Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:52, контрольная работа
Помимо экономической, социальной и политической сфер жизни людей, цивилизация включает еще один очень важный момент — культуру. Степень развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место в ряду существовавших, современных и будущих цивилизаций. Что же такое культура, из каких элементов она состоит, и какое место занимает в жизни человека и общества?
Структура духовной культуры
Помимо экономической, социальной и политической сфер жизни людей, цивилизация включает еще один очень важный момент — культуру. Степень развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место в ряду существовавших, современных и будущих цивилизаций. Что же такое культура, из каких элементов она состоит, и какое место занимает в жизни человека и общества?
Термин «культура» — латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. Не случайно в мировой литературе насчитывается до 500 определений культуры. Обратимся к одному из них, наиболее часто встречающемуся в общественных науках. В самом общем смысле под культурой ученые-обществоведы понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.
Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства и т. д. Например, наши знания в электронной технике относятся к духовной культуре, а компьютеры, телевизоры, созданные на основе этих знаний, относятся к материальной культуре.
Итак, культура является существенной характеристикой жизни общества, и, следовательно, она неотделима от человека как социального существа. Биологически человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. В процессе жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения им присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. Таим образом, культура представляет собой меру человеческого в человеке.
Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры – от социально–экономических отношений до окружающей воспитуемого морально–психологической атмосферы – необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.
1. Элементы духовной культуры
Первым элементом культуры является смысловой знаково-символический элемент. С этих позиций культура предстает как совокупность накопленных обществом сообщений и текстов, при помощи которых осуществляются коммуникации и ретрансляция человеческого опыта: знаний, смыслов и ценностей. При этом под сообщениями и текстами понимается любая знаковая система культуры, способная быть носителем смысловой информации, организованная в определенном языковом пространстве, закодированная в общие для носителей языка коды. Основная их функция в обществе быть носителями смысла и задавать смысловую детерминацию активности социальных субъектов.
Не менее важным элементом культуры являются убеждения, верования, знания. Именно в убеждениях и верованиях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в своей деятельности и отношениях, что воплощается в образцах их поведения. Убеждения и верования как единство знаний, эмоций и воли выступают в разнообразных конкретных формах непосредственным мотивом действий и поступков, социальных установок, ценностных ориентации. Все эти социальные формы образуют ценностно-нормативный механизм социальной регуляции. Ценностно-нормативный механизм представляет собой второй интегральный элемент культуры, который, в свою очередь, разделяется на ряд подэлементов: ценности, социальные нормы, образцы поведения.
Ценностно-нормативный механизм представляет собой ие-рархизированную систему, на вершине которой находится ориентация на ценности. Многие социологи считают, что именно ценности составляют определяющий элемент культуры, ее ядро. Культура это способ духовного освоения действительности на основе выявлении ценностей. С позиций этого подхода, культура общества и есть механизм сохранения, воспроизводства и развития общих, одобряемых, признаваемых в данном обществе, желательных для большинства членов этого общества ценностей. Разберемся же повнимательней, что представляют собой ценности.
Ценность — это понятие, с помощью которого характеризуется социально-исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений действительности. Ценности — это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. В качестве ценности может выступить любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения, что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д. Здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть. Добро ценится потому, что ему противостоит зло и т.д.
В социальных нормах в большей мере, чем в ценностях присутствует приказной элемент, требование поступать определенным образом. Они являются общими правилами поведения в обществе, т.е. определяют, каким может быть или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. Иначе говоря, определяя границы возможного и должного поведения, социальные нормы служат ориентирами и выборе социально-одобренного поведения и одновременно являются средствами контроля за этим поведением. Одна из важных особенностей воздействия социальных норм на деятельность и общественные отношения состоит в том, что их исполнение и предписание обеспечивается различными формами принуждения, начиная от общественного (нормы морали) и кончая государственными (нормы права).
Социальные нормы связаны как с выражением интересов всего общества в целом, так и с интересами отдельных классов, социальных групп, организаций. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу, называются общечеловеческими нормами. Эти нормы устанавливают отношения справедливости и гуманизма, уважения к правам человека и т.д. Примером таких норм являются нормы, установленные в вероучительных документах: Библии, Коране и др., «десять заповедей Моисея», Нагорная проповедь Иисуса Христа и т.д.
Социальные нормы различаются по характеру формирования и способам воздействия на индивидов и общество. Все они находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии и вместе образуют нормативную систему культуры, базовыми элементами которой выступают обычаи, традиции, моральные и правовые нормы.
Исторически первыми социальными нормами были нормы обычаев. Нормы обычаев — это правила поведения, которые в результате многократного более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. В своей основе обычай представляет одобренный обществом массовый образец поведения людей, который рекомендуется выполнять. «Поступай так, как поступают другие» — основное правило обычая.
Строго говоря, поведенческий образец как таковой не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного или нескольких вариантов образцов в соответствии со своими интересами, целями. Поведенческий образец становится обычаем только тогда, когда в силу длительного следования он становится поведенческим стереотипом, привычкой. Привычка в данном контексте - это твердо усвоенные образцы поведения, возникающие в результате многократного повторения и выполняющиеся автоматически. В отличие от повседневных привычек обычаи — это массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений. Например, обычай гостеприимства.
2. Формы культуры
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три формы — элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.
Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая культура, например живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидностям можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры "искусство для искусства".
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).
Фольклор — еще одно название народного творчества. Фольклор локализован, т.е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей.
Она не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк — примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.
Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, одиноких, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный спех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.
3. Уровни культуры
Если культура есть качественная сторона общества, уровень его развития, то это относится и к человеку, члену общества. Культура характеризует уровень развития человека, который овладел определенными способами деятельности в данном обществе. И уровень культуры - это степень развития человека, его сущностных сил.
Степень развитости человека выявляется через меру овладения им окружающим миром, наличными условиями общественной жизнедеятельности. Следовательно, каждый из живущих в этом мире в своей деятельности зависит не только от своих способностей, но и от своей эпохи, своего окружения, состояния вещей, природных условий и т.д. Иными словами, ньютоновское «Я карлик, стоящий на плечах гиганта» - то есть на плечах предшествующих поколений - включает в себя мысль, что человек в своем восхождении вбирает в себя все прежние знания и умения. Это значит, что культура вполне определенных людей, таких, как скажем, Рафаэль или Пикассо, в значительной степени обусловлена определенным предметным миром (в виде технических условий), традициями людей искусства, культурной среды, в которой художники жили, и т.д. В этом ракурсе интересным становится вопрос о мере овладения человеком наличными условиями общественной жизни. Макс Штирнер, современник К. Маркса, утверждал в своей книге «Единственный и его собственность», что чем каждый человек может стать, тем он и становится. Неблагоприятные обстоятельства могут помешать прирожденному поэту создавать великие творения, для которых совершенно необходима большая подготовка, но он будет сочинять стихи независимо от того, будет он батраком или ему посчастливится жить при Веймарском дворе. Прирожденный музыкант будет заниматься музыкой, безразлично, играет ли он на всех инструментах или же только на пастушьей свирели. Прирожденный философский ум сможет проявить себя либо в качестве университетского философа, либо в качестве деревенского философа. Наконец, прирожденный глупец всегда останется тупицей. Данное рассуждение подчеркивает влияние этих самых наличных условий на степень и возможности развития личности.