Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:11, контрольная работа
Семья, если её рассматривать под разными углами зрения, всегда является настолько многообразным социальным образованием, что вызывает множество упоминаний о ней почти во всех разделах социологии. В ней объединяются свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы. Будучи по сути своей общественным явлением семья подчиняется законам общественной жизни и входит в предмет изучения социологии воспитания, образования, политики, права, труда, культуры и т.д.
Прим.: *- полный набор ролей: отец, мать, муж, сыновья, дочери, братья, сёстры, брат, сестра, сын, дочь
**- нет ролей дочери-сёстры или сыновья-братья
***- нет ролей дочь-сестра, дочери-сестры или сын-брат, сыновья-братья.
Полные по комплектности внутрисемейных ролей нуклеарные семьи могут наблюдаться лишь в двух случаях – среди многодетных семей с 3 сыновьями (дочерьми) и 2 дочерьми (сыновьями) и среди среднедетных семей с двумя сыновьями и двумя дочерьми. Семьи с неполным набором ролей, с 10 ролями наблюдаются у двух разновидностей многодетных семей (когда в семье 1 ребёнок одного пола и 4 другого), у двух аналогичных разновидностей семей с 4 детьми и у семей с 3 детьми. Семьи из 8 ролей наблюдаются в многодетных семьях одного пола (2 вида), соответственно 2 типа таких семей в четырёхдетных семьях и 2 – в трёхдетных. В малодетных семьях с двумя детьми 8 ролей наблюдаются, когда лишь 2 сына или 2 дочери, либо, когда есть один сын и 1 дочь. В однодетной семье самая скудная структура ролей – 5, супружеская пара состоит из 2 ролей мужа и жены и фактически не является семьёй.
Рассмотренные характеристики семейных структур относятся к числу наиболее важных, поскольку именно с ними теснее всего связано выполнение семьёй её основных социальных функций, и являются интегрированным обобщением разнообразных школ системного подхода к семье.
Основные функции семьи. Если опираться на три самых общих подхода к семье, т.е. рассматривать её как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношений, можно заметить, что представления о семье всё больше отходят от безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, и всё более приближаются к образу семьи как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих её личностей. Исходя из этого, в изучении семьи можно отталкиваться от тех потребностей, которые важны для супругов, создавших семью, и тех, на которые рассчитывает в отношении семьи общество.
Сфера жизнедеятельности
семьи непосредственно
Исходя
из такого деления, чётко обозначаются
сферы семейного влияния: быт, дети,
интимность и семейное общение. Не возникает
сомнения, что те потребности, которые
удовлетворяются в семье, могут
быть реализованы вне семьи, но только
семья может все эти
Под функциями семьи понимаются способы проявления активности и жизнедеятельности семьи и её членов. Функция семьи – это исполнение, выполнение определённой роли в социальной системе или в малой социальной группе (семье). Такое выполнение определяется различными социальными процессами общества, регулируется определёнными нормами. Функции, которые выполняет семья, имеют как личностное, так и общественное значение и раскрывают исторически преходящую картину её жизнедеятельности.
Разные авторы дают неодинаковые наименования семейным функциям, однако вся выделяемая авторами совокупность функций довольно схожа. Некоторые авторы (А.И. Харчев, А. И.Антонов) делят функции семьи на специфические, которые вытекают из сущности семьи и отражают её особенности как социального явления, и неспецифические, к которым относят те функции, к выполнению которых семья оказалась принуждённой или приспособленной в определённых обстоятельствах. Обобщая исследования ведущих специалистов по проблеме, к числу основных функций семьи можно отнести следующие: репродуктивная, воспитательная, экономическая, хозяйственно-бытовая, социально-статусная, рекреационная и психотерапевтическая.
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание (экзистенциальная функция), и воспитание детей (функция социализации), остаются неизменными при всех изменениях в обществе. К неспецифическим функциям семьи относят накопление и передачу собственности, статуса, организацию производства и потребления, домохозяйство, отдых и досуг, заботу о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению Я каждого и др.
