравнивается, а в какой-то усугубляется. Эволюция эта происходит
как под влиянием объективно развивающихся социальных процессов (урбанизация, глобализация и т. д.), так и под воздействием общества как саморегулирующейся системы.
При этом мы считаем, что этническая стратификация имплицитно включает в себя не только этническую иерархию, но и способы воспроизведения
этого неравенства, передачи его от одного поколения к другому, а также его
восприятие обществом, социальную оценку рассматриваемых этнических
различий. Именно осознание, оценка социальной роли неравенства этнических групп в степени доступа к тем или иным социальным ресурсам при-
обретает в системе этнической стратификации на современном этапе ключевое значение, т. к. является доминирующим фактором потенциальной
конфликтности. Как справедливо подчеркивают зарубежные конфликтологи Р. Фишер и У. Юри, «…в конечном счете, причиной конфликта является не объективная реальность, а происходящее в головах людей» (Фишер,Юри 1990: 38). Степень выраженности этносоциальной стратификации зависит даже не от масштабов неравенства этнических групп, а от отношения
к этим различиям и от степени толерантности к их восприятию. В то же
время, мы считаем, что необходимо отличать этносоциальную стратификацию от этнической. Этническая стратификация задается различием развитости преимущественно собственно этнических показателей народа (куль-
тура, язык, традиции и т. д.) и больше характеризует внутренние для данной
этнической группы различия. Например, в каждом этносе существуют различные по степени усвоения этнической культуры, владения языком и т. д.
группы. Этносоциальная же стратификация формируется главным образом
уровнем социальной развитости того или иного этноса (классовая структура, преимущественные сферы занятости, уровень образования и т. д.) и основывается на неравенстве в этом смысле между различными этническими
группами, проживающими на одной территории.
В непосредственной связи с проблемой оценочного аспекта этносоциальной стратификации находится такой важный ее статусный индикатор,
как безопасность и стабильность физического существования представителей этнических групп (термин В.И. Ильина). В данном случае имеется в
виду, конечно, не угроза физического уничтожения человека как такового, а
характеристики существования и гармоничного развития этноса как особого полноценного социального организма. Как известно, формирование и развитие этнической общности предполагает наличие исчерпывающего набора определенных характеристик. Сам набор этих характеристик в современной науке является дискуссионной проблемой. Однако, несмотря на все
различия в определениях этничности примордиалистских, инструменталистских и конструктивистских концепций, по признанию специалистов, хотя
«…среди ученых нет единства в подходе к определению феномена этничности, но есть некоторые характеристики, свойственные для общностей, которые позволяют считать их этническими или говорить о присутствии этничности как таковой». Поэтому, видимо, вполне возможно выделить исчерпывающий набор показателей, характеризующих что тот или иной этнос
находится на достаточном уровне «безопасности и стабильности» (Тишков
2001: 229). Конечно, в зависимости от концептуальной позиции (примордиализм, инструментализм, конструктивизм) этот набор будет отличаться. Но в
то же время не вызывает сомнений факт наличия характеристик, являющихся
универсальными для признания того, что существованию того или иного этноса угрожает опасность. Это, например, степень этноязыковой и этнокультурной ассимиляции, масштабы утери этнической самоидентификации и т. д.
Однако если исходить из безусловно верного вывода о том, что этнос
представляет собой постоянно развивающуюся динамическую общность, а
в условиях современной цивилизации эта динамичность многократно возрастает, нельзя не признать того, что набор идентифицирующих признаков
этничности постоянно меняется или, во всяком случае, преобразуется с точки зрения иерархии. Как вполне справедливо пишет по этому поводу В.А.
Тишков, на современном этапе индустриального и постиндустриального производства, новых «…цивилизационных форм в жизни людей, этничности в
ее материализованном виде как бы становится меньше, а национализма (имеется в виду система взглядов и устремлений) — больше» (Тишков 1997:35).
