Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 14:46, реферат
В системе социологического знания существуют понятия необходимого и свободного времени. Необходимое время определяет границы пространства внешней необходимости. Оно жестко детерминировано.
Свободное время -- это часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом необходимых затрат времени для свободного развития личности. Свободное время более пластично.
Структура и классификация свободного времени
В системе социологического знания существуют понятия необходимого и свободного времени. Необходимое время определяет границы пространства внешней необходимости. Оно жестко детерминировано.
Свободное время -- это часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом необходимых затрат времени для свободного развития личности. Свободное время более пластично.
Социологический подход к изучению свободного времени
Социологический подход требует методологического обоснования, в котором далеко не последнее место занимает определение круга постановочных вопросов. Их мы и пытаемся обрисовать.
На наш взгляд, свободное время должно рассматриваться как социальный феномен, представляющий собой необходимое условие расширенного духовного воспроизводства личности.
Социологический подход включает четыре основных направления изучения феномена свободного времени.
1.
Рассмотрение комплекса
2. Исследование объективных факторов его реализации (наличие театров, клубов, библиотек, спортплощадок и т.д.). Здесь главное -- исследование содержания работы институтов управления свободным временем.
Изучение субъективных факторов использования свободного времени (интересы, желания, стремления, ориентации различных социальных и демографических групп). Особенность этого направления -- в выяснении отношения личности к тому или иному виду деятельности (или их совокупности) в свободное время.
Разработка плановых и прогностических моделей бюджетов свободного времени различных социально-демографических групп в разных социально-территориальных общностях (предприятии, поселении, в частности, городе или селе, области, регионе, стране в целом) для целей социального планирования и прогнозирования.
Представляется, что регулирование свободного времени наиболее целесообразно в рамках социального планирования и прогнозирования на уровне как региона, так и отдельных предприятий. В связи с этим можно отметить, что величина, структура и содержание свободного времени могут и должны быть в числе показателей измерения уровня социальной организации предприятия, поселка, города и т.д.
Всестороннее развитие личности требует не дифференцированного, а интегрированного учета воздействия указанных условий. Поэтому речь следует вести о культурно-техническом уровне трудящихся как сводном социально-экономическом показателе. В нем в известной мере сконцентрированы две глобальные проблемы. Это, с одной стороны, человек и эффективность производства, а с другой -- человек и его духовное совершенство. Успешное решение этих двух проблем реально возможно лишь через преломление во времени, точнее -- через совершенствование личности за счет разнообразных видов деятельности в свободное время.
Свободное время состоит из двух частей. Одна часть -- это время, расходуемое на необходимую общественную, творческую и иную деятельность (повышение квалификации, учеба, занятия с детьми и т.п.). Другая часть -- это собственно досуг (любительский труд, потребление духовных благ, занятия физической культурой, спортом, встречи с родственниками, друзьями, пассивный отдых и др.).
Социологи, осмысливая проблемы рационального использования свободного времени, взаимосвязи личного и общественного, ввели термин культура свободного времени и тем самым весьма точно подчеркнули уровень его освоения и перспективы развития. Культура свободного времени -- понятие далеко не однозначное. Оно определяется во многом материально-технической базой культуры.
Отличительная черта города и городского образа жизни -- достаточное число разнообразных социальных институтов образования и культуры. Каждый город -- это определенный тип «культурной среды», где в окружении материальных, вещественных предметов, являющихся достижением определенного уровня культуры предшествовавших поколений, живет и развивается человек. Кроме того, это социальные институты различных уровней организации. Важное значение для характеристики культуры городов имеет социальный состав населения, так как он предопределяет степень образования, круг интересов и систему ценностных ориентации в данной области. Неравномерность культурного развития трудящихся, проживающих в различных населенных пунктах, связана не только с наличием культурных учреждений, но и со степенью развития духовных потребностей самого человека. Важны не только доступность ценностей культуры, но и потребность в их освоении.
Общественно-организационное и индивидуально-организационное свободное время
В сфере свободного времени, как и в сфере необходимого, существует деление на общественно-организованное и индивидуально-организованное. Такое разделение бюджета времени нужно для того, чтобы найти пути, средства, способы защиты наиболее обездоленных групп населения, улучшения их материального благосостояния и роста культурного уровня с целью решения проблем строительства социальной инфраструктуры. Важно также знать, с кем проводит время человек: один, с членами семьи, в компании, в большом коллективе. Это позволит изучить ценностные ориентации человека, его установки, поможет сформировать рациональные подходы организации свободного времени, активного отдыха и времяпрепровождения.
