Структура духовной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:52, контрольная работа

Краткое описание

Помимо экономической, социальной и политической сфер жизни людей, цивилизация включает еще один очень важный момент — культуру. Степень развития культуры показывает достижения конкретной исторической цивилизации, определяет ее место в ряду существовавших, современных и будущих цивилизаций. Что же такое культура, из каких элементов она состоит, и какое место занимает в жизни человека и общества?

Вложенные файлы: 1 файл

социология фин.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Физическая среда обитания также ставит пределы культуры. Природные условия могут сделать культивирование определенных сельхозкультур невозможным или нежелательным. Люди, живущие во влажных тропических лесах, вряд ли станут развивать культуру оседлого земледелия, так как почвы здесь не позволяют получать большие урожаи в течение длительного времени.

Итак, человек, приходящий в этот мир, должен овладеть наличными условиями бытия, и степень овладения ими обусловливает уровень развития личности. То есть человек должен овладеть языком, знаниями, навыками, нормами, обычаями, традициями и т.д. своего народа, своей социальной группы. Словом, уровень культуры личности зависит от степени ее социализированное, от степени ее приобщенности к культурному наследию.

"Уровень культуры индивида  в значительной степени зависит от того, каким образом он обучается культуре в процессе образования. В современном обществе доминирует культура, формирующаяся под влиянием средств массовой коммуникации. Эта культура уже не является в основном продуктом университетского образования, т. е. рационально организованного процесса познания. Она является итогом ежедневно воздействующего на человека непрерывного и беспорядочного потока случайных сведений. Э. Фромм, выдающийся современный философ и социальный психолог, подверг резкой критике существующую в современной культуре систему образования. Он сравнил процесс обучения со «шведским столом» знаний, когда студенты отведывают по кусочку от разных блюд, но никто не побуждает их к тому, чтобы добывать знания, а не получать их в готовой упаковке. Современный человек нередко познает окружающий мир по законам случая, в процессе проб и ошибок, совокупность его знаний определяется статистически, он черпает их из жизни, из газет, из сведений, добытых по мере надобности. Лишь накопив определенный объем информации, он начинает обнаруживать в ней структуры. Он идет от случайного к случайному, но порой это случайное оказывается существенным. Зачастую человек остается на поверхности явлений, не прилагает умственных усилий, силы критических суждений для проникновения вглубь познавательного процесса.


Будущее современной культуры обусловлено массовым распространением компьютера и информационных технологий, сделавшим возможным широкомасштабное воздействие на индивидуальное и массовое сознание. Это информационное воздействие носит сложный и противоречивый характер.

С одной стороны, компьютер освобождает человека от рутинных операций, связанных с применением алгоритмизированной, формальной логики, увеличивает возможности творческого труда. Мышление вытесняется в принципиально неформализуемую сферу - сферу творчества. Работа с информационной реальностью создает чувство дружественной и комфортной, адаптированной к человеческому сознанию среды, увеличивает радость творчества и познания, повышает эффективность деятельности.

С другой стороны, виртуальная реальность, работа с «машиной» неминуемо приводит к утрате человеком представлений о реальности, о причинно-следственных связях, к потере объективных критериев истины. Отрыв от реального мира способствует исчезновению верных, адекватных представлений о нем. Кроме этого у человека, создающего информационные технологии и информационное пространство, возникает чувство анонимности и безответственности в своих действиях.

Все эти факторы могут привести к ошибкам и просчетам, и даже к социальным катастрофам. Примером может служить разрушительная безответственность различных групп российских «реформаторов», создававших свои «творческие» информационные технологии по корректировке общественного сознания россиян с целью убеждения их в правильности проводимого экономического курса, и в итоге они убедили себя, но не население.

Создание информационных фантомов (например, история «со снежным человеком») подменяет реальность, резко снижает степень управляемости ею и в то же время порождает у человека чувство всемогущества, чувство бога, способного по своему усмотрению творить, как ему кажется теперь, подлинный мир. Таков противоречивый тип социального поведения, формируемый новой техногенной средой. Эти влияния высоких технологий, в данном случае - информационных технологий, и основанной на них технике говорят о вызревании техногенной культуры.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Радугин А.А. Социология: курс лекций/Радугин А.А., К.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 223с.
  2. Кравченко А.И. Социология: учебник для высшей школы/ А.И.Кравченко. – М.: Академический проект, 2000. – 282с.
  3. Кончанин Т.Л Социология: учебник для вузов/Т.Л. Кончанин, С.Я. Подопригора, С.Н. Яременко. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 480с.
  4. Кравченко А.И. Введение в социологию: учебное пособие/ А.И.Кравченко. – М.: Новая школа, 1995. – 141с.

 


Информация о работе Структура духовной культуры