Таким образом, и набор индикаторов, определяющих степень «безопасности и стабильности физического существования представителей этнических
групп» в системе
изменяться, как с точки зрения полноты набора, так и с позиций их иерархического взаимодействия. Очень важную роль в рассмотренном аспекте
играет и фактор самоощущения, самовосприятия пределов допустимой безопасности и стабильности. Например, если представители старшего поколения современных нерусских жителей российских городов (особенно в
национальных регионах), родившиеся и социализировавшиеся в моноэтничной сельской среде, воспринимают утерю родного языка своими деть-
ми как прямую угрозу своей этничности, то молодежь (т. е. дети этих родителей) считает данный факт не таким значимым, что не мешает им не
только декларировать свою этничность, но и реально осознавать себя представителями таковой.
Выше уже отмечалось, что этносоциальная стратификация рассматривается нами прежде всего как процесс, имеющий в значительной степени этническое содержание. В отечественной этнологической литературе из всего
многообразия социально-
процессов этническими процессами принято считать те, которые относятся
к возникновению и изменению (вплоть до полного исчезновения) этнических общностей или их крупных подразделений (Козлов 1999:257). Несмотря на то, что и в русскоязычной, и в зарубежной научной литературе термин
«этнические процессы» вплоть до середины XX в. употреблялся мало и отсутствовала его развернутая типологизация, сами этнические процессы под
различными названиями (ассимиляция, консолидация, аккомодация, интеграция и т. д.) признавались и исследовались. В разработанной позже отечественной концепции этнических процессов стало принято их разделять на
эволюционные и
выражаются в значительном изменении любого основного признака или
компонента этноса, прежде всего — языка и культуры, но не приводят к
перемене этнического самосознания <…> к трансформационным этническим признакам относятся такие изменения основных этнических признаков и компонент, которые ведут к перемене этнической принадлежности»
(Козлов 1999:260–261). Нам представляется, что этносоциальная стратификация как процесс относится в большей степени к группе трансформационных процессов, хотя и не может быть отнесена к чисто этническим явлениям.
Нельзя не заметить и того, что в ходе эволюции социальных различий между
этническими группами происходит
и некоторая трансформация
к изменению этничности она не приводит. В противном случае сама этносоциальная стратификация потеряла бы всякий смысл, т. к. она может проявляться только в различиях, в неравенстве различных этнических групп, обладающих соответствующими показателями, в сравнении их друг с другом.
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что стратификационная концепция П.А. Сорокина, вопреки распространенному мнению, не только не
отрицает существование модели этносоциальной стратификации в теории,
но и способствует исследованию конкретных ее проявлений в практике развития современных обществ. При этом подход П.А. Сорокина к проблематике этничности, находящийся, по-видимому, между инструменталистской
и конструктивистской концепциями,
оставляет возможным
этнической, как и других «конкретных форм социальной стратификации,
которые разнообразны и многочисленны» (Сорокин 1992а: 302).
Литература
Асп Э.К. Введение в социологию. СПб, 2000.
Бороноев А.О., Скворцов Н.Г. Социология этнических отношений // Социология. Учебное пособие / Под ред. Сальникова В.П., Ковалева Г.Д., Степашина С.В.
СПб.: Фонд «Университет», 2000.
Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
Гилязитдинов Дж. М. Этническая стратификация и проблемы ее оптимизации /
/ Вестник Башкирского университета. 1996. № 1.
Дэвис К. Ответ М. Тьюмену // Социальная стратификация. М., 1992. Вып. I.
Иванов В.Н. Социология сегодня: опыт и проблемы социологических исследований. М.: Наука, 1989.
Ильин В.И. Государство и
социальная стратификация советского
и постсоветского обществ. 1917–1996 гг.: опыт
конструктивистско-
Сыктывкар: Сыктывкарский университет, Институт социологии РАН, 1996.
Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. М.: Старый сад, 1999.
Национальная политика России: история и современность. М.: Русский мир, 1997.
Парсонс Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации / Социальная стратификация. М., 1992. Вып. I.
Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М.: Феникс, 1994.
Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность // Человек. Цивилизация.
Общество. М.: Политиздат, 1992а.
Сорокин П.А. Проблема социального равенства // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992б.
Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир,
1997.
Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. М.: Прогресс, 1990.