Здесь мы касаемся сложнейшей проблемы определения критерия рациональности в организации свободного времени. Критерием рациональности видов деятельности и затрат внерабочего времени социологи считают степень их соответствия всестороннему и гармоническому развитию личности. В макроструктуре внерабочего времени наиболее рационально свободное время, которое идет на удовлетворение духовных, интеллектуальных и социальных потребностей людей. Наименее рациональны затраты внерабочего времени, связанные с поездками, работой в домашнем и подсобном хозяйстве. Затраты времени на домашний труд и труд в подсобном хозяйстве, на передвижение к месту работы и обратно малоэффективны с общественной точки зрения. В 1996 г. они составляли в среднем 25--30% недельного фонда внерабочего времени, а в 1999 г. - до 35%.
Все процессы труда, быта, отдыха населения совершаются в конкретных условиях, определенных рамках материальной структуры -- природных, искусственно созданных (городов, сел, деревень, хуторов). На них влияет пространственная организация (схема расселения, размещения отдельных элементов застройки -- магазинов, культурных, спортивных учреждений и т.д.). Каждый процесс жизнедеятельности, как правило, состоит из отдельных операций, которые совершаются в различных помещениях. Поэтому расположение зданий, планировка отдельного помещения, комплекса сооружений, их величина форма и т.д. могут экономить время человека или, наоборот, способствовать его нерациональному расходованию.
Большинство социологов рассматривают использование свободного времени в двух аспектах: как физическую деятельность, связанную с физическим развитием, и как духовную, направленную на духовное развитие человека. При этом одна и та же деятельность может быть квалифицирована и как активная, и как пассивная: это зависит от точки зрения ее рассмотрения. Как оценить чтение газеты, журнала, книги, просмотр остросюжетного фильма по телевидению? Духовно -- это активная форма восприятия, физически -- пассивная. И наоборот, занятия спортом -- активная физическая деятельность и пассивная духовная. К активному свободному времени чаще относят виды деятельности, носящие созидательное начало, а к пассивному -- потребительское.
Свободное время в жизни общества
Свободное время и социальное развитие субъекта
Рационально использованное свободное время превращает человека в «иного», более социально развитого субъекта. Совокупность таких субъектов -- основа для качественных изменений социальной структуры общества. В обществе сейчас идет достаточно активный процесс дифференциации социальной структуры, формирование новых социальных групп и слоев: предпринимателей, арендаторов, менеджеров, посредников, инженерно-технических работников нового типа и др. Отсюда понятно, что вхождение личности во вновь родившиеся, нарождающиеся социальные слои и группы связано с изменением социальных показателей, в том числе показателя использования рабочего и свободного времени.
Реальный социальный рост человека происходит в связи с изменением, точнее, повышением его культурно-технической грамотности. Эти элементы есть не что иное, как показатели, индикаторы социального продвижения. Повышение показателей культурно-технической грамотности работников, как правило, способствует переходу их к более сложным социально-экономическим видам трудовой деятельности и, следовательно, обусловливает в значительной степени социальное продвижение.
Изменение показателей социального статуса теснейшим образом связано со свободным временем и определяется наличным фондом, сложившейся структурой и содержанием (набором видов деятельности) свободного времени. К середине 80-х годов бюджет времени населения страны был наиболее оптимальным. Свободное время у мужчин по сравнению с 1924 г. выросло на 25%, у женщин -- почти на 50%.
Однако было бы неправильно (с точки зрения теории и практики) сводить роль свободного времени в процессе развития индивида только к количеству. В данном случае количество переходит в новое качество. Так, затраты времени на учебу в 1924 г. составляли у мужчин 168 ч, а у женщин -- 87 ч в год. В середине 80-х годов эти затраты превышали 350 ч у мужчин и 240 ч у женщин. Но в 1924 г. затраты были связаны в основном с ликвидацией неграмотности, а в 80-х годах -- с повышением квалификации, получением высшего и среднего специального образования, освоением новых технологий, профессиональных навыков. Это совершенно иное качество. Это тот «лифт», который способен перенести и чаще всего переносит человека на более высокий уровень социальной структуры.
Вместе с тем использование свободного времени в поселениях различных типов может способствовать или препятствовать социальному продвижению. Кроме того, его использование членами различных социально-демографических групп ускоряет или, напротив, тормозит их социальное продвижение.