В отечественной
науке понятие функций семьи
соотносится с понятиями
Репродуктивная функция. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависти от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения и к самим детям. Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Трудовой потенциал завтрашнего дня – сегодняшние дети. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было по крайней мере не малочисленнее, чем предыдущее. В то же время семья заинтересована в детях. В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она часто сопряжена с неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети – это фактор стабилизации семьи, даже не столько экономической (дети - гарантия обеспеченной старости родителей), сколько удовлетворение нравственно-эмоциональной потребности родителей. С другой стороны дети – это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных отношений между супругами. И всё же семья без детей духовно неполноценна. Взрослые люди, не продолжающие себя в детях, испытывают чувство ущербности, пустоты. Эта функция в современной России выполняется семьями крайне плохо. На рубеже 19-20 веков суммарный коэффициент рождаемости в нашей стране приближался к 1,0 – 1,1. По прогнозам профессора А.И. Антонова после 2005г. Возможно падение этого коэффициента до 0,8 -0,9. Данный прогноз, опубликованный в 1999 году на страницах журнала «Социс», во многом уже обоснован. Уже в конце 1990-х годов в некоторых российских городах социальный коэффициент рождаемости составлял 0,5. Почти треть семей в России не имеют несовершеннолетних детей. Это в лучшем случае те, кто уже вырастил своих детей, в худшем – те, кто их не имел, не имеет, и обзаводиться детьми не собирается. Установка на бездетность очень широко распространяется среди супругов детородного возраста, что вызвано, с одной стороны, растущими экономическими трудностями, превращением ребёнка в элемент «социальной роскоши», а с другой стороны духовно-моральным кризисом, поразившим современное общество, в системе ценностей которого – престижные вещи, машина, собака, но нет места ребёнку.
На выполнение семьёй своей репродуктивной функции оказывает влияние и качество здоровья населения, уровень развития здравоохранения в стране. По оценкам экспертов, 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия на них, неправильного образа жизни, болезней, плохого питания и т.д. Некоторым из них способна помочь медицина, но стоимость подобного лечения не всем по карману.
Снижение многодетности, падение рождаемости, известные симптомы эгоизма при наличии одного ребёнка в семье создают новые проблемы для семьи и общества и указывают на снижение значимости функций сексуальных отношений в семье в вопросах деторождения.
Воспитательная функция. Заложенный в людях инстинкт продолжения рода развивается у них в потребность иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление детей преображает супругов. У них пробуждается родительская любовь и богатая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей. Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны, и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». (А.И. Захаров).
Воспитательная функция обусловлена тем, что рождённое человеческое дитя несёт в себе только предпосылки, задатки сапиентности (комплекса признаков человека разумного). Ребёнок должен быть постепенно введён в общество, чтобы органы и системы его организма развивались по «человеческой программе». В противном случае его человеческие задатки не разовьются, предпосылки его способностей угаснут навсегда. Так если мать, не имея средств и условий для воспитания ребёнка, отказывается от него и оставляет в доме ребёнка, то, несмотря на уход, адекватное медицинское обслуживание, развитие таких детей омрачено синдромом госпитализма - комплексом последствий, связанных с недостатком коммуникативно-эмоциональных связей. Такие дети отстают не только в интеллектуальном, но и в физическом развитии, позже начинают говорить, впоследствии встречаются со многими коммуникативными трудностями, которые не всегда могут быть устранены даже в ходе квалифицированной медико-педагогической коррекции.
Дети, растущие
в детдомах, хуже приспособлены к
внешней жизни, с трудом адаптируются
к самостоятельному существованию.
Ущербность своего воспитания они несут
в собственные семьи, т.к. не получили
навыков семейно-ролевого поведения.
Зачастую жизненный сценарий детдомовцев
включает в себя судимость. Семья
воздействует на социализацию детей
не просто факто своего существования,
а благоприятным морально-
Семейная социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам. С одной стороны она является как подготовка детей к будущим семейным ролям, с другой – как влияние, оказываемое семьёй на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семейная социализация ребёнка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись собственной семьёй в будущем. Характер человека, уровень его общей культуры, заложенный в родительской семье, предопределяет его последующую супружескую жизнь. Молодёжь нуждается в подготовке к семейной жизни, так же, как и к любой другой деятельности. Рождение и воспитание детей – были и остаются важнейшими функциями семьи.
Экономическая функция. Экономическая функция семьи, как и другие, определяется экономическим базисом общества и его культурой. Она охватывает такие аспекты семейных отношений как: обеспечение материальных условий существования семьи, удовлетворение материальных и ряда духовных потребностей её членов, поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных. Материальное обеспечение семьи зависит от дохода семьи, характера потребностей, ценностных ориентаций, сочетания общественных и личностных интересов семьи. Взрослым членам семьи необходимо участвовать в общественном производстве, трудиться, таким образом, обеспечивая материальную основу существования.
Раньше
в понятие «экономическая функция»
вкладывалось только обеспечение потребительских
интересов и удовлетворение потребностей
членов семьи. В настоящее время
происходит экономическое обособление
семьи, и это изменение отношений
собственности и форм хозяйствования
вызвало необходимость для
Современная
экономическая мысль