Социальное движение работников связано с целым рядом проблем, носящих сложный, комплексный характер. Они затрагивают широкий круг вопросов, связанных с экономическим профилем изучаемого региона, уровнем и комплексностью его развития, ориентацией населения, влиянием окружающей среды на тот или ной вид трудовой деятельности, последующим трудоустройством в соответствии с возросшими личностными ориентациями.
Успешное решение указанных проблем имеет социальные и экономические последствия: 1) значительно улучшается комплектование трудовых ресурсов высококвалифицированными кадрами, что способствует ускорению темпов научно-технического прогресса и обеспечивает рост производительности труда; 2) создаются реальные предпосылки полного сочетания потребностей личности и общества, совершенствуется социальная структура населения, наращивается социальный потенциал, идет процесс стирания различий между умственным и физическим трудом.
Для стимулирования данного процесса важно знать структуру свободного времени различных социальных групп. Знание фонда и структуры свободного времени рабочих и инженерно-технических работников, мужчин и женщин, различных возрастных групп населения, учет их интересов и ориентации на различные виды деятельности в свободное время, целенаправленное воспитание прогрессивных тенденций в использовании свободного времени для отдыха, развития и пользования своими правами выступают как необходимая предпосылка достижения более полного социального равенства.
III. Факторы, влияющие на свободное время
По расчетам автора, в 1999 г. в суточном фонде времени россиянина доля рабочего времени, связанного с непосредственным трудовым процессом, составляет в среднем более 41,5%; доля времени на удовлетворение физиологических потребностей осталась приблизительно такой же -- 42,1%; доля времени, затрачиваемая на различные домашние дела, превысила 12%; доля же свободного времени, которое человек использует для повышения своего культурного, духовного уровня, уменьшилась до 8%. Досуг стал занимать менее 1/10 всего суточного фонда времени. Кроме того, произошли резкие перемены в качестве использования досуга.
Структура свободного времени среднестатистического россиянина за последние годы продолжает ухудшаться, так как все большее число трудоспособного населения включается в поиски заработка. Особенно сильно подтолкнул жителей средних и малых городов к активному поиску дополнительных средств к существованию августовский кризис 1998 г. К сожалению, данные официальной статистики и самооценки респондентов своих расходов значительно расходятся. Например, в 1997 г. в Петербурге статистически рассчитанный прожиточный минимум составлял около 450 тыс. руб. Сами же петербуржцы оценили прожиточный минимум в 538 тыс. руб.2
Кризис 1998 г. особенно ударил по самым бедным: нетрудоспособным, инвалидам, больным и т.д. Если им позволяет физическое состояние, то они свое «свободное время» занимают поиском элементарного пропитания: попрошайничеством, сбором пустых бутылок, поиском на помойках остатков пищи и мало-мальски сносной одежды. Более сильные «новые бедные» ищут вторую или третью работу, не надеясь на социальную помощь, социальную поддержку и социальную защиту. Это прежде всего семьи работников бюджетных сфер, отраслей народного хозяйства, имеющих двух или более детей, представители ряда других профессий, не имеющих возможности обеспечить семьи необходимыми жизненными средствами за счет традиционной для них деятельности, а также семьи, оказавшиеся на краю финансовой пропасти из-за систематической задержки в оплате труда. В основном это люди работающие, старше 28 лет, имеющие высшее или среднее специальное образование. По данным социологов, из общего числа семей с тремя и более детьми 70% являются бедными, а с четырьмя и более -- свыше 90%*. По данным различных научных центров, оценки доли бедных в составе населения колеблются от 50 до 80%2. Доля заработной платы в структуре денежных доходов россиян составляет около 40%, что значительно меньше, чем в развитых странах, где она составляет около 60%. А в структуре расходов на питание в суммарном доходе бедных семей составляет 72-- 73%3.
Проблема бедности, во многом определяющая структуру рабочего и свободного времени, возникает в результате нарушения объективно обусловленных пропорций социального воспроизводства:
пропорций деятельности (соотношения занятого и незанятого в общественном производстве населения);
пропорций состояния (дифференциация населения по уровню обеспеченности материальными, духовными и социальными благами, соотношение между элементами благосостояния и фазами его воспроизводства);
пропорций отношений (человек -- общество -- природа, человек -- социальная группа -- класс -- общество).
В их основе лежит ключевая пропорция между производительной и потребительной силой общества, выражением которой является соотношение рабочего и свободного времен.
Информация о работе Структура и классификация свободного времени